Опубликовано: 23.03.2020 г.
Автор: Клыкова Мария Олеговна,
воспитатель,
Волгоград, Волгоградская область
Цель: приобщать детей к народному творчеству и декоративно – прикладному искусству. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
Задачи:
- способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке – матрешке;
- развивать в детях умение выделять некоторые детали костюма (сарафан, платок);
- способствовать развитию речи детей и мелкой моторике рук при рисовании;
- способствовать воспитанию интереса к народной игрушке;
- способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, доброжелательности.
Оборудование: деревянные матрешки, гуашь, ватные палочки, не раскрашенные бумажные силуэты матрешек по количеству детей;
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек. Чтение стихотворений о матрешках, чтение произведений устного народного творчества (загадки).
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу пришла посылка. Вот она. Давайте откроем её и посмотрим, что в ней. Откроем?
(Воспитатель достает перевязанную коробку и читает адрес на крышке.)
г. Волгоград, д/с «Золотой ключик», младшая группа «Малышарики». Это наш адрес? (да) Почтальон не ошибся? (нет) Будем открывать. (Воспитатель открывает коробку, достает конверт и читает. )
Жители страны игрушек прислали своих друзей посмотреть, как живут ребята в группе «Малышарики», но чтобы они появились из коробки надо отгадать загадку. Отгадаем? (да)
Слушайте внимательно.
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Откроешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка).
Молодцы. Сейчас посмотрим, правильно ли вы отгадали.
(Воспитатель достает матрешку).
- Правильно! Молодцы! Это матрешка. Сегодня мы с ней познакомимся и поиграем.
- А сейчас проходите, садитесь на стульчики, будем знакомиться с матрешкой.
Я про матрешку одну интересную историю знаю. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер,
который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю рассмотреть матрешки.
- А кто знает, из чего сделаны матрешки? (из дерева)
- Правильно, из дерева. Значит, она какая? (деревянная)
- Молодцы, ребята! Матрешка деревянная. (повторить всем вместе)
- Посмотрите, во что одета матрешка?
Что у нее на голове? (платок, платочек)
- Какого цвета платок? (красного)
- А еще во что она одета? (сарафан)
- Как украшен сарафан? (цветами)
- Наряд у матрешки какой? (яркий, красивый, разноцветный)
- Матрешка одета в русский народный костюм. У нее нарядный яркий сарафан, украшенный цветами, красивый платочек.
- Ребята, а вам нравится матрешка? (ответы детей)
- А какое настроение у матрешки, как вы думаете? (веселое)
- Почему вы так думаете? (она улыбается)
- Да, матрешка улыбается, у нее хорошее настроение и она очень любит играть и танцевать!
Чтобы матрешки получились такими красивыми, яркими и цветными, их
украшали красками – расписывали. Поэтому они и называются – расписные.
Стихотворение о Матрёшки:
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем —
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки —
Какие веселые
Эти матрёшки!
Рисование ватными палочками «Укрась матрешку»
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли ещё матрёшки.
(Воспитатель достаёт заготовки матрёшек)
Посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны).
Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные,
красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей).
Им нужна ваша помощь, матрешки остались в нераскрашенных сарафанчиках и платочках.
- Поможем матрешкам, украсим платочки и сарафаны? (ответы детей)
Молодцы!
- Пройдемте к столам, и каждый украсит узором свою матрешку.
- А рисовать мы будем «волшебными палочками».
На столах разложены шаблоны матрешек по количеству детей, ватные палочки, гуашь.
Дети под музыку украшают матрешек.
- Молодцы! Красивые получились матрешки!
- Очень любят все матрешки разноцветные одежки!
Они так рады, что улыбаются нам!
Индивидуальная работа: во время работы хвалить детей, оказывать по мере
необходимости помощь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного похожего. Какие вы, молодцы!
Воспитатель: Ребята, назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?
Вам понравилось играть с матрешками? А разукрашивать матрешек вам понравилось?
Воспитатель: Матрешкам пора прощаться и отправляться в страну игрушек, к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень здесь понравилось, и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.
Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.