Опубликовано: 17.03.2020 г.
Автор: Белешова Юлия Александровна, воспитатель
ДОУ №24 «Семицветик» г.Дубна
Воспитания чувство патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.
Задачи, решающие названные проблемы:
-повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно – патриотического воспитания дошкольников;
-систематизировать знания и умения педагогов и детей по данной проблеме;
-совершенствовать работу педагогического коллектива;
-помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети - детский сад.
Педагогические средства, позволяющие эффективно решать поставленные задачи.
-музей патриотического воспитания дошкольников детского сада.
-семинары-практикумы для педагогов детского сада и района на базе дошкольного учреждения.
-перспективное планирование.
-работа по проекту «Воспитание дошкольника-гражданина Отечества».
-информационно-практическая работа творческой группы музея детского сада.
-проектная деятельность творческой группы детского сада.
Под руководством взрослых у детей постепенно формируется элементы патриотических и гражданских чувств и общественных отношений. Очень важно, что бы в каждом дошкольном учреждений обобщался и систематизировался педагогический опыт, посвященный этой стороне нравственного воспитания. Существенную помощь в организации патриотического воспитания может оказать действующий на базе детского сада Музей патриотического воспитания дошкольников. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с героической историей своего народа, своего Отечества. Музей – это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в героическо-патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании будущего гражданина.
Героическо-патриотическая тема была и остается всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Все, что связано с современной армейской службой, находит горячий отклик в душе ребят.
Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины- эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Организуя праздники героико-патриотической тематики, мы одновременно учим и воспитываем детей. Здесь они по настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю вместе с ветеранами, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, а где реальность. А реального на патриотических праздниках много: ведь к детям в гости приходят настоящие военные (от рядовых до полковников), показывают детям современное оружие и рассказывают о нем.Ко Дню Победы устраивают настоящий детский военный парад, куда приглашают ветеранов ВОВ, воинов афганцев, воинов из гарнизонов, дислоцированных в своем городе (районе). Проведение патриотических праздников в ДОУ – это хорошая, добрая традиция. Такие мероприятия снимают на видео, оформляют фотоматериалы для выставок, чтобы в течений года можно было «оживить» впечатления детей, помочь им еще раз ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к памятным событиям страны.
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома в детском саду.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиций. Пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине как к источнику патриотического начала.
Важно донести до детей мысль: спустя много- много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
Необходимо серьёзно задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств детей, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, оказании им посильной помощи. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, её героям, полководцам, героическими событиями, которые происходили в родном городе.
Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора содержания занятия, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, к своему родному городу, защитникам Отечества, всегда является наиболее актуальным и важным. Поэтому естественным требованием к отбору содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является включение культурно-исторического, духовно - нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиции Отечества.