0+



 

Опубликовано: 23.03.2020 г.

Автор: Соколова Наталья Ивановна,
воспитатель,
МБДОУ №15, ст. Октябрьской, Крыловского района,
Краснодарского края.

Сегодня в нашем детском саду прошла масленица!!!

  пт., 28.02.2014

Эй, веселей собирайся, народ!

Нынче Масленица в гости идёт.

Спешите, спешите, спешите!

Друзей с собой захватите!

Масленица – очень веселые, озорные и вкусные дни, полные веселья и задора.  Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. 

Сегодня, 28 февраля, в последний день зимы,  в нашем детском саду прошёл праздник "Масленица".  Солнышко выглядывало из-за туч,  и уже совсем по- весеннему пригревало наряженных детей.  Ребята с румяными щечками, в ярких платках кружились в хороводе,  завлекая в весёлую пляску весь детский сад, а затем играли в веселые русские  народные игры. Детские глаза выражали восторг, а на лице сияла улыбка от ярких эмоций праздника.  В завершении  детей ожидали вкусные  блины и горячий чай. Повсюду царила атмосфера радости и веселья. Веселым и задорным праздником зиму проводили!  Будем ждать весну!!!

Безымянный

Цель: формировать представления детей о традициях русского календарно – обрядового праздника «Масленица».

      Задачи: расширять знания о русском народно обрядовом празднике Масленица, его обычаях и традициях;

развивать познавательный интерес к культуре русского народа, к истории возникновения традиций праздника широкой Масленице. Рассказать о символе Масленице. Развивать память, внимание, связную речь, творческие способности в исполнительской деятельности, обогащать словарный запас;

воспитывать художественно – эстетические чувства, уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям, умение и желание применять их в жизни;

развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры, создать радостное настроение;

обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с карандашами и красками.

     Материал и оборудование: ноутбук, русские костюмы, макет солнца с лучами, чучело Масленицы, альбомные листы, краски, карандаши, блины, чай.

     Демонстрационный: лучи с названием дней недели, макет солнца, иллюстрации и рисунки к празднику Масленица, мультимедийная презентация.

     Предварительная работа: слушание русских народных песен, знакомство с русскими народными играми «Целовочки», «Гори ясно», «Ручеек», беседа воспитателя о русских праздниках, о традициях, которые были в старину и до сих пор существуют в нашей жизни,  русских пословицах и поговорках. Рассматривание альбомов: «Русские народные праздники», «Русские народные костюмы», книг с иллюстрациями русских народных гуляний. Рассматривание репродукций картин русских художников - И. Суриков «Масленица», Н. Кустодиев «Масленица», Б. Кустодиев «Масляничное гуляние», слушание аудиозаписи «Звон колоколов». Рисование «Хохломская роспись».

    Словарная работа: расширение словарного запаса новыми словами: «заигрыш», «разгул», «трапеза», «символ», «седмица», активизация в речи слов: Масленица, ложкари, традиции, закрепление текстов пословиц и поговорок, названий дней недели, развитие умения подбирать сравнительные характеристики.

    Индивидуальная работа: стимулирование детей к активности, поощрение действий, оказание помощи детям, затрудняющимся в выполнении заданий.

    Работа с родителями: подготовка костюмов, подбор иллюстраций к альбомам, пословиц, потешек.

    Ход НОД: звучит русская народная музыка, дети входят в групповую комнату, где их встречает воспитатель в русском костюме.

    Воспитатель с поклоном: здоровы будете, добры молодцы, да красны девицы! Рада видеть вас у себя на посиделках. Чем же себя занять? Как не гостей привечать? Вы к нам сегодня в гости пришли. Здравствуйте дорогие гости! Красному гостю – красное место, присаживайтесь и вы на стульчики.

Звучит музыка, дети садятся.

Ребята, отгадайте загадку:

И с икрой, и со сметаной,

Всякие они вкусны,

Ноздреваты и румяны

Бабушкины те……………блины.

Слайд №1

Правильно, посмотрите внимательно на картинку, на что похож блин по своей форме и цвету?

Дети: (предполагаемые ответы) блин похож по форме на круг, тарелку, колобок, солнышко…….

Воспитатель: верно, молодцы. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, так как с давних времен блины на Руси считали символом солнца. Блины такие же круглые, золотистые, румяные и горячие, как солнышко, которое люди ждали после зимы. Именно тепла солнечных лучей и ждали все после долгой, холодной зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые и тонкие. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.  Я люблю блины с медом, а вы?

Дети. (Предполагаемые ответы) Я люблю блины с вареньем, а я со сгущенкой……

Воспитатель: а раньше сгущенки не было, и поэтому блины подавали с коровьим маслом, сметаной, яйцами, икрой. Все это делалось для приглашения, «умасливания» солнца. Масляные блины стали традиционным блюдом одного из самых любимых русских праздников. Как он называется?

Дети. Масленица

Воспитатель: правильно, именно отсюда и произошло название – «Масленица».

Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.  Чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица — это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день -особенный.

Слайд №2

Воспитатель: Какие его традиции знаете?

Дети. (Предполагаемые ответы). Это самый веселый русский праздник в начале весны, это праздник проводов зимы, он бывает в нашей станице, мы ходили с мамой и папой на этот праздник, там сжигали чучело, еще мы ели разные блины и шашлыки….

Воспитатель:

Праздник этот знаем мы

Время проводов зимы

Люди в этот день должны

Веселиться, печь блины.

      Масленица – это самый первый предвесенний праздник, самый любимый в народе, рождение которого уходит в глубокую древность. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души, радуясь тому, что прошла зима и наступает весна. Сегодня к нам в гости пришла кукла Масленица и приготовила для нас много интересного и забавного.

(Моделирование).

«Масленица семь дней гуляет» - говорили в народе. Кто из вас знает, почему? (ответы детей) Каждый день Масленицы имел свое особое название. Посмотрите на мольберт, в центре - солнышко, а внизу мольберта расположены его лучи – дни недели. Я буду рассказывать вам о каждом из дней Масленицы и его традициях, а вы будете выбирать нужный и прикреплять к солнышку по порядку. Кто уже нашел луч с названием первого дня недели?

Дети. Первый день недели – понедельник.

Воспитатель: (приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку).

Слайд №3 (Понедельник – встреча)

Воспитатель: понедельник в дни Масленицы называли «Встречей».

Начинался праздник с того, что в городах и селах устраивали качели, ярмарки, повсюду пекли блины и продавали различные сладости. Народ начинал усиленную подготовку к гуляньям. А для детей Масленица тоже была радостным днем, ведь именно в понедельник они отправлялись по домам и пели для хозяев песенки, посвященные Масленице, а те в свою очередь угощали их блинами и сладостями.

Приезжай к нам в гости Масленица,

На широкий двор - на горах покататься

В блинах поваляться, сердцам потешаться!

Ой, Масленица, криво шейка,

Состречаем тебя хорошенько

Давай с нами веселиться,

Блинами кормиться!

На солнце глядеть,

Да заманивать и петь.

      Девушки и парни ходили по деревне с соломенным чучелом – символом уходящей зимы.

 В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него расписной женский сарафан и нарядный платок, иногда с масляным блином, или сковородой в руках, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне, а затем ставили на горку или возвышенное место. Сегодня к нам в гости пришла кукла Масленица и приготовила для нас много интересного и забавного.

 

Слайд №4 (Чучело Масленицы)

 Пелись радостные веселые песни, вот послушайте…….

Слушание отрывка русской народной песни «К нам Масленица пришла»

Воспитатель: а ребятишки ходили из избы в избу и кричали «Приехала Масленица! Приехала!»

Давайте с вами послушаем такие кричалки:

1.Масленица, угощай,

Всем блиночков подавай,

С пылу, с жару, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

2.Масленица, масленица,

Дай блином полакомиться

Прогони от нас метели

Прокати на карусели

Растопи холодный лед

Пусть весна скорей придет. (Степанов В.)

3.Ой Масленица, блинная красавица,

Давай веселиться

Блинами кормиться

На солнце глядеть

Да заманивать и петь!

4.Мы блинов давно не ели

И на печке ноги грели

Мы весны давно хотим

Отдавай, Маслена, блин!

Воспитатель: кто может найти луч с названием второго дня недели?

Дети: второй день недели - вторник. (Приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку)

 

Слайд №5(вторник – Заигрыш)

Воспитатель: вторник называли «Заигрыш». Во второй день масленичной недели девицы и парни собирались на игрища и потехи. В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью. Сооружались крупных размеров балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали яркие, праздничные одежды. Особенно любили в свои театральные постановки включать дрессированного медведя, его можно было встретить почти в каждом селении. Большими группами катались по деревням, устраивали поездки на лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с ледяных гор, которые специально готовили к Масленице.

Воздвигали снежные городки. В старину существовало поверье: кто не скатился с горки – тот обидел Масленицу. А еще приговаривали: широкорожая масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся.

На таких встречах парни высматривали невест.

Делу – время, потехе – час, будем мы играть сейчас.

В пары вставайте, ручеек начинайте.

Вы дружочка приглашайте

В ручеек быстрей вставайте.

Игра «Ручеек»

Ручей, ручей, ручеек,

Здравствуй маленький дружок,

Можно с вами поиграть?

Ты скорее забегай,

И друзей здесь выбирай.

После игры дети садятся на стульчики

Воспитатель: кто может найти луч с названием третьего дня недели? (приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку)

Дети: Третий день недели – среда.

 

Слайд №6 (Среда – лакомка)

Воспитатель: среда называлась «лакомкой» или «сладкоежкой». Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими масленичными яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники.

На Масленицу ели жирно, сытно, вволю. Блины самый главный символ «Масленицы». Много народных пословиц и поговорок сложено о блинах. Кто из вас, ребята, их знает?

Дети. (Предполагаемые ответы)

Блин брюху не порча.

Первый блин – комом.

Сухой блин горло дерет.

Воспитатель: молодцы, а я хочу дополнить ваши ответы другими пословицами и поговорками о блинах. Я начинаю, а вы заканчивайте:

Без блина - не Масленица, ………………без пирога - не именины.

Блин добро…………… не один.

Блин не клин, ……………..брюха не расколет.

Где блины, ………………тут и мы; где с маслом каша, тут место наше.

Скоро………………… только блины пекутся.

Это Масленица идет,…………… блин да мед несет.

С Масленицей прощались

Блинами угощались,

А чтоб было у нас веселей

Споем песню про блины, поскорей!

Воспитатель: молодцы. Кто может найти луч с названием четвертого дня недели? (приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку)

Дети: Четвертый день недели четверг.

 

Слайд №7 (четверг – широкая Масленица)

Четвертый день Масленицы – четверг - назывался «широкая Масленица» или «разгуляй». На этот день приходилась середина игр, веселья и гуляний. Главным действием этого дня было взятие снежного городка. Мальчишки делились на две группы – пехота и конники, одни защищали крепость, другие атаковали ее. Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, устраивали шумные застолья, все так же устраивали театральные представления все с тем же медведем, везде были лавки с лакомствами. Но самыми популярными были кулачные бои и нередко каждый силач старался попытать свои силы и сразиться с медведем, со своими строгими правилами.

1) нельзя бить лежачего (пословица — «лежачего не бьют»),

2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся — третий не лезь»),

3)нельзя бить ниже пояса.

 За нарушение этих правил грозило наказание. В этот день поздравляли соседей, водили хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка — это народная мини-песенка или четверостишие шутливого содержания):

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

и произносили заклички (заклички — это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.)

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:

Солнышко покажись.

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Обсудить с детьми смысл закличек.

Воспитатель: молодцы. Кто может найти луч с названием пятого и шестого дней недели? (приглашает ребенка прикрепить лучи к солнышку)

Дети: это пятница и суббота

 

 

 

Слайд №8 (тещины посиделки)

Воспитатель: пятница и суббота – были гостевыми днями и посвящались хождению по родне. В этот день наши бабушки должны накрывать стол и угощать блинами, пирогами и другими кушаньями. А чтоб было веселее, устраивались веселые посиделки с песнями, плясками, хороводами и частушками.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А тех, кто недавно поженились (молодожены), особенно поздравляли, и веселились вместе с ними. В этот день зять едет к теще на блины (зять — это муж дочери, а теща — это мама жены).

Несмотря на то, что пятница не считалась выходным, все конторы, магазины и лавки не работали, а всех детей, кто где-либо учился, отпускали домой.

Суббота — «проводы».

В этот день вспоминали умерших близких, провожали зиму. В этот день прощались с Масленицей и поэтому гулянья достигали своего пика. Все улицы были забиты празднующими. Игры, представления, бои и многие другие развлечения - все это осуществлялось с особенной радостью. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

Воспитатель: кто может найти луч с названием седьмого, последнего дня недели? (приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку).

 

Слайд №9 («Проводы Масленицы», «Прощанья»)

Воспитатель: воскресенье, последний день Масленицы, был днем «проводов зимы». Естественно, в воскресение прощались все обиды и оскорбления.

Но самое главное действо в воскресение - было торжественное прощание с Масленицей.

Соломенное чучело, символ зимы, выносили на улицу, и сжигали. Так вот прощались с Масленицей. Как только разгорался костер, все кричали:

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы все невзгоды, холод, непогоды,

Зимние морозы, неудачи, слезы,

Все они сгорали, к солнцу улетали.

Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще обычай этого дня таков, в этот день было принято друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Естественно, в воскресение прощались и были забыты все обиды и оскорбления. Люди обнимались и целовались, а потом вставали в хоровод и быстро мчались вокруг догорающего костра.

Когда костер догорал, все начинали плясать, водить хороводы, играть.

В христианской традиции смысл Масленичной седмицы – это примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту – время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.

Масленица — это семейный праздник!

Воспитатель: - Понравился вам мой рассказ про Масленицу? (Да)

- А что бы она нам запомнилась надолго, я предлагаю вам стать художниками нарисовать нашу куклу-масленицу. Вы согласны? (Да).

-Тогда нам пора взяться за работу.

- Сегодня при выполнении работы мы с вами будем использовать краски и карандаши. Краски для изображения куклы-масленицы и карандаши для фона и лица Масленицы

Дети берут бумагу (приготовленную за ранее, проходят на свои места и приступают к самостоятельной продуктивной деятельности под музыкальное сопровождение. Проводится индивидуальная работа.

Физкультминутка «Солнышко»

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

До пяти считаем,

Руки поднимаем.

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Работы выставляются на стенд и проводится их анализ

-Масленице очень понравились ваши работы.

Работы выставляются на стенд и проводится их анализ

– Хоровод мы поводили, поиграли, рисовали,

А вот чаю не попили мы с горячими блинами!

– Зимушку мы проводили, встретили Весну-Красну.

 А теперь я приглашаю дружно всех пройти к столу. Дети садятся за столы и угощаются блинами.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация