0+



 

Опубликовано: 24.12.2019 г.

Авторы: Скоробогатова Светлана Владимировна,
Шашкова Римма Мазитовна,
воспитатели,
МБДОУ детский сад № 70 «Золотой ключик»,
Кемеровская область, город Белово

Технология ТРИЗ с успехом используется в ДОУ. ТРИЗ-технология  – это технология коллективных игр и занятий, и не заменяет основную программу, а максимально увеличивает ее эффективность. Технологию ТРИЗ можно использовать во всех образовательных областях. Педагог в работе с детьми основывается таким средством, как педагогический поиск, где не дает готовые знания, а учит находить истину. Не стоит давать готовый ответ на вопрос ребенка, а спросить, что думает он сам. Происходит процесс рассуждения, а наводящие вопросы взрослого подводят к тому, что ребенок самостоятельно находит ответ.

Например: в познавательном развитии, давая воспитанникам знания о свойствах дерева, металла, стекла можно начать с вопроса: «Что было бы, если бы на Земле не было …?» После множества вариантов суждений задать вопрос: «Чем полезно дерево, металл или стекло?» Появляются ответы, в которых раскрываются новые свойства и качества предметов, веществ. Таким образом, создавая цепочку вопросов, мы получаем разнообразные ответы, находим противоречия, выявляем предметное окружение. Исследовательская деятельность позволяет проводить опыты, делает занятие интересным и познавательным.

Таким образом, в непосредственной деятельности мы проводим поиск истины и сути.

Технология ТРИЗ  собрала множество приемов противоречий, которые педагоги находят в окружающих объектах природного и предметного мира и используют их в работе с детьми. Основной задачей является научить детей искать и находить решение – этап изобретательства, который проявляется в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

Выявление противоречий или «тайна двойного» в объекте, явлении мы определяем, что может быть хорошо или плохо, вредно или полезно. Например: дождь – это хорошо потому, что питает растения, они нас радуют. Дождь – это плохо, потому что нельзя гулять на улице, становиться мокро и грязно.

Воспитатель учит воспитанников не только находить противоречия, но и научиться их разрешать. Пример задачи: «Чем может быть хорош или не удобен зонт?» Чтобы защитить от дождя, он должен быть большим. Если нет дождя, для удобства он должен быть маленьким. Решение: зонт должен быть складным – в одно время большой, в другое – маленький.

В речевом развитии технологию ТРИЗ можно использовать в решении сказочных проблем или придумывании новых сказок, используя специальные методы. Например, детям предложить придумать сказку, в которой лиса не будет съедать Колобка. Решить сказочную ситуацию, как помочь деду без помощи других героев сказки вытащить большую репку и т.д.

         «Мозговой штурм» - это метод, который позволяет снять психологический барьер и получить максимальное количество новых идей в минимальный промежуток времени. Сначала педагог формулирует цель и объявляет проблему. Затем дается время на обдумывание, воспитанники начинают высказывать идеи. Здесь запрещается любая критика, поощряется любая идея. Анализируем выдвинутые идеи и отбираем оригинальные решения. В практическом выполнении воспитанники решают, кто, что будет делать, т.е. обговариваются все этапы коллективной работы. 

Для того чтобы повысить эффективность творческого мышления, необходимо учить применять аналогии. Аналогия может быть прямой и фантастической.

  1. Прямая аналогия имеет несколько видов:

Аналогия по форме. (Схожесть предметов по внешнему виду)

Структурная аналогия. (Сходство объектов аналогичной структуры)

Функциональная аналогия. (Схожие функции объектов)

Аналогия по цвету. (Схожесть предметов по цвету)

Аналогия по ситуации. (Схожесть по состоянию явлений)

Аналогия по свойствам. (Схожесть по материалу)

Комплексная аналогия.

  1. Фантастическая аналогия. Данная аналогия способна в стандартную ситуацию внести волшебство, фантазию, сказку. Такие решения проблем позволяют развивать у воспитанников смекалку, фантазию.

Таким образом, технология ТРИЗ не только формирует творческое мышление, но и учит подходить к нестандартным решениям задач, жизненных проблем.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация