Опубликовано: 30.01.2020 г.
Автор: Старинова Любовь Николаевна,
воспитатель,
ДОУ №24
Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о явлениях природы весной.
Задачи: Развивать у детей логическое мышление; упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и последовательность явлений в живой природе в весенний период.
Развивать познавательные способности детей (память, мышление, внимание, словарный запас) с помощью специально организованных игр и упражнений. Развивать умение анализировать и синтезировать названия весенних месяцев. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы. Расширять и систематизировать знания детей о перелетных птицах, первоцветах, обогащать знания детей о профессиях (знакомство с профессией лесника). Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Воспитывать любовь к родной природе, формировать умение ценить ее красоту и разнообразие.
НОД
В. -Ребята, когда вы шли в детский сад, вы, наверное, заметили какое сегодня утро. Воздух прозрачный, светлый и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Хорошее, веселое и радостное).
В.: Да, сегодня солнечный и радостный день. А вы знаете, почему у нас в группе поселилась радость?
Радость побежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки,
Радость разбудила всех детей,
Радость пригласила к нам гостей.
- Какое у нас сейчас время года ?
- Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …)
- Закройте, пожалуйста , глаза и послушайте весну. Лёгкое дуновение весеннего ветерка, шелест травы на ветру . Протяните руки вперёд и почувствуйте как согревает вас тёплое, ласковое солнышко.
( звучит музыка)
- Назовите весенние месяцы.
- Март в народе называют «протальник», почему?
- Апрель – «снегогон», почему?
- Май – «травень», почему?
- Дети, а вы хорошо знаете приметы весны? (да). Мы сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».
Ой беда, беда, беда!
Тает снег, кругом вода
Не обуешь валенки
На снегу (проталинки) (1 слайд)
Рад весне братишка Саша
И собачка рада Жулька
На припёке с крыши нашей
Утром свесилась (сосулька). (2 слайд)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает (капель) ( 2 слайд)
На реке и треск и гром
Это значит ледолом
На реке лёд идёт
Это значит (ледоход). (3 слайд)
Самый первый день весны
Самый, самый первый
На опушке у сосны
Распустилась (верба) ( 4 слайд)
- А какое солнышко весной? (теплое , ласковое). ( 5 слайд)
Проводится игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен её закончить.
Солнце желтое, как… одуванчик, цыпленок, лимон и т.д.)
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок и т.д.)
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море и т. д.)
Солнце веселое, как … (песенка, клоун и т. д.)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда и т.д.)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер и т. д.)
Физкультминутка «Солнышко».
- Какие птицы появляются первыми ? ( грачи ) ( слайд 6 )
- Чем они питаются ?
- Где строят свои гнёзда ? ( слайд 7)
- Послушайте , как они кричат ( запись )
-За грачами прилетают скворцы. ( слайд 8)
Как ещё называют скворца ? (егорка)
- Какая есть особенность у этих птиц ?
( послушайте пение скворца)
- Главная забота прилетевших птиц – жильё. Мы можем им помочь. Как?
( слайд 9).
Пальчиковая гимнастика
Я Весне построю дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены . Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
- Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.
- Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами? (потому что они первые).
- А какие цветы распускаются первыми? (подснежник, мать и мачеха).
- Правильно. Посмотрите. ( 10 , 11 , 12 слайд)
- Первоцветов не так много. Если люди их будут рвать, их вообще не останется. Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу, т. е. охраняются законом.
- Давайте подышим ароматом подснежников.
Дыхательная гимнастика. .
Вдох носом, на выдох слова : «Ах, как чудно пахнет цветок».
В. - Ребята, а есть замечательная профессия – природу охранять.
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек,
В гости ждёт лесных зверушек.
Воспитатель: О ком идёт речь в этом стихотворении?
Дети: О леснике.
Воспитатель: А, что делает лесник в лесу и о ком он заботится?
Рассматривание таблицы
( слайд )
Воспитатель: А, что произойдёт, если человек не будет беречь лес и соблюдать правила поведения в лесу?
Дети: Лес может погибнуть.
Воспитатель: Ребята, а где воздух чище в лесу или городе?
Дети: В лесу.
Воспитатель: В лесу нет машин, заводов, фабрик, а деревья очищают воздух от пыли и грязи, растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, которым мы дышим. Что нам надо делать, чтобы воздух стал чище?
Дети: Сажать деревья, оберегать леса от пожара, не мусорить.
Вот и мы сегодня тоже посеем семена ели . Прежде вспомним , что необходимо растениям для роста . ( Слайд 14)
Возьмите семечко и стаканчик с землей. Внимательно рассмотрите семечко. Сделайте в земле пальчиком углубление, положите туда семечко и присыпьте землей.
Проговариваем заранее выученное стихотворение:
«Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!»
- Что нужно сделать теперь? - (полить) .
Итог занятия. О чем мы говорили на занятии? Что нового узнали?
Что понравилось больше всего? Спасибо. Молодцы!