Опубликовано: 16.01.2020 г.
Автор: Варламова Елена Викторовна,
Педагог дополнительного образования,
МАУ ДО ДЮЦ «Рифей» г. Пермь
Важнейшей формой работы в объединении «Мастерица» является проектно-исследовательская деятельность, стремление и способности к исследовательскому поведению – это отличительная характеристика нашего коллектива.
При реализации проектов педагог помогает учащимся определить цель деятельности, рекомендует источники получения информации, раскрывает возможные формы деятельности, содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта, создает условия для активности, помогает детям оценить полученный результат и самостоятельно реализовывать задуманный проект. Можно сказать, что педагог и учащийся становятся партнерами.
На занятиях мною используются исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, практико-ориентированные проекты.
При создании творческих проектов по теме «Путешествие из прошлого в настоящее» учащиеся исследуют традиции и обычаи, связанные с народной куклой, знакомятся с изготовлением образцов русских обрядных кукол – оберегов (кукла на деревянной ложке, кукла закрутка).
Человечество на протяжении всей своей истории играло в куклы. Мир кукол на удивление светлый и радостный. В них есть то, чего нам не хватает в нашей деятельности: простое человеческое тепло, мудрая наивность и бесстрашная искренность. Куклы выстраивают вокруг себя целый мир чувств, запахов, мыслей и звуков, будь то сказочные герои волшебных историй, фантастические существа из детских снов или любимые и дорогие сердцу образы, хранящие память о семейных традициях. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, так и взрослых. Для каждого найдется свой уголок в этом ускользающем мире. Ребенку кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в его творческом развитие. Кукла, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением своей индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенной и привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Выбрав тему творческого проекта, определив актуальность, новизну, цель, задачи и план работы начинается поисковая деятельность детей.
Работа над проектом участниками исследования начинается с изучения соответствующей литературы, теоретического анализа источников. Участники проекта читают книги, энциклопедии, рассматривают иллюстрации с изображением различных видов кукол, расспрашивают своих бабушек об игрушках их детства, а также используют информацию с сайтов Интернета.
Из познавательных бесед: «Русская народная игрушка и русская народная кукла на ложке», «Какова она, древнерусская красавица» (по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная») дети узнают, что народные игрушки во все времена были востребованы и любимы. Что много лет назад в эти игрушки с удовольствием играли наши бабушки и прабабушки.
Сбор материала оформляется и систематизируется.
На практическом этапе учащиеся проходят весь технологический процесс от разработки эскиза куклы до создания и демонстрации авторской куклы-оберега. На этом этапе дети выполняют эксперименты и пробные макеты изделия. При этом необходимо было учитывать, что материал, используемый при изготовлении, должен быть не дорогой и доступный. Исходя из этого возникла идея проекта «Игрушка на ложке».
Детям очень понравилась эта незатейливая кукла на ложке. Они с удовольствием стали играть с ней свободное от занятий время. Во время изготовления куклы включали песни фольклорных ансамблей, чтобы создать атмосферу настоящих посиделок.
В результате реализации проекта дети узнали, во что и как играли их бабушки и прабабушки и убедились в том, что играть с куклами, изготовленными своими руками очень интересно.
Изучив технологию изготовления куклы на деревянной ложке, ребята решили сделать их вместе с родителями, которые с удовольствием им помогли.
По окончании работы над проектом дети сделали вывод, что куклы наших предков ничуть не хуже наших современных игрушек, играя в них, наши бабушки выросли хорошими, добрыми и трудолюбивыми людьми.
Исследовательский навык, приобретенный в объединении, поможет ребенку быть готовым к воспитанию новой ситуации, а также самому ставить перед собой новые цели и задачи.