0+



 

Опубликовано: 17.03.2020 г.

Автор: Кочурова Валентина Васильевна

учитель русского языка и литературы

г. Екатеринбург, МБВ(С)ОУ В(С)ОШ №185

Цели урока:

  • Совершенствовать речевую культуру учащихся;
  • Формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;
  • Способствовать воспитанию   положительного отношения  к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувства патриотизма.

Педагогические технологии: игровые технологии, работа в группах.

Оборудование урока:

На стенах развешены высказывания великих писателей, философов о слове и языке:

  1. «Словами можно смерть предотвратить, словами можно мертвых оживить». Н.М.А. Навои
  2. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». В. Шефнер
  3. «Нет магии сильней, чем магия слов». А. Франс
  4. «Острое слово – холодное оружие». К. Кушнер
  5. «В ответ на бранные слова с улыбкой промолчи и сделай вид, что вообще  таких не знаешь слов». Г. Остер
  6. «Слова – это то единственное, что остается на века». Э.Хэмингуэй
  7. «Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно». Л. Толстой
  8. «Слова резвят язык, но часто режут уши». Т. Глушенко
  9. «Сквернословящая женщина – еще не мужчина. Но уже не женщина». Б. Тойшибеков
  10. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».        И. С.Тургенев

 Песня Григория Гладкова «О русском языке»,  фрагмент фильма « Джентльмены удачи», фрагмент фильма Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»


Эпиграф: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно доставляло благодать слушающим» (слайд 1)                                                                                                 (Евангелие: 4:29)

Вступление

Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье — 
Говорить на русском языке!

  • Сегодня мы с вами проведем деловую игру, посвященную очень важной проблеме - культуре речи. Для этого нам необходимо разбиться на 4 группы, каждая из которых будет выполнять определенные задания.

Вопросы ко всем учащимся:

  • Что, по-вашему, включает в себя понятие «культура речи»?
  • Почему эта проблема так актуальна в последнее время?

В последнее время мы видим падение уровня культуры речи из-за того, что в газетах, СМИ, телевизионных программах допускают все больше речевых и грамматических ошибок, не следят за своей речью.

В связи с тем, что все озабочены данной проблемой, во всех вузах, независимо от специализации, введен специальный курс «Культура речи».

  • Что нужно делать, чтобы совершенствовать свою речь?

Вывод: От того, насколько грамотно человек говорит, как высока его культура общения, зависит впечатление, которое он производит на окружающих! (слайд 2)

I.Как вы правильно заметили, для культуры общения необходимо говорить правильно, грамотно, выразительно, быть вежливым.

 Сейчас я вам предложу   разыграть   2-е  очень распространенные ситуации, в которые может попасть каждый из вас, а кто-то и попадал неоднократно.

  1. Допустим, вы опоздали на урок, и он уже начался, к тому же произошла еще одна знакомая ситуация - забыли тетрадь. Ваши действия ...

(в данной сценке участвуют 2 ученика: 1- учитель, 2-ой - опоздавший ученик)

  1. Предположим, вам необходимо посетить районную библиотеку, а вы не знаете, где она находится. Поэтому вы спрашиваете прохожего незнакомого человека о том, как туда пройти....

(участвуют 2 ученика: 1 - спрашивает, 2-ой отвечает)

Участники игры анализируют действия учащихся.

Таким образом, мы вспомнили еще раз слова вежливого обращения, а главный вывод заключается в том, что в нашем языке нет слов-обращений к незнакомому человеку. Для того  чтобы к нему обратиться, необходимо использовать слова-извинения для привлечения внимания: простите, пожалуйста, будьте добры, извините, будьте любезны и т.п. Ни в коем случае нельзя говорить «женщина», «мужчина».

  1. II. Так как важнейшим качеством речевой культуры является грамотность, правильность произнесения слов, сейчас мы проверим, насколько вы правильно ставите ударения в словах.

Каждый из 4 столов получает 3 предложения со словами, которые нужно правильно прочитать.

  1. Очень жаль, что Вы редко балуете нас своими новыми ролями.
  2. Наша компания заключила в этом году самое большое количество договоров.
  3. Кто бы мог подумать, что щавель - это травянистое растение - относится к семейству гречишных!
  4. Если ты несколько раз повторишь это правило, то обязательно вспомнишь его на экзамене.
  5. Наш кухонный стол можно будет поставить в середине комнаты.
  6. В цирк постоянно звонят и интересуются выступлением африканских слонов.
  7. Если включить в Вашу речь пословицы, поговорки, афоризмы, то она зазвучит ярче, станет образнее и красивее.
  8. Я только мельком взглянул на этих людей и понял, что у нас нет ничего общего.
  9. Обеспечение всеобщей безопасности - одна из главных задач в современном мире.
  10. В магазин привезли свеклу нового урожая.
  11. Украинский язык является родственным русскому.
  12. В домах в следующем квартале будут установлены новые мусоропроводы.

III. Необыкновенно важным для общения является богатство языка, богатый лексикон.

Героиня известного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка Людоедка обходилась всего 33 словами. Их она использовала для выражения самых разных чувств и эмоций. Давайте посмотрим фрагмент фильма, поставленного по этому замечательному произведению режиссером Л. Гайдаем, и увидим, как это было (Смотрим фрагмент). Да, это довольно смешно. А как вы думаете, что хотел сказать автор о своей героине, изобразив ее таким образом?

(Она ограниченная, глупая, у нее примитивное мышление)

Ну, конечно, наш с вами лексикон не в пример богаче Эллочкиного, но все же, уверена, многим не помешает его расширить.

  • Как вы думаете, что надо для этого делать? Что делает нашу речь богаче, образнее?

-  Синонимы.

  1. IV. Каждой группе предлагается выполнить аналогичное задание:

Подберите, пожалуйста, синонимы к словам: (слад 3)

  1. - ужасный
  2. - большой
  3. - красивый
  4. - добрый
  5. - маленький

Кроме того, этой же цели - обогащению лексикона - служат фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, а также пословицы.

Каждый стол получает задание вспомнить как можно больше фразеологизмов и пословиц со словами (слайд 4)

  1. нос
  2. глаза
  3. руки
  4. семь
  5. лоб
  6. V. Мы говорили о том, что украшает нашу речь, делает ее грамотной, выразительной, обогащает язык.

А теперь поговорим о том, что его засоряет, от каких явлений нам нужно избавляться?

- Жаргонизмы, сленг, ненормативная лексика, брань, нецензурные выражения, слова-паразиты. (слайд 5)

Все эти явления, хотя и существуют в языке, но выходят за рамки русского литературного языка, поэтому в речи культурного, интеллигентного человека их должно быть как можно меньше и надо стараться от этого избавиться.

Сейчас мы посмотрим фрагмент замечательного художественного фильма «Джентльмены удачи». По сюжету для поимки опасного вора-рецидивиста милиция обращается за помощью к заведующему детским садом, и ему приходится вместе с жуликами, сбежавшими их тюрьмы, попытаться напасть на след бандита. Я не буду пересказывать весь фильм, многие его, наверное, видели. Итак, фрагмент, иллюстрирующий применение жаргонизмов. (Фрагмент фильма)

Естественно, жаргонизмы - это слова, употребляемые людьми той или иной социальной группы. Вы тоже их используете, т.к. принадлежите к молодому поколению. Давайте попробуем обойтись без них.

Замените, пожалуйста, сленговые выражения в предложенных текстах стилистически нейтральными синонимами, литературными словами. (задания получает каждая группа)

  1. - Круто! Я попал на TV! Устроили такую тусовку! Было клево! Оттянулись не по-детски!

 2.- В магазине перед кассой выстроился такой хвост! Кассирша выносила кому-то мозг. Пришлось наехать на обеих. Не слабо так.

 3.- Ты не догоняешь! Рванем ко мне! Мои предки уперлись на дачу, так что можно затусить на нашей хате. Будет прикольно!

4.- Давай сегодня прошвырнемся по магазинам. Я вчера такую кофточку оторвала на распродаже. Полный улет! Можно закосить последний урок!

  1. VI. Но самое отвратительное явление в языке — это нецензурная брань или, как это называли раньше, сквернословие.

Цитата из Библии:

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно доставляет благодать слушающим».

Сейчас мат, как джин из бутылки, буквально вырвался на волю.   По данным социологических опросов, в России используют ненормативную лексику 70% населения, независимо от социального и образовательного статуса, но при этом подавляющее большинство россиян негативно относятся к использованию подобных выражений в общественных местах.

Так как ни для кого не секрет, что это негативное явление существует, к сожалению, и в школьной среде, нам нужно решить две проблемы:

Для чего применяется нецензурная лексика?

  • повышение эмоциональности речи;
  • снятие психологического напряжения, болевого шока;
  • демонстрация агрессии;
  • демонстрация отсутствия страха;
  • демонстрация раскованности, независимости говорящего;
  • демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
  • демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
  • оскорбление, унижение адресата речи.

VII.    Как бороться с этим уродливым явлением?

  • каждому самому следить за соей речью;
  • принять закон, запрещающий сквернословить;
  • прививать культуру речи;
  • не общаться с теми, кто ругается, сделать их изгоями

С ненормативной лексикой борется и закон: (слайд 6)

Ст. 130 «Оскорбление»

  1. Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до 100 МРОТ или иного дохода либо обязательными работами на срок 120 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.
  2. Оскорбление в публичном выступлении и СМИ - до 200 МРОТ, либо обязательными работами на срок 180 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Гл. 20 Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность Статья 20.1 Мелкое хулиганство, т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу... влечет наложение административного штрафа от 50 до 10 МРОТ или административный арест на 15 суток.

Сейчас мат слышен везде, начиная от семьи и заканчивая улицей, даже от людей состоявшихся. И причиной этого уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. «Невинная» привычка употреблять мат для «связки» слов - признак особой деградации человека, признак его духовного и нравственного разложения.

Издревле мат именуется сквернословием - «скверно» (слайд 7)

В словаре Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное; это нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина... нравственное растление».

Так давайте всеми силами стараться избавиться от этого позорного явления.

Заключение

Сегодня мы поговорили об очень важных, на мой взгляд, проблемах, еще раз постарались понять, как важна речевая культура в человеческом общении. И закончить мне бы хотелось всем известным, но не устаревающим призывом, который принадлежит

            И.С. Тургеневу: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием» (слайд 8)

Звучит песня о русском языке.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация