0+



 

Опубликовано: 26.01.2020 г.

Автор: Соколова Наталья Ивановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 станицы Октябрьской Крыловского района
Краснодарского края

Цель:

-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма.

Задачи:

-закрепить знания детей о Великой Отечественной войне;

- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;

- формировать любовь, чувство гордости за защитников Отечества, за свою страну на основе ярких впечатлений и исторических фактов, воспитывать интерес к ее героическому прошлому;

- побудить в детях чувство сострадания;

- активизировать словарный запас детей;

- совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Активизация словаря: кольцо блокады, бомбежка, бомбоубежище, город -герой Ленинград, «Цветок жизни», буржуйка, «пайка» хлеба.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда.
  2. Заучивание стихов о Блокаде.
  3. Чтение литературных произведений детям о Великой Отечественной войне, о блокаде.
  4. Беседы с детьми.
  5. Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).
  6. Слушание военных песен.

Ход занятия:

Вос-ль: Воскресенье 22 июня 1941 года выдалось солнечным и теплым. Люди радовались наступившему лету и выходному дню. Одни уезжали на дачу, другие собирались в парки. И вдруг….

Голос Левитана объявляет о начале войны.

-22 июня в 4 часа утра, когда мирные жители все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города. Все изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война с фашистской Германией! Ребята, а вы знаете, что такое война?

Ответы детей…

Вос-ль: правильно, вой воздушных сирен, непрекращающиеся бомбежки. Свистящие пули, раненые, умершие люди, недавно мечтавшие о счастье. Искаженные от ужаса лица. Грохот орудий. Все это война. Война – она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты, они разрушали города и села, убивая мирных жителей. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Посмотрите пожалуйста на эти картинки. Как вы думаете, кому принадлежали эти предметы?

Ответы детей и комментарии взрослого: каска – защищала от пуль, ложка и котелок – для еды в походных условиях, фляжка – пить воду в походных условиях (на ходу), плащ – палатка – укрывала от дождя и ветра.

Вос-ль: да, действительно, эти предметы принадлежали солдатам, защитникам нашей Родины, настоящим героям. Нелегко пришлось советским солдатам на этой войне. Они стояли насмерть, чтобы отстоять каждый кусочек нашей земли. Но вы знаете, героями были не только люди, но и города. А вы знаете, можете назвать города – герои? (ответы детей, да…) Посмотрите на экран. ( слайды -города…)

Сегодня я вам расскажу о красивом городе – герое, городе – солдате, городе – труженике, который стоит над Невой, о детях живших в годы войны в этом городе. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Какой это был замечательный город (слайды). Много раз за свою историю город менял свое имя. Ребята, скажите какие названия носил этот город? (ответы детей) Верно, Санкт – Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт – Петербург. Но мы сегодня будем говорить о Ленинграде, но не просто о Ленинграде, а о том, что одним из самых трудных испытаний для нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной Войны была блокада Ленинграда. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому фашисты хотели завоевать город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли. Враг подступал к городу, и очень скоро оказался рядом с Ленинградом, где шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы, артиллеристы, танкисты и летчики. В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт… (слайды) Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили Ленинград со всех сторон. Гитлер сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет…» Но город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. (слайд)

Фашисты блокировали Ленинград со всех сторон – с суши и моря. И город оказался в огненном кольце, длинной в 900 дней и ночей, в тисках беспощадного голода, три зимы без топлива, электричества, под непрерывным вражеским огнем, превратившись в настоящую крепость. Ребята, подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Что у нас получилось?

Ответы детей:

Вос-ль: правильно, кольцо, из которого нельзя ни выйти, ни зайти. (присядьте) Это кольцо называли блокадным. Началась блокада Ленинграда. Ребята, как вы понимаете слово «блокада»?

Ответы детей:

Вос-ль: для жителей, особенно для детей Ленинграда блокада означала смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и от этого некуда было бежать.

На жителей города Ленинграда обрушился голод. Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек чёрного хлеба. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам он был слаще и вкусней любой конфеты. Норма хлеба на человека в день была -125грамм. И всё, только вода и хлеб за целый день………
Хлеб был сырой, в самые тяжёлые времена его готовили не из муки, а из древесной пыли и пшеничной пыли с мельницы. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер, на который они были приклеены. Клейстер — это клей, который люди делают дома сами из муки. (слайды)
Зимы во время войны были очень холодные, холоднее, чем сейчас на улице. Было так холодно, что замерзали водопроводные трубы, по которым в дома поступала вода. Люди остались без воды, в домах погас свет, и даже внутренние стены квартир покрылись изморозью, изморозь — это тоненькая корочка льда. Представьте: вам захотелось попить, а воды нет…На улице становится темно, и дома тоже темно, потому что нет света… И дома холодно, также как и на улице… Чтобы не умереть от жажды жители Ленинграда ходили за водой к Неве и другим рекам города. Чтобы не замерзнуть ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные маленькие печки - буржуйки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны, а затем и книги…Но такого топлива хватало ненадолго и целые семьи гибли от холода и голода. (Слайды)

Город регулярно, по несколько раз в сутки бомбили с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены). А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). На что он похож? Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. За все время Блокады от голода погибло очень много взрослых и особенно детей.

Одной из таких была девочка Таня Савичева. Она жила в обыкновенной ленинградской дружной, большой семье: с мамой, бабушкой, братьями, сестрами и двумя дядями. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Ленинграду. Началась война, затем блокада. И вдруг в один день все это счастье оборвалось. На глазах Тани погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Таню удалось вывезти из блокадного города. Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла. Памятью об этом остались записи Тани, которые теперь мы можем увидеть в музее и как памятник.
(слайды)
Несмотря на суровые условия, жизнь в городе продолжалась. Дети на равнее со взрослыми работали на заводах, в больницах, убирали улицы после бомбежек, помогали ослабевшим людям носить воду, дрова, топить печку. И в редкие минуты отдыха дети все же оставались детьми – читали книги, слушали музыку, встречали новый год и конечно же рисовали. Как вы думаете, что они могли рисовать? (Ответы детей). Предлагаю вам работы детей блокадного Ленинграда. Что изображали дети в своих рисунках. (война, хлеб, дети, работу)

И только через два с половиной года блокадное кольцо было прорвано, Ленинград был освобожден от вражеской блокады. Город был разрушен, вокруг не осталось ничего живого. Но осталось главное- свобода. Ленинград выстоял свои самые длинные 900 дней и ночей.
Детям блокадного города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми установлен памятник «Цветок жизни» (посмотрите на экран, слайды). За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой! Символ блокадного Ленинграда – ленточка. Это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни. Зажжённая свеча – память о тех, кто не вернулся…В нашей стране принято память погибших героев чтить минутой молчания. Попрошу всех встать…. (читать слова с экрана) Спасибо. На память я хочу подарить вам ленточки – символ блокадного Ленинграда. В память о блокадном Ленинграде, о тяжелых голодных днях войны мне хочется вручить по кусочку хлеба. Цените хлеб, берегите каждую его крошку.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация