Опубликовано: 28.01.2020 г.
Автор: Белоусова Рената Вилевна,
Музыкальный руководитель,
МДОАУ «Детский сад№205»
Интеллектуальный потенциал и творчество становятся необходимыми
личностными качествами, позволяющими человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности требует системного подхода и может успешно реализовываться с учетом возрастных и индивидуальных способностей личности. Соответственно, общество нуждается в воспитании и развитии делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Сегодня работа с одарёнными детьми актуальна для государства и поэтому миссия государства заключается в поддержке одарённых детей. Президентом РФ утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система выявления и поддержки талантливых детей провозглашена приоритетной государственной задачей, т.к. от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.
Одаренный ребенок-это ребенок, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Плюсы и минусы одарённости
Одарённость имеет положительную и отрицательную сторону. К плюсам относятся отличные вербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка.
К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различную скорость мышления по сравнению с ровесниками, слабую физическую подготовку.
Для того чтобы подтвердить одарённость, необходимо собрать полную информацию о ребёнке у родителей, воспитателей и преподавателей. После того как собраны все данные и пройдены различные тесты, можно на основе данной информации делать выводы о наличии талантов и способностей. Такого ребёнка важно не упустить из виду и постараться воспитывать и обучать таким образом, чтобы он в дальнейшем приносил пользу обществу, в котором воспитывался.
Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности и бывает следующей:
Интеллектуальной. Дети показывают повышенную любознательность и сообразительность.
Творческой. Выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений.
Академической. Проявляется в успешном изучении отдельных предметов. Но при этом отличается избирательностью интересов ребёнка.
Художественно-эстетической. Отражение таланта в музыке, литературе и творчестве.
Социальной. Лёгкость в установлении контактов и общительность.
Спортивной. Характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.
Как работать с одаренными детьми: какие прежде всего, мы ставим задачи и цели?
Одной из приоритетных задач дошкольного учреждения в работе с одаренными детьми является выделение и воспитание таковых , а также развитие и помощь в реализации их возможностей – формирование современных представлений о выявлении и этапах развития одарённости. Поэтому, если в семье растет одаренный ребенок, необходимо позаботиться о том, чтобы грамотно и гармонично развивать его таланты с помощью специально созданных программ, будь то музыкальное, художественное или иное направление.
Цель (нашей работы): создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в ДОУ.
Задачи:
- изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по организации работы с одарёнными детьми в ДОО
- выявление одарённых детей
- развитие способностей одарённых детей во всех сферах деятельности ДОО
- обмен опытом с педагогами по работе с одарёнными детьми
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей в детском саду нужно направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения и воспитания. Следует помнить, что талант нуждается в поддержке. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить его трудиться, самостоятельно принимать решения.
Необходима определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, с включением новых идей и решений, применением комплексных, парциальных программ, специальных проектов.
Формы работы с одарёнными детьми:
Групповые занятия
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Групповые задания
Диалог
Педагогическая поддержка одарённых детей
Перед педагогами ДОО стоит задача оказать поддержку одарённым и способным детям. Для работы с этой категорией воспитанников мы должны ориентироваться на следующее:
- Индивидуальное обучение.
- Создание условий, подходящих для успешного развития .
- Предоставление максимальных возможностей для развития таланта.
- Осуществление специальных мер поддержки - как материальных, так и моральных.
Особенный ребёнок должен быть в центре специальных социальных и педагогических программ, поскольку процветание нации напрямую связано именно с талантливой молодёжью. Чем раньше начать развитие способностей, тем выше вероятность их дальнейшего раскрытия и совершенствования.
Принято считать, что опережающий своих ровесников в развитии ребёнок, обладающий более развитым для своего возраста умом, не будет испытывать трудностей, проблем в учёбе, ему уготовано перспективное будущее и достойное место под солнцем. На самом деле зачастую, способных детей поджидают сложности в школе, дома и даже вероятные трагедии в подростковом возрасте.
Многие семьи считают, что одарённые дети – это дар, которым необходимо воспользоваться в полной мере, потому что он сулит хорошие дивиденды в будущем. Родители восхищаются успехами своего ребёнка и демонстрируют его способности родственникам и знакомым. Малыш обязательно уловит восхищение своими достижениями, запомнит и будет ждать от взрослых неизменного одобрения. Родители не подозревают, что этим они только подогревают тщеславие своего чада. А он, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения с ровесниками. Неумение приспосабливаться и общаться с обычными детьми может обернуться огорчениями и горем для порастающего человека.
Образование одарённых детей выстраивается таким образом, чтобы максимально выявить сильные и слабые стороны. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо тесное взаимодействие с семьёй – тогда образование будет иметь положительную динамику.
Очень важна для развития одаренности комфортная развивающая среда и творческая атмосфера в ДОО.
Развивающая предметная среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, проявлению его одаренности. Благодаря многообразию и функциональности у педагогов больше возможностей развивать способности, таланты воспитанников.
Развитию же одаренности детей, способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком такие родители выходят за круг бытовых проблем, в общении используют общие игры, совместную работу на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. На основе общих познавательных интересов возникают устойчивые дружеские отношения между детьми и родителями. В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Педагоги детского сада через различные нетрадиционные формы работы с родителями такие как: родительские клубы, совместные детско – родительские проекты, аукционы, досуги, оказывают им помощь в развитии у детей каких-либо талантов и способностей. Наибольший успех обеспечен при тесном взаимодействии всех специалистов ДОО.
Большую роль в развитии одаренности детей играют определенные профессиональные и личностные особенности педагога.
Каким должен быть педагог одаренного ребенка? Однозначного и односложного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено, несмотря на многочисленные исследования, эксперименты и научные изыскания. Попробуем обобщить опыт и знания, накопленные коллегами.
Итак, работая с одаренными детьми,
В профессиональной сфере необходимо:
- Иметь глубокие знания по преподаваемому предмету.
- Обладать эрудицией.
- Иметь знания об особенностях одаренных детей ( характеристиками одаренных детей являются любознательность (высокая познавательная потребность), развитая память, способность к выявлению проблем и прогнозированию, изобретательность, умение стройно излагать свои мысли, богатый лексический запас, нонконформизм и т.д).
- Использовать разнообразные технологии, техники, методы, формы работы на занятиях (в том числе активные методы обучения и современные коммуникативные технологии).
- Создавать благоприятную, теплую, эмоционально безопасную атмосферу.
- Ориентироваться на творчество, использовать тактику качественного усложнения заданий по мере роста способностей обучающихся.
В личностной сфере необходимо:
- Обладать позитивной «Я-концепцией», то есть представлением о самом себе с преобладанием позитивных установок.
- Обладать целеустремленностью и настойчивостью, быть энергичным и решительным.
3.Обладать высоким уровнем интеллекта .
4..Быть креативным (нетривиальным), остроумным, обладать гибкостью в поведении, эмоциональном реагировании. То есть быть готовым к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.
5.Быть демократичным, доступным в общении и отношениях с людьми (обучающимися), открытым к субъект-субъектным, недирективным отношениям.
- Обладать самоуважением (объективной оценкой себя, отраженной в поведении, и в соответствующих эмоциях), стремлением к саморазвитию и самоактивизации.
7.Обладать внутренней мотивацией к труду, то есть испытывать интерес к предмету, процессу и результатам труда, получать удовольствие от работы.
8.Доверять окружающим, признавать их право на самостоятельное решение собственных проблем.
Педагог может развить указанные личностные и профессиональные качества несколькими путями:
- участие в тренингах – обучающих интерактивных мероприятиях, направленных на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок;
- прохождение курсов, стажировок, участие в семинарах, конференциях, самообразование с целью получения новых знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;
- обмен опытом с коллегами, участие в работе мастер-классов и педагогических мастерских, саморазвитие для выработки умений, необходимых для эффективного образовательного взаимодействия с одаренными воспитанниками.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод:
Работа с одарёнными детьми – важная и необходимая часть деятельности высококвалифицированного талантливого педагога. Кто как не педагог может помочь детям раскрыть свои таланты?
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий, кто понятлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив!