0+



 

Опубликовано: 15.03.2020 г.

Автор: Дубатовка Мария Николаевна,
Учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ №29»
город Энгельс

В предлагаемой системе обучения родному языку реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно-ориентирован-ный подходы и всему курсу придана деятельностная основа.

Такие особенности курса как пошаговая подача учебного материала, использование схем, алгоритмических предписаний, комплексный характер заданий к упражнениям способствуют системному формированию у младших школьников универсальных учебных действий.

Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.

Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение, как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.

Текстовой материал расширяет кругозор детей, обогащает их словарный запас, создает на уроках благоприятную речевую среду. Продолжая традиции российского образования, в учебниках большое внимание уделяется духовному и нравственному развитию младших школьников, воспитанию чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

УМК «Начальная школа XXI века» (1-4 классы)

Линия учебно-методических комплектов «Русский язык» для 2–4 классов

Авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова,

Л.В. Петленко, В.Е. Романова

В основу построения курса положен линейный принцип обучения. Материал структурирован по блокам: «Как устроен наш язык» (даются основы лингвистических знаний), «Правописание» (формируются навыки грамотного письма) и «Развитие речи» (проводится систематическая работа над текстом, его структурой).

Комплект для 2-4 классов включает:

  • • учебник (в двух частях);
  • • рабочие тетради № 1, 2;
  • • рабочую тетрадь «Учусь писать без ошибок»;
  • • пособие для учителя «Комментарии к урокам».

«Русский язык.  Оценка достижения планируемых результатов обучения».  Методическое пособие, 2–4 классы (под ред. С.В. Иванова)

Одной из целей курса является освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

Обучению письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. На ряду с формированием основ элементарного графического навыка чтения обогащается словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфо-графическая пропедевтика. Пристальное внимание уделяется значению всех языковых единиц, их функциям в речи.

Материал курса «Русский язык» представлен тремя содержательными линиями, одна из них система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).

В реализации задач, поставленных школьной реформой, существенную роль играют уроки русского языка (фонетики, грамматики, правописания, развития речи), направленные на воспитание любви и уважения к Родине, к языку своего народа.

Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности: воспитание его гражданских качеств, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, способности преодолевать трудности.

От эффективности решения задач умственного и речевого развития младших школьников зависят их дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем учебным предметам.

Начальный курс фонетики, грамматики, правописания, развития речи органически связан с содержанием систематического курса русского языка в средней школе и охватывает широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам русского языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, почти со всеми частями речи и их важнейшими формами, с простейшими видами предложений, с членами предложения и рядом орфографических правил. Программа предполагает также практическое ознакомление учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимами, антонимами.

В процессе усвоения элементарных сведений по фонетике, лексике, грамматике и правописанию у детей развиваются мыслительные умения: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются умения и навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка — слова, предложения.

Важнейшими в начальном курсе русского языка являются разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание».

Звуки и буквы. Основные знания, умения и навыки по этому разделу учащиеся приобретают в I и во II классах. Учащиеся получают сведения о звуках и буквах в их соотношении, гласных и согласных, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых согласных, учатся производить простейший звуко-буквенный анализ слов с опорой на наглядные схемы.

В III—IV классах умения и навыки по этому разделу получают дальнейшее развитие. Совершенствуется звуко-буквенный анализ слов, усиливается внимание к развитию речевого слуха учащихся. Эта работа должна быть направлена прежде всего на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, письма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня грамотности.

Важнейшее программное требование по этому разделу не только для I, но и для II—IV классов заключается в том, что дети должны уметь различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской графики (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительных твердого и мягкого знаков и др.). Уже в конце I, начале II класса дети знакомятся с тем характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Они узнают о различии и произношении и написании звонких и глухих согласных в словах, учатся различать ударные и безударные гласные и пр. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под ударением гласные звуки пишутся так же, как и слышатся, а безударные гласные нуждаются и проверке. Во II классе школьники знакомятся с проверкой безударных гласных в словах типа столы - стол, на воде - воды.

В связи с этим особое значение приобретают упражнения по развитию умений соотносить гласные буквы в ударных слогах форм одного и того же слова, сопоставлять произношение и написание слов в целом (вода — воды, лес — в лесу). Подобного рода упражнения проводятся и в ходе изучения курса русского языка в III—IV классах в целях развития орфографического слуха (умения на слух опознавать орфограмму в словах) и формирования более прочных навыков правописания. Для анализа берутся не только формы одного слова, но и родственные слова типа водяной, вода — водный, лес — лесник.

Работа по теме «Звуки и буквы» должна быть также направлена и на совершенствование культуры устной речи младших школьников: четкое артикулирование звуков, правильное произношение слов, развитие дикции.

         В учебниках УМК «Школа ХХI» и «Школа России» выполняются вышеперечисленные требования для формирования фонетико–графических умений.

         Например, в учебнике русского языка (С.В. Иванов) УМК «Школа ХХI» 3 класса дается задание: «Запиши пословицы, заменяя звуковую запись буквенной», 2 класса: «Поставь в транскрипции знак ударения. Подчеркни `опасные места`, обозначь часть слов, в которой они находятся. Сделай рядом буквенную запись, вспомнив необходимые правила и устно подобрав проверочные слова [сн’ижок], [л’исной’], [скаска], поработай с транскрипцией, сделай буквенную запись слов».

Упражнение в учебнике 3 класса:

Коля считает, что для записи считалки ему будет необходимо 4 мягких знака. А Аня считает, что ей будет нужно 6 мягких знаков. Кто из ребят прав?

На золотом [крыл’цэ] сидели

[Цар’], [цар’эв’ич’],

[Карóл’], [карал’эв’ич’],

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

         В учебнике русского языка 2 класса «Школа России» дается задание: Рассмотрите условные звуковые обозначения слов и записи слов буквами.

[й’олка] - ёлка, [м’ач’] - мяч, [гус’] - гусь

Объясните в чем различие в записях одного и того же слова.

Произнесите по порядку звуки в каждом из этих слов.

         В программе «Школа ХХI» заданий на формирование фонетико-графических умений значительно больше.

         Также большое внимание уделяется фонетическому разбору слов.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация