0+



 

Опубликовано: 28.01.2020 г.

Автор: Белоусова Рената Вилевна,
Музыкальный руководитель,
МДОАУ «Детский сад№205»

Интеллектуальный потенциал и творчество становятся необходимыми   

личностными качествами, позволяющими человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности требует системного подхода и может успешно реализовываться с учетом возрастных и индивидуальных способностей личности. Соответственно, общество нуждается в воспитании и развитии делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

         Сегодня  работа с одарёнными детьми актуальна для государства и поэтому миссия государства заключается в поддержке одарённых детей. Президентом РФ утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система выявления и поддержки талантливых детей провозглашена приоритетной государственной задачей, т.к. от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.

Одаренный ребенок-это ребенок, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

                                    Плюсы и минусы одарённости

   Одарённость имеет положительную и отрицательную сторону. К плюсам относятся отличные вербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка.

 К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различную скорость  мышления по сравнению с ровесниками, слабую физическую подготовку.

       Для того чтобы подтвердить одарённость, необходимо собрать полную информацию о ребёнке у родителей, воспитателей и преподавателей. После того как собраны все данные и пройдены различные тесты, можно на основе данной информации делать выводы о наличии талантов и способностей. Такого ребёнка важно не упустить из виду и постараться воспитывать и обучать таким образом, чтобы он в дальнейшем приносил пользу обществу, в котором воспитывался.

   Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности и бывает следующей:

Интеллектуальной. Дети показывают повышенную любознательность и сообразительность.

Творческой. Выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений.

Академической. Проявляется в успешном изучении отдельных предметов. Но при этом отличается избирательностью интересов ребёнка.

Художественно-эстетической. Отражение таланта в музыке, литературе и творчестве.

Социальной. Лёгкость в установлении контактов и общительность.

Спортивной. Характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.

                    Как работать  с одаренными детьми:  какие  прежде всего, мы ставим  задачи и цели?

       Одной из приоритетных задач дошкольного учреждения в работе с одаренными детьми является выделение и воспитание таковых , а также развитие и помощь в реализации их возможностей – формирование современных представлений о выявлении и этапах развития одарённости. Поэтому, если в семье растет одаренный ребенок, необходимо позаботиться о том, чтобы грамотно и гармонично развивать его таланты с помощью специально созданных программ, будь то музыкальное, художественное или иное направление.

Цель (нашей работы): создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в ДОУ.

Задачи:

- изучение научно-методической и  психолого-педагогической  литературы по организации работы с одарёнными детьми в ДОО

- выявление одарённых детей

- развитие способностей одарённых детей во всех сферах деятельности ДОО

- обмен опытом с педагогами по работе с одарёнными детьми


Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно.  Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей в детском саду нужно направлять  усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения и воспитания. Следует помнить, что талант нуждается в поддержке. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить его  трудиться, самостоятельно принимать решения.

 Необходима определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников,  с включением  новых идей и решений, применением комплексных, парциальных программ, специальных проектов.

 Формы работы с одарёнными детьми:

Групповые занятия

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Групповые задания

Диалог

                             Педагогическая поддержка одарённых детей

Перед  педагогами   ДОО стоит задача оказать поддержку одарённым и способным детям. Для работы с этой категорией воспитанников мы должны ориентироваться на следующее:

  1. Индивидуальное обучение.
  2. Создание условий, подходящих  для успешного развития .
  3. Предоставление максимальных  возможностей  для развития таланта.
  4. Осуществление специальных мер поддержки - как материальных, так и моральных.

Особенный ребёнок должен быть в центре специальных социальных и педагогических программ, поскольку процветание нации напрямую связано именно с талантливой молодёжью. Чем раньше начать развитие способностей, тем выше вероятность их дальнейшего раскрытия и совершенствования.

Принято считать, что опережающий своих ровесников в развитии ребёнок, обладающий более развитым для своего возраста умом, не будет испытывать трудностей, проблем в учёбе, ему уготовано перспективное будущее и достойное место под солнцем. На самом деле  зачастую, способных детей поджидают  сложности в школе, дома и даже вероятные трагедии в подростковом возрасте.

Многие семьи считают, что одарённые дети – это дар, которым необходимо воспользоваться в полной мере, потому что он сулит хорошие дивиденды в будущем. Родители восхищаются успехами своего ребёнка и демонстрируют его способности родственникам и знакомым. Малыш обязательно уловит восхищение своими достижениями, запомнит и будет ждать от взрослых неизменного одобрения. Родители не подозревают, что этим они только подогревают тщеславие своего чада. А он, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения с ровесниками. Неумение приспосабливаться и общаться с обычными детьми может обернуться огорчениями и горем для порастающего человека.

Образование одарённых детей выстраивается таким образом, чтобы максимально выявить сильные и слабые стороны. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо тесное взаимодействие с семьёй – тогда образование будет иметь положительную динамику.

Очень важна для развития одаренности комфортная развивающая среда и творческая атмосфера в ДОО.

Развивающая  предметная среда-это система условий,  обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, проявлению  его одаренности. Благодаря многообразию и функциональности у педагогов больше возможностей развивать способности, таланты воспитанников.

Развитию же одаренности детей, способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком такие родители выходят за круг бытовых проблем, в общении используют общие игры, совместную работу на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. На основе общих познавательных интересов возникают устойчивые дружеские отношения между детьми и родителями.  В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Педагоги детского сада через различные нетрадиционные формы работы с родителями такие как: родительские клубы, совместные детско – родительские проекты, аукционы, досуги, оказывают им помощь в развитии у детей каких-либо талантов и способностей. Наибольший успех обеспечен при тесном взаимодействии всех специалистов ДОО.

Большую роль в развитии  одаренности детей  играют определенные профессиональные и личностные особенности педагога.

Каким должен быть педагог одаренного ребенка? Однозначного и односложного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено, несмотря на многочисленные исследования, эксперименты и научные изыскания. Попробуем обобщить  опыт и знания, накопленные коллегами.

Итак, работая с одаренными детьми,

   В  профессиональной сфере необходимо:

  1. Иметь глубокие знания по преподаваемому предмету.
  2. Обладать эрудицией.
  3. Иметь знания об особенностях одаренных детей ( характеристиками одаренных детей являются любознательность (высокая познавательная потребность), развитая память, способность к выявлению проблем и прогнозированию, изобретательность, умение стройно излагать свои мысли, богатый лексический запас, нонконформизм и т.д).
  4. Использовать разнообразные технологии, техники, методы, формы работы на занятиях (в том числе активные методы обучения и современные коммуникативные технологии).
  5. Создавать благоприятную, теплую, эмоционально безопасную атмосферу.
  6. Ориентироваться на творчество, использовать тактику качественного усложнения заданий по мере роста способностей обучающихся.

  В личностной сфере необходимо:

  1. Обладать позитивной «Я-концепцией», то есть представлением о самом себе с преобладанием позитивных установок.
  2. Обладать целеустремленностью и настойчивостью, быть энергичным и решительным.

3.Обладать высоким уровнем интеллекта .

4..Быть креативным (нетривиальным), остроумным, обладать гибкостью в поведении, эмоциональном реагировании. То есть быть готовым к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

5.Быть демократичным, доступным в общении и отношениях с людьми (обучающимися), открытым к субъект-субъектным, недирективным отношениям.

  1. Обладать самоуважением (объективной оценкой себя, отраженной в поведении, и в соответствующих эмоциях), стремлением к саморазвитию и самоактивизации.

7.Обладать внутренней мотивацией к труду, то есть испытывать интерес к предмету, процессу и результатам труда, получать удовольствие от работы.

8.Доверять окружающим, признавать их право на самостоятельное решение собственных проблем.

 Педагог может развить указанные личностные и профессиональные качества несколькими путями:

  • участие в тренингах – обучающих интерактивных мероприятиях, направленных на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок;
  • прохождение курсов, стажировок, участие в семинарах, конференциях, самообразование с целью получения новых знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;
  • обмен опытом с коллегами, участие в работе мастер-классов и педагогических мастерских, саморазвитие для выработки умений, необходимых для эффективного образовательного взаимодействия с одаренными воспитанниками. 

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод:

Работа с одарёнными детьми – важная и необходимая часть деятельности высококвалифицированного талантливого педагога. Кто как не педагог может помочь детям раскрыть свои таланты?

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий, кто понятлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив!

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация