0+



 

Опубликовано: 07.04.2020 г.

Автор: Михайлова Наталия Анатольевна,
Воспитатель,
ГБДОУ детский сад комбинированного типа № 40
г. Санкт-Петербурга Колпинского района

То, что поколения отличаются одно от другого, знали еще древние вавилоняне. Но, пожалуй, впервые в истории эти отличия оказались так громадны, что антропологи не только в шутку поговаривают о появлении нового вида людей.

Этот феномен можно назвать «отложенное взросление». Относительно того периода, когда росли мы, те кому за 40, поменялось буквально все. Помимо быстрого интернета, который везде, поменялся подход к воспитанию и образованию. Все люди, которым сейчас 25, 30, 20, были гораздо дольше в состоянии, когда их опекали, когда о них заботились, когда их буквально водили за ручку и не сводили с них глаз. В моду вошли совершенно другие веяния для родителей, мы все очень хорошо были знакомы и знакомы сейчас с теорией привязанности, мы, выращивая наших взрослых теперь уже детей, подходили к родительству очень внимательно. Это когда растили нас, считалось, что пусть ребенок поплачет, разовьет легкие. Когда были младенцами нынешние тридцатилетние, считалось, что любой плач, любое время в длительном одиночестве без родителей это травма, а травмы опасны, травмы не нужны. К их взрослению подходили очень и очень бережно. И это не плохо, это хорошо, наверное, мы увидим.

Продлен был период заботы. Из-за того, что жизнь в обществе воспринималась как гораздо более опасная, дети долго не находились одни, например, на улице. Вот сейчас же никто не гуляет во дворе сам. Поколение нынешних родителей гуляло самостоятельно лет с пяти-шести, семи.

Мы ходили и в первый, и во второй, и в третий класс в школу, конечно, самостоятельно. Нынешние двадцати и тридцатилетние были вожены за ручку до четвертого, пятого, шестого, иногда девятого класса, не находились люди сами, не ходили сами в школу. И период самостоятельности, вот этот период «с ключом на шее», когда ты сам отвечаешь за себя, когда ты сам отвечаешь за свое время, он начинается теперь не в семь-восемь лет, а в лучшем случае, в тринадцать-четырнадцать, а то и позже. Хорошо это или плохо, нельзя сказать, это так. Эффект — это отложенное взросление. Человек начинает более-менее ориентироваться в жизни, когда он отвечает за себя сам. Это дети, не знавшие уроков труда в школе и не приученные к труду дома. Дети, выросшие без хулиганов на улицах, без знающие войну только по компьютерным игрушкам и теле боевикам. Это поколение творческих, активных, креативных, позитивных, но, почему-то не могущих работать нигде, кроме кафе или супермаркета. Родители бесконечно нанимали им репетиторов, «отмазывали» от армии, платили за образование в ВУЗе; элитные врачи хранили их драгоценное здоровье; учителя не смели потревожить их богатый, но очень ранимый внутренний мир; чиновники не давали им купаться в холодной речке, готовить пищу на костре и жить в палатке.

Термин «поколение снежинок» (snowflake generation) Словарь Коллинза и Financial Times признали словом года в 2016-м. Так называют людей, рожденных в странах золотого миллиарда после 1990 года (некоторые социологи предпочитают вести отсчет даже с 1985). Правда, не всех людей, а принадлежащих к среднему и выше классам, хорошо образованных, из далеких от криминала семей и т.д. Самые большие хороводы снежинок сейчас можно встретить в старших классах приличных школ и в университетских кампусах, хотя некоторые из этих созданий уже успели выпорхнуть в большой мир и наделать там немало шороху.

На Западе «снежинки» пошли своим путем: борьба с сексизмом и «гомофобией», права меньшинств, феминизм и прочие либеральные ценности, о чем написано немало. У нас эти проблемы тоже вырисовываются, но не так ярко, тем более что мы отстаем в этих вопросах от «прогрессивного человечества» лет на двадцать. Наши подснежники не столько за «права человека» вообще, сколько за права свои личные, вернее за единственное право спрятаться в свою скорлупку и сказать: «я никому ничего не должен, не лезьте ко мне».

Кто такие снежинки?

Это люди, которые:

* горячо ненавидят насилие. По крайней мере, так им кажется

* превыше всего ставят безопасность (в том числе эмоциональную)

* повышенно чувствительны, мнительны и впечатлительны

* не привычны ни к лишениям, ни к тяжелому труду, ни к грубому обращению

* болезненно реагируют на мнения, отличные от их собственных

* считают человеческую историю грязной чередой убийств, истязаний и прочих мерзостей, от которых надлежит полностью откреститься, в том числе с осторожностью относясь к любым текстам и правилам из проклятого прошлого — например, ко всей мировой литературе

* убеждены в собственной уникальности и высоко себя ценят

* обладают довольно ограниченной фантазией

* осуждая нетерпимость в других, сами являются образчиками безукоризненной нетерпимости к своим оппонентам

* при несовпадении своих представлений с реальной жизнью испытывают серьезный стресс

* охотно говорят о своих самых интимных переживаниях

* обычно являются политкорректными левыми дето центристами с феминистскими взглядами, часто вегетарианцы

 

Проблема не в выросшем этом поколении, проблема в том, в какой ситуации они взрослели, и куда они выросли. В Европе то же, плюс — вот эта европейская тенденция, которую мы подхватили. Еще один пример, наверное, все знают, мы читали документы, для подающих бумаги на Кипр, семьи с детьми в возрасте до 28 лет, имеют какие-то там преференции. С детьми до 28 лет, именно так, четкая цитата. В Германии до 27 лет семья имеет право получать пособие, если с ней живет ребенок, который учится, не работает и живет вместе с семьей. Пособие, не очень большое, 100-150 евро, зависит от земли, но вот оно присутствует. Во Франции, например, и во всех европейских странах до 25 лет это юные люди.

Действительно, этот период растянулся, Болонская система образования, которая двухступенчатая, сначала бакалавриат, потом магистратура, удлинила период образования. Отчасти это социальный заказ, потому что чем дольше человек учится, тем позже он выходит на рынок труда, в Европе с рабочими местами проблема. У нас в общем-то сейчас тоже не все так спокойно. Удлинение периода взросления, то, что взросление становится отложенным, это мировой процесс, часть его мы подхватили, но, как всегда, на русский лад, не то, что все плохо, все очень аутентично.

У нас на это растянутое в хороших европейских традициях взросление наложилась огромная российская тревога в принципе за взрослеющих детей, и действительно сложность в отделении, в том числе экономическом, молодой семьи. Эти дети, эти взрослые, да, мы называем их детьми, потому что они по статусу пытаются сохранить как можно дольше статус ребенка, не торопятся заводить семьи, и это неплохо, потому что все, что они делают, это осознанно. Осознанность — тренд этого поколения, мы их так растили. Они так выросли, они действительно гораздо меньше склонны к импульсивным шагам.

И смотрите, это все  вообще не про всех детей так называемого «поколения Z» или там хвост «поколения Y», это про тех, кто вырос в среднеобеспеченных и в общем-то в основном в высокообразованных семьях, уровень образования не ниже среднего. В неблагополучных регионах, в неблагополучных семьях взросление происходит стремительно, быстро и мало что изменилось. Вот это вот «поколение снежинок», новая генерация, она именно в семьях, защищенных социально, экономически и эмоционально, это дети состояния покоя и состояния стагнации в обществе, на самом-то деле.

Вот пример. Собрались представители лучших гимназий Москвы и лучших вузов, и обсуждали, что же делать с первокурсниками, которые массово покидают после первой сессии вузы, разочаровываясь в образовании, либо, не справляясь с той системой, которую предлагает высшее учебное заведение. Эти все первокурсники, большой процент их, они были выращены в жесткой системе контроля со стороны родителей, их учеба не была отпущена вплоть до сдачи ЕГ. Потом ребенок поступает в вуз, он уже не ребенок, учебу в вузе мало кому приходит в голову контролировать, и ребенок не справляется, вылетает. Синдром первой сессии, каждый год у меня пачка случаев синдрома первой сессии, синдрома первокурсника. Часть людей разочаровывается и уходит, являясь успешными, потому что институт не соответствует их ожиданиям, а часть не справляется с отсутствием контроля и возникает синдром первой сессии. Это тоже все представители «поколения снежинок», это все тоже про отложенное взросление. Они только к середине или к концу бакалавриата по такой личностной зрелости могут доходить до той стадии, которая у нас была в общем-то в конце школы.

Следующий момент, это экономические причины отложенного взросления. Из-за того, что семья не поджата финансово, нет таких узких социальных рамок, слава богу, никто не считает яблоки. и никто не стоит в магазинах за мясом и никто не получает гречку в заказах, это осталось все в истории, и даже мы об этом вспоминаем с трудом. Это вроде бы здорово, свобода, но эта свобода оборачивается тем, что мы не умеем воспитывать детей в такой свободе, в свободной экономической ситуации. Они не умеют считать деньги, они не торопятся зарабатывать первые свои, они действительно искренне думают, что родительские деньги — это их деньги. Собственно, почему нет, им никто не говорил ничего другого.

И вот тут вот, это очень важно, возможность осознать то, сколько человек тратит на себя, сколько стоит его жизнь, возможность заработать первые деньги, здорово, если создана еще в старших классах школы. Цена заработанной собственной копейки, тысячи, до первых пяти тысяч рублей, она очень быстро ставит многое в мозгу на место. Финансовая составляющая отложенного взросления — это довольно большая история, дайте ребенку возможность заработать деньги как можно раньше.

К сожалению, на этот обильный снегопад накладывается идеология, хорошо продуманная нашими «заокеанскими партнерами». Она буквально сочится крупными каплями из подростковых групп в ВК, заявлений либеральных СМИ, выступлений лидеров так называемой «оппозиции». Вы, снежинки, такие нежные и ранимые, такие красивые и уникальные, ведь вы достойны лучшего! В этой нищей и убогой стране ваш внутренний мир никому не нужен, ваш потенциал не будет раскрыт в полной мере. Вас, юноши, могут призвать в армию, защищать путинский режим, и (о ужас!) там постригут под ноль ваши неприкосновенные хайры, чем нарушат вашу внутреннюю свободу. У вас отберут смартфон, оденут вас (таких оригинальных и разных) в одинаковую форму и прикажут ходить стадом, в ногу. А вам девочки, мерзкие и грязные попы (приспешники тоталитарного режима) запретят предохраняться, заставят вас носить длинные черные юбки, слушаться мужа и рожать пушечное мясо. Весь мир комфорта и наслаждений, саморазвития, совершенствования, мир путешествий и безграничной свободы будет вам недоступен. Валить из этой страны. Ну, или поскорее дожевывать мамин бутерброд и выходить на площадь с лозунгом «Доколе!?...».

Вот и идут-бредут по жизни взрослые мальчики, обладающие большой мужицкой бородой и усами и непропорционально худенькими ножками и ручками, покрытыми агрессивными татухами в стиле «я у мамы берсерк». Мальчики, которые не хотят не то, что служить в армии, они даже не собираются брать оружие в случае военной опасности. Не собираются защищать своих девушек в случае чего. А зачем, ведь для этого есть специально обученные люди. У этих мальчиков даже привычная мужская тяга ко всему большому и железному атрофировалась, и они, брезгливо пожимая плечиками, проходят на патриотических мероприятиях мимо столов с разложенным оружием. Мальчики, которым не нужна семья (ведь это так сложно), не нужна жена (ведь это ограничение свободы), не нужны дети (ведь придется выйти из зоны комфорта). Им нужна девушка-мама, бизнес партнёр-личный психолог и подружка для путешествий в одном лице. И еще, чтобы понимала-принимала-поддерживала меня таким, какой я есть. Няшки! А ведь девушки по привычке ищут среди таких мальчиков надежное плечо...

Раньше (когда, как известно, деревья были выше и вода мокрее) в каждой школе стояла армейская полоса препятствий. Ничего особенного: лабиринт, стенка, лесенка, бревно с поворотом и разрывом, снова стенка. Детям она была не интересна, поскольку еще с первого класса была преодолена разными способами вдоль и поперек. А теперь даже в армии на эту полосу срочников не пускают (только контрактников), конечно, а вдруг солдат упадет, ушибется! Как вы думаете, каков по санитарным нормам максимальный вес походного рюкзака для юноши в 14 лет? Пять(!) килограммов. Пять! Девушкам – четыре. Чтобы не надорвались случайно. Детский труд запрещен, нельзя даже пол за собой помыть после уроков. Выгнать из класса распоясавшегося на уроке ребенка – психологическое насилие. И родители, и учителя идут на поводу у этой смертоносной системы, в которой все в жизни нового поколения должно быть стерильно, комфортно и абсолютно безопасно. А потом, при встрече с реальным жестоким миром, приходит стресс и горькое разочарование, особенно если происходит контакт со сверстниками, воспитанными не в теплице, а в этом жестоком мире. Ну ведь проходили мы это по истории Древнего мира. Римские граждане погрязли в неге и довольстве, в блуде и пьянстве. А римские легионы предпочитали комплектовать иноплеменниками за деньги. Концовка всем известна? Пришли более сильные люди и забрали все. Нам сегодня навязывают именно такой сценарий.

 Конечно, далеко не вся молодежь такая, но это тренд, мода, стиль! Это образ безответственной, по-детски наивной и беззаботной жизни для взрослых, который распространяется из крупных городов в провинциальные, оттуда – в райцентры, крупные села. Он рекламируется и поддерживается как самый правильный и прогрессивный эталон поведения. Его лозунги: любовь это химия, дети это помеха, семья это обуза, защита Отечества – рабская повинность, высшая ценность – комфорт и достаток, деление на мужчин и женщин – несправедливость, родная страна – отстой, вера предков – обман, цель жизни – заработать на тусу в ближайшие выходные, ну, максимум – на путешествие к морю.

 Подобные взгляды исповедают миллионы «бесконечно ранимых и неповторимых индивидуальностей» по всему миру. Западные авторы, которым приходится наблюдать более зрелые последствия общественных процессов развитой демократии констатируют: «К сожалению, мы вырастили поколение неженок, вечных мальчиков и девочек, которые никогда не станут настоящими мужчинами и женщинами». Там счастливое «завтра» уже наступило: уютная теплая норка с плюшевым мишкой, вай-фаем и чипсами, и ощущением полной безопасности. Беда только в том, что хулиганы и задиры на нашей планете все еще остались, а «специально обученных людей», которые должны нас защищать, не хватает на всех хулиганов.

Если у вас нет настроя прокормить ребенка до пенсии, сберечь его, как вы его берегли в младенчестве, пронести его на ладонях, сберегая от всех невзгод, которые есть в жизни, то тогда нужно что-то делать. Взросление не происходит само по себе сейчас, более свободные финансовые обстоятельства, неработающие социальные лифты, бережный подход к самому себе плюс европейские тенденции замедления взросления, создают такое, что нам нужно создать противоток, чтобы человек поплыл. Нам нужно создать определенные условия, чтобы включились системы не выживания, нет, системы отделения личности от семьи.

Материал подготовила Михайлова Наталия Анатольевна

Использовала источники: семейный психолог Екатерина Бурмистрова «Почему наши дети взрослеют все позже…», Тата Олейник «Поколение на горошине».

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация