Опубликовано: 21.03.2020 г.
Автор: Лактионова Екатерина Викторовна,
Музыкальный руководитель,
МАОУ « Прогимназия г. Благовещенска»
Образовательные области:
Социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие
Цель:
- закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах);
- доставить детям удовольствие от общения с музыкой, друг с другом, радость свободы и раскованности;
- удовлетворять потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью музыки.
Задачи:
Образовательная:
- закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов;
- обогатить словарный запас музыкальными терминами;
- формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.
Развивающая:
- развивать эмоциональность детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку.
- ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа и в речевых упражнениях, используя для этого звучащие жесты, движение, шумовые инструменты.
Воспитательная:
- воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.
Оборудование:
Интерактивная доска, фортепиано, магнитофон, флеш-носители.
Ход
СЛАЙД №1 (Лес)
Дети вошли в зал, и к ним обращается музыкальный руководитель:
Муз. рук-ль
Давайте сейчас постоим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь…
Что вы услышали?
(музыкальный фон)
Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?
Ответы детей
Муз. рук-ль:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!
Да, мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и невкусный.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей.
Слышите, эта волшебная музыка приглашает вас в сказочный музыкальный лес. Мы знаем что каждый из вас мечтал научиться играть на музыкальном инструменте. А что для этого необходимо?
Ответы детей.
Тогда отправляемся в путь! В волшебном лесу на музыкальной полянке мы сможем организовать свой оркестр. С собой мы возьмем нашу дружбу и таланты!
- Музыкально-ритмическое движение приставной шаг с приседанием. (Дети идут к дубу по ноткам).
Страшный звук и Соловей - разбойник
СЛАЙД 2 (Соловей - разбойник, анимация с голосом ): «Ха-Ха-Ха, ишь чего захотели, оркестр собрать! Не будет вам музыки!!! Я все инструменты забрал и спрятал, а без инструментов никакой оркестр быть не может!
Муз. руководитель: Ребята, что нам делать? Как же нам быть?
Дети: Найти!
Муз. руководитель: А как же нам искать?
СЛАЙД 3 (заставка дубового леса).
Дуб (голос за кадром): Здравствуйте, мои маленькие друзья, не огорчайтесь ,я помогу вам найти музыкальные инструменты! Я очень старый…… (пауза), многое повидал на своём веку……. и знаю все уловки разбойников! Но вам будет очень не легко. Чтобы вам найти инструменты, вам надо будет проявить смекалку и находчивость, а также показать свои музыкальные таланты. ы готовы к испытаниям? Справитесь? ( ответы детей). Ну тогда слушайте! Помогут вам в вашем нелёгком пути мои волшебные радужные плоды, которые вам необходимо будет срывать в том порядке, в каком расположены цвета на радуге. На каждом жёлуде вы найдёте задание - правильно выполнив которые, вы получите подсказку где искать музыкальный инструмент. Удачи вам , мои юные друзья!
СЛАЙД 4 (Радуга - загорается первый цвет - красный).
Дети срывают первый жёлудь по первому цвету радуги- красный цвет ( загорается интерактивная доска после правильного ответа) : «Найдите нотку красного цвета и разгадайте музыкальную загадку-что вы знаете про оркестр, что такое оркестр, какие оркестры бывают?». А нотка подскажет нам место, где спрятал злой Соловей-разбойник инструмент. Дети ищут красную нотку и выполняют задание .
ЗАДАНИЕ 1« Оркестр»
Предлагаю вам распределить инструменты, на которых играют в народном оркестре и на которых играют в симфоническом оркестре. Прослушать 2 музыкальных фрагмента («Ах, вы сени» русская народная мелодия, П.И.Чайковский «Вальс цветов»). Определите, какой оркестр звучит – народный или симфонический.
СЛАЙД 5 (Две группы оркестров- группа народных инструментов и инструменты симфонического оркестра и две группы инструментов).
Дети выполняют задание- отгадывают вид оркестра , называют инструменты , нотка звучит при правильном ответе и дети её открывают , видят картинку -норка
Муз. руководитель: Ребята, мы справились с заданием и поэтому можем увидеть место, где спрятан инструмент-ищем норку в нашем волшебном лесу.
Дети находят нору, там трещотки, несут на место оркестра( у оркестра есть своё место с указательными табличками).Смотрите как много стульчиков, значит много инструментов нам надо найти?
Мои юные музыканты, пойдём дальше вести наш музыкальный поиск и собирать наш оркестр! Дети подходят к дубу и срывают второй жёлудь по следующему цвету радуги -оранжевого цвета
СЛАЙД 6 ( Радуга - загорается второй цвет - оранжевый) « Найдите нотку оранжевого цвета и прохлопайте ритмический рисунок попевки, которую вы видите на экране).
СЛАЙД 7 ( Ритмический рисунок попевки « Петушок , петушок»).
ЗАДАНИЕ 2 «Угадай песню по ритмическому рисунку».
Дети озвучивают ритмический рисунок ладошками) и распеваются этой попевкой- нотка подаёт звук за верно выполненное задание, дети открывают нотку- книжку и видят картинку на обратной сторон- дупло.
Муз. руководитель: Дети, мы и это задание выполнили и увидели следующее место, где спрятан инструмент- ищем дупло в нашем лесу. Дети находят дупло и там ложки и несут на место оркестра. Музыканты, отправляемся дальше?
Дети подходят к дубу и срывают третий жёлудь по следующему цвету радуги-жёлтый.
СЛАЙД 8 ( Радуга - загорается третий цвет - жёлтый ).
Ищем нотку жёлтого цвета и на это раз выпало нам интересное задание- Надо исполнить песню про нотки, которые помогут нам организовать музыкальный оркестр.
СЛАЙД 9 (Нотки)
ЗАДАНИЕ 3 Вокальная деятельность. « Нотная песенка». Дети поют песню , нотка подаёт звук за выполненное задание и дети открывают нотку и видят картинку-гнездо.
Муз. руководитель: Дети, молодцы, настоящие музыканты- справились с песенкой, нотка зазвучала и открываем картинку- гнездо. Ищем гнездо и там маракасы. Относим маракасы на музыкальную полянку и отправляемся дальше!
Дети подходят к дубу и срывают четвёртый желудь-зелёный.
СЛАЙД 10 (Радуга - загорается четвёртый цвет - зелёный ).
Все ищем нотку зелёного цвета и читаем задание - показать игру на необычных инструментах .Ребята , а из чего мы можем извлекать звуки, с помощью чего мы можем получить звук? Может звучать всё, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты. И наше задание это подтверждает-показать как можно играть на необычных инструментах.
СЛАЙД 11 (нотки пляшут)
ЗАДАНИЕ 4 Хрустальный оркестр « Детский вальс». Дети сыграли хрустальным оркестром, нотка ответила им и открываем картинку-логово.
Муз. руководитель: Молодцы, мои юные музыканты, справились с заданием сыграть необычную музыку-открываем нотку, она нам отвечает и видим картинку -логово , жилище для крупных лесных зверей. Отправляемся на поиски логова и там металлофон, относим его на музыкальную полянку и держим путь дальше.
Ребята, наш дуб опять нам подскажет , что делать? Давайте сорвём пятый жёлудь, какой следующий цвет у радуги после зелёного-голубой.
СЛАЙД 12(Радуга - загорается пятый цвет - голубой )
Ребята, отправляемся на поиски голубой нотки и выполняем следующее интересное задание- надо собрать картинку с изображением музыкального знака, который помогает нам войти в мир музыки ( скрипичный ключ)
ЗАДАНИЕ 5 Пазлы. Дети собирают пазл с изображением скрипичного ключа.
СЛАЙД 13 (Скрипичный ключ)
Муз. руководитель: Какие сообразительные дети. И это задание вам под силу. Со скрипичным ключом нам точно получится создать наш оркестр. Открываем нашу нотку ( нотка звучит) и видим следующее место, куда спрятал Соловей- разбойник наш музыкальный инструмент -куст. Все дружно ищем куст и находим там треугольник . Все вместе относим треугольник на своё место на полянку музыкального оркестра. Наш оркестр становится всё больше и больше.
Мои помощники, продолжаем наше интересное путешествие дальше? Подходим к дубу и срываем шестой жёлудь, какой следующий цвет радуги- синий
СЛАЙД 14 (Радуга - загорается шестой цвет - синий)
Когда найдём синюю нотку , надо выполнить следующее творческое и интересное задание- посмотрите сказку и надо будет озвучить её любыми предметами, которые окружают нас в жизни. Выберите себе предмет .- На экране демонстрируется презентация со сказкой. Музыкальный руководитель озвучивает текст.
СЛАЙД 15 ( Сказка- шумелка)
ЗАДАНИЕ 6 « Сказки- шумелки"
ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (ЦЕЛЛОФАН)
Испугался заяц и - бежать.
(КИТАЙСКИЕ ПАЛОЧКИ)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть,
а дятел на сосне как застучит!
(КОРОБОЧКА)
Бросился заяц бежать.
(МОРСКИЕ РАКУШКИ)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке.
(СТОЛОВЫЕ ЛОЖКИ) (быстро)
А на берегу речки лягушки сидели.
(КИТАЙСКИЕ ПАЛОЧКИ)
И комаров ловили
(ШИШКИ)
Увидели они зайца – и прыг в воду.
(КАСТРЮЛЯ)
Заяц обрадовался и говорит:
- А звери меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.
(ХЛОПАЮТ ЛАДОШКАМИ ПО ТЕЛУ)
Муз. руководитель: Какая интересная сказка получилась и с этим заданием вы справились. Открываем следующую нотку (нотка звучит) и видим где искать музыкальный инструмент-муравейник. Бежим искать муравейник в нашем лесу и находим там дудочку. Дружно относим дудочку на музыкальную полянку и идём искать дальше.
Возвращаемся к нашему дубу и срываем последний жёлудь, какой остался неразгаданным цвет радуги- фиолетовый.
СЛАЙД 16 (Радуга - загорается седьмой цвет - фиолетовый)
Когда найдём последнюю фиолетовую нотку, надо выполнить последнее задание на нашем нелёгком пути- посмотреть на картинку и исключить лишнее.
СЛАЙД 17 (На экране картинки с игры «Убери лишнее»)
ЗАДАНИЕ 7 На экране картинки музыкальных инструментов, надо найти лишнюю картинку- что не является музыкальным инструментом.
Муз. руководитель: Многому вы научились во время нашего путешествия. Молодцы! И с этим заданием вы справились. Открываем нотку( звучание нотки) и сразу видно , где искать последний музыкальный инструмент нашего оркестра, который украл Соловей- разбойник- пень. Все дружно ищем пень и там находим последний инструмент, который спрятал Соловей- разбойник- бубен.
Дети, какие вы молодцы- выполнили все задания, на дубе жёлудей не осталось, нашли все музыкальные инструменты, значит мы сможем собрать наконец то наш музыкальный оркестр! Дети берут инструменты и играют оркестром.
СЛАЙД 18 (Нотки пляшут)
Оркестр на тему русских народных песен.
С последними звуками загорается лес, открывается шкатулка с сюрпризом.
ДУБ: Спасибо вам, мои юные друзья! Вы с честью справились со всеми заданиями, нашли музыкальные инструменты и вернули в наш волшебный лес музыку! И за это я хочу вас наградить и преподнести вам подарок!