Опубликовано: 14.01.2020 г.
Автор: Киселева Алла Александровна,
воспитатель,
ГКОУ МО НШДС №737 г. Москва
Понятие адаптация
Адаптация - процесс приспособления ребёнка к новым для него условиям. Этот процесс происходит на физиологическом, социальном и психологическом уровнях. Важным моментом в период адаптации является одинаковое воздействие на ребёнка и дома и в ДОО.
Степени адаптации:
Лёгкая – 7-21дней
Средняя − 22-60(75) дней
Тяжёлая − более 75 дней
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около2- 2,5 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 2,5 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Цель и задачи процесса адаптации
Цель:
- Создание условий для успешной адаптации детей первой младшей группы к условиям ДОО.
Задачи:
- Изучить проблему адаптации, выявить особенности адаптации детей 1 младшей группы к ДОО;
- Организовать воспитательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей 1 младшей группы;
- Создать систему работы с родителями в период адаптации.
Основные участники:
- Дети
- Воспитатели
- Родители
- Педагог-психолог
Ожидаемые результаты:
- Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада;
- Сформированность знаний родителей по вопросам адаптационного периода и эмоционального состояния их детей.
Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:
- Работа воспитателей с детьми и с родителями;
- Работа родителей с детьми;
- Работа педагога-психолога с детьми и родителями
Этапы проекта
I этап – выявление проблем у детей посредством педагогического мониторинга и консультаций с педагогом-психологом.
II этап – создание и организация условий для адаптации детей 1 младшей группы.
III этап – проверка успешности выбранной технологии, анализ результатов работы.
Показатели окончания адаптационного периода
- Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками;
- Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- Двигательная активность;
- Усвоение норм и ценностей.
Жизненный опыт малыша
Дети из большой семьи, либо те, кого родители часто брали в шумную компанию друзей или отправляли на неделю погостить у бабушки, с удовольствием контактируют с незнакомыми людьми в группе. По реакциям взрослого они сразу понимают, что можно делать, а что – нет. Новая обстановка и множество разнообразных игрушек вызывают восторг. Дети, чей круг общения ограничен, адаптируются в садике тяжелее.
Советы родителям, которые помогут ребенку адаптироваться в детском саду
Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
Рекомендуется:
- Перед первым посещением детского сада рекомендуется несколько раз прогуляться туда с ребенком, понаблюдать за детьми и воспитателями, увлекательно прокомментировать то, что видите.
- Пересмотреть рацион питания, сделав его максимально приближенным к детсадовскому.
- Играть с детьми в «детский сад» дома.
Придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Пусть родители-зверушки водят своих детишек в детский сад к куклам-воспитателям. Показать, как они умываются, едят, играют, гуляют, спят, а вечером уходят домой. Благодаря сказочным историям у ребенка сформируется позитивное отношение к детскому саду, он будет знать, что его ожидает.
- Дать в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Так ребёнок носит с собой частичку дома.
- И дома, и в саду говорить с малышом спокойно, уверенно.
Чаще обнимать малыша, гладить по головке, говорить ласковые слова. Отмечать его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалить, чем ругать. Быть терпимее к капризам.
- Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
Должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходить: уверенно и не оборачиваясь.
- В присутствии ребенка всегда отзываться положительно о воспитателях и детском саде.
- Постараться отдать ребенка в группу, где у него есть знакомые дети, с которыми он раньше играл.
- Выбрать для ребенка удобную одежду, в которой он будет чувствовать себя свободно и раскованно.
- Не отучать ребенка от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша.
- В выходные дни не менять режим дня ребенка.
- Вечером приходить за ребенком в хорошем настроении, не показывая обеспокоенности.
Препятствия на пути адаптации
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Запугивать ребёнка детским садом, формировать образ сада как места, где наказывают
Надо забыть фразы: «Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»; «Вот пойдешь в садик, а там уж тебя воспитают!» или «Если не успокоишься, я отведу тебя назад в детский сад!».
- Обсуждать при ребенке то, что вас не устраивает в работе детского сада, плохо отзываться о воспитателях.
- Нельзя наказыватьили сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
- Не сдерживать обещаний, данных ребенку.
Нельзя говорить, что вы скоро придете, планируя оставить ребенка в саду на длительное время. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
- Без уважительных причин делать большие перерывы в посещении садика в период адаптации.
- Отдавать ребёнка в детский сад без предупреждения.
Очень трудно бывает детям, для которых поход в дошкольное учреждение стал неожиданностью. Это происходит тогда, когда родители не посчитали нужным заранее поговорить с ним об этом или по объективным причинам (например, маме срочно нужно выходить на работу).
Помощь нужна еще и родителям!
Когда речь идет об адаптации ребенка к детскому саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Мама имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными.
Душевное состояние ребёнка напрямую зависит от состояния мамы. Самое главное найти правильный подход к каждой семье и выработать тактику общения с мамой и малышом.