Опубликовано: 26.03.2020 г.
Автор: Кочурова Валентина Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
г. Екатеринбург,
МБВ(С)ОУ В(С)ОШ №185
Особенности класса Класс очной формы обучения. У 50 %учащихся уровень обученности и познавательной деятельности средний, а у второй половины – низкий. Не сформированы нравственные ценности или частично искажены.
Предмет Русский язык
Тема урока Подготовка к сочинению-описанию
Тип урока Объяснение нового материала
Вид урока урок обучающего сочинения
Цели урока Познавательные:
- Повторить следующие понятия: тип речи, стиль текста.
2.Познакомить с особенностями описания предмета в художественном стиле.
3.Познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле.
Практические: 1. Совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль
- Формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания; умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.
Общепредметные: 1. Развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации.
- Способствовать воспитанию внимательности, вдумчивому отношению к истории страны, и её святыням.
Педагогические условия и Работа с текстом, просмотр презентации
средства реализации, словарная работа, работа с карточками
Контрольные параметры
оценки достижений Сочинение- описание
поставленных целей
КАРТОЧКА
Описание предмета.
- Начало : (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?).
форме
величине
цвету
- Основная часть: (Какой?) по
материалу
строению
назначению
- Концовка (отношение).
1.Вступление
- Основная часть (описание памятника).
Какой памятник?
а) главный элемент памятника – скульптурная фигура Д.А. Разумовского:
- изображен в движении;
- внешний вид;
- лицо;
- на руках держит девочку;
б) девочка;
в) два диска;
г) постамент.
- Заключение.
Ход урока:
Показываются 2 слайда и звучит музыка.
Вступление. Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие - помогают учиться, третьи - облегчают общение с людьми…. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими – либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей. Это исторические события, это архитектурные здания, скульптуры, памятники…
Основная часть:
Сегодня мы попробуем творчески осмыслить, как описать памятник и будем учиться создавать свой текст.
При описании предмета сначала рассказывается о том, откуда появился предмет.
Затем - кому он принадлежит или почему о нём дальше пойдёт речь.
В основной части сочинения описываются признаки предмета, каждое ваше предложение добавляет к сказанному новые признаки.
Конечная часть вашей работы должно выражать отношение автора к описываемому предмету. Именно в ней формулируется основная мысль.
Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но и в деталях.
Перед вами лежат карточки, вы видите схему описания предмета.
Вначале пишем, откуда этот предмет? Кому принадлежит? Почему? Когда построен? Кем? – это начало вашей будущей работы.
В основной части при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, из чего создан. При этом специально подчёркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали.
Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью.
- В каком книжном стиле возможно так изобразить предмет?
Да, верно. Наша с вами задача - научиться описывать предмет именно в художественном стиле, значит, образно, красочно, выразительно, с передачей собственных впечатлений о предмете.
А какой тип речи мы будем использовать?
Да, описание.
В основу нашего сочинения – описания положены трагические события
1 сентября 2004 года в городе Беслане, когда были взяты в заложники почти все ученики старейшей школы этого города.
Вместе с родителями их было более 1 тысячи 100 человек. При освобождении заложников участвовали группы «Альфа» и «Вымпел». Командиры этих групп Олег Ильин и Дмитрий Разумовский, спасая жизни детей, трагически погибли. Им было присвоено звание «Герой России».
Погибшим заложникам и их освободителям поставлено много памятников. Сегодня поговорим об одном из них и будем учиться создавать сочинение- описание.
Этот памятник посвящён Герою России, подполковнику Дмитрию Разумовскому.
Просмотр слайдов и рассказ о Д.Разумовском.
(Во время просмотра презентации детально рассматривается памятник,
проводится словарная работа).
Каким мы видим памятник?
Записываем в своих карточках слова: бронзовый, форма - 2 диска,
Обратите внимание, ребята, на лицо: оно мужественное.
А какие синонимы можно подобрать ещё? (строгое, серьёзное, бесстрашное). Это лицо человека, умеющего преодолевать страх, идущего навстречу опасности.
Обратим внимание на его одежду. У вас на карточках уже написан ряд слов, давайте продолжим запись.
Теперь обратим внимание на девочку, которую держит на руках командир.
Какой мы её себе представляем? Маленькая, беззащитная, испуганная, слабая… (Записываем!) Командир бережно прижал её к себе.
Рассмотрим постамент памятника.
Итак, мы с вами всё посмотрели, записали слова, которые помогут вам создать текст. Переверните карточки. Вам предлагается план написания сочинения.
- О чём мы будем писать во вступлении?
- Что напишем в основной части?
- Как можно закончить работу?
Пример заключения (Зачитать работы учащихся):
Сегодня на уроке я узнала о трагических событиях, которые произошли с такими же, как я, сверстниками. Подумала об этом и… ужаснулась! Как страшно, что террористы могли взять в заложники не только учителей, но и детей, даже грудных детей. Нет, надо сделать всё возможное, чтобы такие события никогда не происходили вновь.
Памятник, поставленный в городе Ульяновске, настолько не обычен, никогда прежде мне не приходилось видеть ничего подобного. Больше всего на себя обращает внимание девочка, которая доверчиво прижимается к груди военного, а он – бережно держит её в руках.
- Теперь я предлагаю вам подумать немного и сделать наброски своей будущей работы, пока ваши впечатления свежи, написать 3-4 предложения любой части сочинения.
Зачитываются черновики сочинений.
Обобщение изученного на уроке:
Мы узнали, как можно описать памятник, почему люди создают памятники? Чтобы остался след на земле. Ведь даже само слово «Памятник» от слова «ПАМЯТЬ», чтобы мы помнили трагические события своей родины.
События, о которых мы говорили, заставляют задуматься о том, что дети не должны быть «разменной монетой» в конфликтах взрослых, потому что бесценнее и дороже, чем детская жизнь, ничего нет.
В эти трагические дни в г. Беслане служил ученик нашей школы Саша Котляров… Пришёл к нам учеником 8 класса, закончил основную школу. Вскоре после 9 класса был призван в армию, служил в Чечне, во время освобождения заложников был тяжело ранен, и награждён Орденом Мужества.
А сегодня у нас на уроке присутствует ученик 12 б класса Петунин Никита. Ему пришлось проходить на Северном Кавказе школу молодого бойца. Давайте послушаем его. (Рассказ Н. П.)
Заключение урока: Вы взрослеете. Кто знает, может, и вам придётся стать достойными защитниками своего народа.
Скоро мы будем отмечать праздник День защитников Отечества.
Вашим домашним заданием будет не только задание - написать сочинение.
Походите по городу, сфотографируйте памятники города, в которых отражены исторические события нашего края, нашего города. По материалам ваших работ создадим выставку работ. Это могут быть не только фотографии, но и презентации, рисунки и ваши сочинения.
- Ребята, может, кто из вас знает какие-либо памятники? Где они расположены?
Показ слайдов: Воинам танкового корпуса Уральской дивизии,
«Чёрный тюльпан», «Седой Урал».