Опубликовано: 09.04.2020 г.
Авторы: Подылина Юлия Владимировна, воспитатель
Бадриева Лилия Шаукатовна, cтарший воспитатель
МДОУ «ЦРР д/с №67», г. Магнитогорск
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее по тексту Программа) «Мастерилка» является программой художественной направленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на повышение сенсорной чувствительности, т.е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук, формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, формируются реальные образы предметов окружающей действительности.
Программа разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04 июля 2014г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства Просвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018г. № 528310)
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Умение видеть, слышать, ощущать прекрасное, наслаждаться им, способность преображаться под его воздействием не являются врожденными человеческими свойствами. Заложенные природой потенциальные способности к восприятию прекрасного требуют развития, совершенствования, причем постоянного, целеустремленного, основанного на внутренней потребности. Основная цель педагога - помочь раскрыть, развернуть и в полной мере отразить внутренний потенциал ребенка, где на первое место встает задача развития у детей творческой самостоятельности и активности. Этому способствуют нетрадиционные изобразительные техники (торцевание, декупаж, аппликация с использованием бросового и природного материала, барельеф, моделирование), позволяющие ребенку с помощью педагога найти свой выразительный образ композиции, самостоятельно определяя выбор цветовой гаммы и материала.
Нестандартные подходы в организации творческой деятельности служат неиссякаемым источником вдохновения, как для педагога, так и для детей, они удивляют, восхищают и вызывают желания заниматься таким интересным делом как художественное творчество.
Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности: нетрадиционные техники в сочетании с дополнительным, природным и бросовым материалом.
Форма обучения: очная.
Тип занятия: практический, обучающий, комбинированный.
Формы проведения занятий: беседа, творческая мастерская, мастер-класс, круглый стол, открытое занятие, выставка.
Адресат программы:
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет). В процессе восприятия художественных произведений дети 5-6 лет эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине. Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги. Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов.
Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет) В подготовительной группе завершается обучение дошкольников изобразительным умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.
У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.
В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.
Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.
Методы:
- информационно – рецептивный (рассматривание; наблюдение; образец воспитателя; показ воспитателя).
- репродуктивный метод(прием повтора; выполнение формообразующих движений рукой).
- Эвристический метод.
- Исследовательский метод.
Педагогические приемы:
- свобода выбора;
- открытость;
- деятельность;
- высокая продуктивность;
- эмоциональный настрой
- художественное слово
- педагогическая драматургия
- игра
- обратная связь.
Структура занятия:
- Вводная часть
- подготовка ребенка к работе;
- развитие интереса у детей к предстоящей работе, сосредоточение их внимания на изучаемом материале;
- вступительная беседа;
- сюрпризный момент;
- чтение стихов, загадки;
- музыкальные произведении;
- 2. Основная часть
-ознакомление с новым материалом;
-повторение пройденного;
- работа над техническими навыками;
- физкультминутка;
- показ способов рисования;
-художественное слово;
- музыкальное сопровождение;
- Заключительная часть
-подведение итогов работы;
-оценка детских работ;
-художественное слово;
-оценка.
Объем программы: 56 часов
Срок освоения программы: 28 недель, 7 месяцев – первый год обучения;
28 недель, 7 месяцев – второй год обучения;
Режим занятия: с детьми 5-6 лет составляет 20-25 минут, с детьми 6-7 лет — 25-30 минут.
1.2 Цель и задачи реализации Программы
Цель программы — развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники изображения и формирование художественно - эстетического вкуса и приобщение к миру искусства.
Задачи:
- Формирование у детей дошкольного возраста эстетического взгляда на окружающий мир
- Развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
- Проведение кружковых занятий с использованием нетрадиционных методов и приемов изобразительного творчества.
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных, конструктивных и прикладных видах творчества.
- Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании, аппликации, лепки, бумаг пластики с использованием дополнительного и природного материала.
- Формирование художественно - эстетического вкуса и приобщение к миру искусства.
Принципы и подходы к формированию Программы:
- Принцип блочного построения образовательной программы - способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей обучаемых.
- Принцип сезонности – построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей в данный момент времени.
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей).
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).
- Принцип динамичности (от самого простого к сложному).
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов).
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода).
1.3. Содержание программы. Использование нетрадиционных изобразительных техник в непосредственной образовательной деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте с учетом особенностей развития детей данной возрастной группы способствует развитию детского творчества, развитию мелкой моторики, а главное, можно отметить проявление большого интереса детей к новым материалам, их разнообразию, способу изображения, возможности их использования в привычной деятельности. Дети могут, работая и с привычными материалами (красками), создавать и сочетать необычные образы, сочетать необычные материалы для получения более полного образа. Деятельность детей должна носить разнообразный характер, в работе должны использоваться различные материалы для создания образа, интерес детей подкрепляется внедрением новых, не знакомых детям, способов выполнения работы, творческое развитие личности ребенка дошкольного возраста будет соответствовать потребностям современного общества в воспитании креативного и инициативного молодого поколения, и желание ребенка творить никогда не иссякнет.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с окружающим миром в произведениях искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные изобразительные техники, сочетание различных художественных материалов.
1.3. Содержание Программы
1.3.1. Учебный план
1 год обучения (5-6 лет)
Программа «Мастерилка» включает в себя следующие блоки:
№ п\п |
Блок |
Часы |
Форма контроля/ промежуточная аттестация |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Осенние гости |
2.5 |
3.5 |
6 |
Мастер-класс для родителей |
2. |
Зимняя сказка |
1.5 |
6.5 |
8 |
Выставка детских работ |
3. |
Морское путешествие |
1.5 |
4.5 |
6 |
Игровая образовательная ситуация |
4. |
Весенние лучики |
1 |
7 |
8 |
Открытое занятие для родителей |
Итого |
6.5 |
21.5 |
28 |
2 год обучения (6-7 лет) Программа «Мастерилка» включает в себя следующие блоки:
|
1.3.2. Учебно-тематический план
1 год обучения (5-6 лет)
№ п/п |
Наименование блока, тема |
часы |
Форма контр. |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
Блок 1. Осенние гости |
|||||
1 |
Березка золотая. Обрывная аппликация из желтых и оранжевых салфеток. Вспомнить первые осенние явления природы. Пальчиковая игра «Осенние листочки» Практическая деятельность. Оформление мини-выставки в группе.
|
0.5 |
0.5 |
1 |
|
2 |
Божья коровка. Аппликация из нескольких вырезанных форм с использованием пластилина и природного материала. Чтение стихотворения «Божья коровка» Н. Бровков. Физминутка «Божьи коровки» Практическая деятельность. Оформление коллективной работы на общий фон в виде листа.
|
|
1 |
1 |
|
3 |
Чудо-дерево. Моделирование дерева с использованием пластилина, дополнительного и природного материала. Чтение отрывка стихотворения И.К. Чуковского «Чудо дерево» Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» Показ воспитателя. Практическая деятельность. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
4 |
Подсолнушек. Налеп из кусочков пластилина преобразованных в шарики на заданную поверхность с использованием природного материала. Подвижная игра «Веселые цветочки» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность Анализ работ.
|
0.5 |
0.5 |
1 |
|
5 |
Осенняя палитра. Создание композиции с помощью отпечатка ладошки и пальчиков для придания выразительности композиции. Доведение композиции до конечного результата с помощью кисти. Рассматривание картины Л.Афремова «Осень» Пальчиковая гимнастика «Осень» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Анализ работ.
|
0.5 |
0.5 |
1 |
|
6. |
|
|
1 |
Промежуточная аттестация. Мастер-класс для родителей |
|
Блок 2. Зимняя сказка |
|||||
1 |
Цветок на зимнем окошке. Создание композиции с помощью отпечатка ладошки с элементами силуэтной и обрывной аппликации из ватных дисков. Отгадывание загадок о зиме. Знакомство с первыми явлениями зимы. Пальчиковая гимнастика «Снег пушистый». Практическая деятельность. Рассматривание работ. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
2 |
Снежинка-балеринка. Обрывная аппликация из белых и голубых салфеток на основе, вырезанной в форме снежинки. Использование дополнительного материала для придания выразительности образа. Подвижная игра под музыку «Снежинки-пушинки». Практическая деятельность. Оформление окна в группе выполненными снежинками. |
|
1 |
1 |
|
3 |
Пурга. Рисунок восковыми мелками и акварелью. Чтение стихотворения В. Степанова «Метелица». Пальчиковая гимнастика «Ветерок» Практическая деятельность. Оформление книжки-малышки. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
4 |
Дед Мороз. Печать ладошкой с элементами аппликации дополняющую изображение характерными деталями. Беседа о новогоднем празднике Пальчиковая игра «Как на елке нашей…» Практическая деятельность. Оформление мини-выставки в группе. |
|
1 |
1 |
|
5 |
Елочный шарик. Торцевание яркими салфетками, выложенные узором, придуманный самостоятельно. Подвижная игра «Разложи по цвету» Практическая деятельность. Оформление работ в мобиль для украшения в группе. |
|
1 |
1 |
|
6 |
Елочка. Налеп пластилина на картонную заготовку, использование дополнительного материала, для достоверности и выразительности образа. Чтение стихотворения «Чудо-елка» Пальчиковая игра «Елочка» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление мини альбома, посвященного новогоднему празднику. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
7 |
Снеговик. Аппликация из ватных дисков и пайеток. Последовательность при наклеивании ватных дисков и пайеток. Оформление дополнительными характерными деталями. Отгадывание загадки на зимнюю тему. Пальчиковая гимнастика «Заморозил нас снежок…» Практическая деятельность. Оформление мини-выставки в группе. |
|
1 |
1 |
|
8 |
|
|
1 |
Промежуточная аттестация. Выставка детских работ |
|
Блок 3. Морское путешествие |
|||||
1 |
Золотая рыбка. Аппликация с использованием дополнительного материала. Освоение композиционного центра. Оформление пространства вокруг основной фигуры. Рассматривание живых рыбок в аквариуме». Пальчиковая гимнастика «Рыбки плавают в пруду…» Практическая деятельность. Оформление коллективной работы на общем фоне в виде аквариума. |
|
|
1 |
1 |
2 |
Кораллы – сказочные замки. Аппликация с использованием дополнительного материала. Рассматривание иллюстраций с изображением подводного мира. Физминутка «Море очень широко». Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление мини альбома. |
|
0.5 |
0.5 |
1 |
3 |
Медузы – морские балерины. Кляксография. Создание композиции при помощи раздувания капель – кляксография, и дальнейшей детальной прорисовкой для передачи настроения. Просмотр видеоролика плавающих медуз. Движения под музыку в плавном ритме. Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Анализ работ. |
|
0.5 |
0.5 |
1 |
4 |
Морская звезда. Тычкование поролоном и ватными палочками. Тычкование поролоном для нанесения основного цвета и ватными палочками для мелкой детализации формы. Доведение композиции до конечного результата с помощью кисти. Рассматривание изображений морских звезд. Чтение отрывка стихотворения Ф. Полак «Морская звезда» Пальчиковая гимнастика «Море волнуется – раз…»Практическая деятельность |
|
0.5 |
0.5 |
1 |
5 |
Осьминожка – ладошка. Рисование по мокрому. Рисование по мокрым волнистым линиям из одного центра, добиваясь плавного смешения красок. Просмотр мультфильма про осьминожек. Физминутка «Раз, два, три...» Практическая деятельность Создание книжки-малышки |
|
|
1 |
1 |
6 |
|
|
1 |
Промежуточная аттестация. Игровая образовательная ситуация |
|
Блок 4. Весенние лучики |
|||||
1 |
Вербочка в вазе. Аппликация с использованием дополнительного материала. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
2 |
Цветущее дерево. Аппликация сюжетная с использованием дополнительного материала – ватных дисков, и салфеток. Рассматривание иллюстраций с изображением цветущих деревьев. Пальчиковая гимнастика «Наши белые цветочки…» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление альбома. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
3 |
Цветик – семицветик. Аппликация с элементами торцевания. Частичное наложение деталей при наклеивании, оформление центра цветом по выбору. Отгадывание загадок на тему «Весна» Пальчиковая гимнастика «Цветок» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Анализ работ. |
|
1 |
1 |
|
4 |
Бабочка. Печать ладошкой и рисование пальчиками. Симметричная печать ладошкой и рисование пальчиками, развитие чувства ритма. Доведение композиции до конечного результата с помощью кисти. Просмотр презентации «Бабочки» Движения под музыку, имитирующие полет бабочки. Практическая деятельность. Оформление мобиля из выполненных работ |
|
1 |
1 |
|
5 |
Одуванчик.Моделирование цветка на ножке из палочки с использованием пластилина и дополнительного материала. Рассматривание иллюстраций с изображением одуванчика. Физминутка «Одуванчик». Практическая деятельность. Оформление зеленого уголка выполненными работами. |
|
1 |
1 |
|
6 |
Радужная птичка. Аппликация с использованием природного материала. Торцевание с элементами аппликации. Составление яркого образа и самостоятельность цветового решения. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, акцентируя внимание на характерных деталях. Пальчиковая гимнастика «Птичка зернышки клюет…» Практическая деятельность. Оформление книжки-малышки. |
|
1 |
1 |
|
7 |
Солнышко в тучках. Торцевание. Аппликация с использованием дополнительного материала. Тычкование ватными палочками. Физминутка «Дождик-дождик кап-кап-кап» Практическая деятельность. Беседа о проделанной работе. |
|
1 |
1 |
|
8 |
|
|
1 |
Промежуточная аттестация. Открытое занятие для родителей |
|
|
Итого: |
6,5 |
21,5 |
28 |
|
2 год обучения (6-7лет)
№ п/п |
Наименование модуля, тема |
часы |
Форма контр. |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
Блок 1. Осенний вернисаж |
|||||
1 |
Гусеничка на листке. Моделирование. Моделирование из разрезанных полос цветной бумаги. Дополнение образа с помощью природного материала. Беседа о первых признаках осени. Пальчиковая гимнастика «Лист осенний» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность.
|
0.5 |
0.5 |
1 |
|
2 |
Мухомор. Аппликация из ниток. Развитие мелкой моторики и аккуратности. Отгадывание загадок на осеннюю тематику. Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление книжки-малышки |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
3 |
Дары природы. Декупаж. Знакомство с новой техникой. Обрывание салфетки по контуру, аккуратное наклеивание на основу. Декоративное оформление краев по замыслу. Беседа о истории возникновения техники «Декупаж», с показом презентации. Пальчиковая гимнастика «Капуста» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление мини-выставки в группе.
|
0.5 |
0.5 |
1 |
|
4 |
Кленовый лист. Рисование в технике «по мокрому». Рисование в технике «по мокрому». Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотопия, отпечатки) Чтение стихотворения В.Берестова «Лист кленовый» Движения под музыку, изображающие листопад. Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление мини-выставки в группе.
|
0.5 |
0.5 |
1 |
|
5 |
Осенний лес в отражении. Печатание листьями. Отпечатки листьев на половинке листа, отпечатывание изображения на другую сторону. Создание пейзажной композиции с последующей детальной прорисовкой. Развитие чувства цвета, композиции. Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса, отмечая характерные детали. Физминутка «Ветер дует с высоты» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Анализ работ.
|
0.5 |
0.5 |
1 |
|
6 |
Золотая осень. Аппликация с использованием природного материала Создание образа горного массива с использованием листьев разной окраски. Рассматривание собранного гербария. Речь с движением «Леса – чудеса» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление мини-выставки в группе. |
|
1 |
1 |
|
7 |
|
1 |
1 |
Промежуточная аттестация. Мастер-класс для родителей |
|
Блок 2. Морозные узоры |
|||||
1 |
Зимнее дерево. Рисование с элементами аппликации. Кляксография с элементами аппликации. Раздувание кляксы в определенную сторону для получения образа ствола и веток. Использование дополнительного материала – соли, для завершения образа. Рассматривание иллюстраций картин, выполненных в технике кляксография. Речь с движением «Первый снег» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. |
|
1 |
1 |
|
2 |
Узоры на окошке. Рисование нитью. Ознакомление с новой техникой. Совершенствование чувства ритма и композиционного центра. Просмотр презентации. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление коллективной работы на общем фоне, вырезанном в виде окошка. |
|
1 |
1 |
|
3 |
Еловая ветка. Моделирование. Моделирование из цветной бумаги, передача характерных особенностей. Самостоятельный выбор декоративного дополнительного материала. Чтение стихотворения «Елочка пушистая…» Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять…» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление мобиля выполненными подвесками. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
4 |
Новогодняя тарелочка. Декупаж. Обрывание салфетки по контуру, аккуратное наклеивание на основу. Декоративное оформление краев по замыслу. Выделение и оформление композиционного центра. Отгадывание загадок на зимнюю тему. Речь с движением «Мороз и ветер» Практическая деятельность. Оформление мини-выставки в группе |
|
1 |
1 |
|
5 |
Елочная игрушка. Моделирование. Моделирование из полос цветной бумаги. Самостоятельный выбор цветового решения. Беседа о предстоящих новогодних праздниках. Пальчиковая гимнастика «Новогодняя считалка» Практическая деятельность. Оформление группы выполненными игрушками. |
|
1 |
1 |
|
6 |
Карнавальная маска. Торцевание с элементами силуэтной аппликации. Торцевание с элементами силуэтной аппликации. Развитие чувства симметрии и ритма. Декоративное оформление по замыслу. Презентация «Карнавал» Физминутка «Карусели» Практическая деятельность Мини карнавал. |
|
1 |
1 |
|
7 |
|
1 |
1 |
Промежуточная аттестация. Выставка детских работ |
|
Блок 3. Невероятное путешествие |
|||||
1 |
Зимние птицы. Пластилиновая мозаика. Пластилиновая мозаика. Выполнение работы из маленьких пластилиновых шариков, налепленных на основу, с небольшими промежутками между ними. Воспитание аккуратности и усидчивости. Беседа о зимующих птицах с рассматриванием иллюстраций. Пальчиковая гимнастика «Сорока» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление книжки-малышки. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
2 |
Снеговик. Моделирование образа из полос бумаги. Оформление композиции элементами обрывной аппликации. Дидактическая игра «Собери снеговика» Физминутка «Я мороза не боюсь» Практическая деятельность. Оформление мини-выставки. |
|
1 |
1 |
|
3 |
Зимний пейзаж. Монотипия. Презентация «Зимние пейзажи». Пальчиковая гимнастика «Падал снег на порог». Практическая деятельность. |
|
1 |
1 |
|
4 |
Жирафик. Аппликация из ниток. Воспитание интереса к познанию окружающего мира и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве. Самостоятельное оформление фона. Беседа о животных жарких стран, с сопроводительной презентацией. Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей» Практическая деятельность. Мини - экскурсия по созданному зоопарку. |
|
1 |
1 |
|
5 |
Домашний питомец. Рисование с элементами тычкования поролоном. Рисование сложной фигуры, состоящей из простых форм, с элементами тычкования поролоном для передачи характерных особенностей. Беседа о домашних животных, с сопроводительной презентацией. Физминутка «Кот Антипка» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление книжки-малышки. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
6 |
Черепашка. Налеп с использованием дополнительного материала. Воспитание отзывчивости и доброты. Дидактическая игра «Собери черепашку» Пальчиковая гимнастика «Маленькая черепаха» Практическая деятельность. Оформление зеленого уголка выполненными работами |
|
1 |
1 |
|
7 |
Кораблик. Моделирование сложной конструкции из простых геометрических форм. Сложение и разрезание квадрата. Оформление поделки элементами обрывной аппликации. Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны» Физминутка «Моряки» Практическая деятельность. Анализ работ. |
|
1 |
1 |
|
8 |
Жар-птица. Аппликация из вырезанных частей. Вырезание по контуру. Закручивание на карандаш. Частичное наклеивание. Чтение стихотворения про Жар птицу. Пальчиковая гимнастика «Видишь, бабочка летает» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
9 |
|
|
1 |
Промежуточная аттестация. Игровая образовательная ситуация |
|
Блок 4. Весенняя капель |
|||||
1 |
Монотипия. Продолжение знакомства с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками. Последующая детальная прорисовка. Чтение стихотворения С.Маршака «О весне…» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление мини-выставки |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
2 |
Яблоневая ветка. Аппликация с использованием дополнительного материала – ватных дисков, с элементами торцевания. Вырезание листьев в двойном сложении. Отгадывание загадок о цветах. Пальчиковая гимнастика «Цветы» Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность Оформление книжки-малышки. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
3 |
Сирень. Декупаж на тарелке. Пальчиковая гимнастика «Хороший день» Практическая деятельность Оформление мини-выставки |
|
1 |
1 |
|
4 |
Корзинка для цветов. Торцевание с элементами аппликации. Торцевание с элементами аппликации. Аппликация и торцевание из бумажных салфеток. Создание плетеной формы как основы будущей композиции (корзинка для цветов). Совершенствование техники торцевание. Физминутка «Вместе по лесу идем…» Практическая деятельность Анализ работ. |
|
1 |
1 |
|
5 |
|
1 |
1 |
Итоговая аттестация. Открытое занятие для родителей |
|
|
Итого: |
6,5 |
21,5 |
28 |
|
1.3.2. Содержание работы с детьми в процессе кружковой деятельности направлено на эстетическое развитие через художественный труд с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности:
- кляксография с трубочкой; - монотипия; - восковые мелки + акварель; - рисование поролоном; - рисование по мокрому; - рисование нитью; - моделирование; - декупаж; |
- монотипия; - кляксография; - набрызг; - акварельные мелки; - тычкование; - аппликация из ниток; - пластилиновая мозаика; - рельефная аппликация. |
Нетрадиционные техники рисования, используемые в программе «Мастерилка»:
- Рисование нитками на бумаге.
Средства выразительности: линия, штрих.
Материалы: бумага, разной фактуры нитки (нитки белого цвета разной фактуры: швейные, ирис, мулине, для вязания и плетения), тесьма, шнур, ножницы, краски гуашевые.
Способ получения изображения: отстригаем нужного размера нитки, тесьму, шнур макаем их в краску и рисуем узором по бумаге.
- Правила рисования краской.
- Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
- При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
- При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
- Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
- При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
- Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
- Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
- Правила рисования карандашом.
- Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.
- Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
- линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
- Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
- Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда- обратно.
- Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда- обратно.
- При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
- При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
- Закрашивать рисунок без просветов.
- Закрашивая рисунок нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее.
- Торцевание
Материалы: бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации, клей ПВА, цветной картон-основа аппликации.
Салфетки разрываются на кусочки, затем каждый кусочек с помощью пальцев скатывается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА. Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора.
5.Декупаж – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов
Материалы: верхний слой салфетки в качестве мотива, клей ПВА, кисть, краски.
Верхний слой можно вырезать или вырывать руками из салфетки, в зависимости от того, каким должен быть конечный результат. Если необходимо будет сравнивать (прокрашивать) общий фон или что-то дорисовывать, салфетку можно вырвать. Таким образом ворсистый край на разрыве лучше ляжет на поверхность. А если мотив салфетки нужен «чистый», его лучше аккуратно вырезать. Далее нужно приклеить салфетку и покрыть акриловым лаком.
6.Монотипия
Материалы: краски, вода, бумага и лист стекла или пластика.
Рисуем нужную композицию на стекле или пластике, кладем лист, прижимаем, отрывам. Монотипия готова.
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемый результат:
Старший возраст:
- Уметь правильно использовать предлагаемый инструмент и материал
- Уметь получать изображение путем отпечатка
- Уметь использовать дополнительный материал для получения выразительности образа
Подготовительный возраст:
- Узнавать и называть используемые виды техник;
- Составлять композиции с использованием знакомых приемов и создавать декоративные композиции по замыслу;
- Уметь преобразовывать плоскую форму в рельефную или объемную
- Использовать в работе виды нетрадиционного рисования;
- Самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.
- Доводить изделие до задуманного образа при помощи дополнительного материала
Результативностью данной программы можно считать: воспитание социальной активности детей – участие их в детских и совместных выставках в ДОУ и за его пределами, создание коллекции книжек-малышек, участие в оформлении групповых помещений к праздникам, участие в творческих развлечениях. Дети узнают пластические свойства материалов, поймут, что и как можно создать, преобразовать, какую форму придать. Создавать изображения предметов из простых фигур; декорировать различными способами; подбирать цвета, соответствующие; нестандартно использовать художественные материалы.
- Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
1 год обучения (5-6 лет)
Продолжительность учебного года |
01.10.2019г. – 30.04.2020г. |
Режим работы |
1 раз в неделю во второй половине дня |
Зимние каникулы |
с 01.01.2020 г – 09.01.2020г |
Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация |
Промежуточная аттестация: Ноябрь: Мастер-класс для родителей Январь: Выставка детских работ Февраль: Игровая образовательная ситуация Промежуточная аттестация: апрель 2020 г. Открытое занятие для родителей |
Летние каникулы |
01.06.2020 г.- 31.08.2020 г. |
2 год обучения (6-7 лет)
Продолжительность учебного года |
01.10.2019г. – 30.04.2020г. |
Режим работы |
1 раз в неделю во второй половине дня |
Зимние каникулы |
с 01.01.2020 г – 09.01.2020г |
Промежуточная аттестация Итоговый контроль |
Промежуточная аттестация: Ноябрь: Мастер-класс для родителей Январь: Выставка детских работ Февраль: Игровая образовательная ситуация Итоговая аттестация: апрель 2021 г. Открытое занятие для родителей |
2.2. Условия реализации программы
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Срок реализации – 1 год (с октября – по апрель).
Количество обучающихся в подгруппе – 10 человек
Набор в группу производится в начале учебного года, на свободной основе.
Форма работы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в месяц |
Количество часов в год |
Групповое занятие |
1 |
4 |
28 |
Регламент
Название |
Группа |
День недели |
Время |
Кабинет |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка» |
Подготовительная группа |
Четверг |
15.45-16.15
|
Кабинет изо
|
Подготовительная группа |
Понедельник |
15.45-16.15 |
Наличие материально-технической базы:
Для успешной реализации программы созданы необходимые условия в кабинете изобразительного искусства.
Вид помещения |
Функциональное использование |
Оснащение |
кабинет изобразительного искусства |
-занятия по изобразительному искусству; -индивидуальные занятия; -родительские собрания и прочие мероприятия для родителей; |
-шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала, столы, магнитная доска, стенды "Виды изобразительного искусства", "Жанры изобразительного искусства», «Цвет". ноутбук |
Материалы для занятий (в том числе для рисования нетрадиционными техниками):
- Белая и цветная бумага формата А4. - Белая бумага формата А3, А4, А1. - Белый и цветной картон формата А4. - Простые карандаши. - Цветные карандаши. - Восковые карандаши. - Кисти беличьи №6, №5, №4, №3, №2. - Палитра. - Краска гуашь. - Краска темперная. - Белила. - Ножницы для детского творчества - (с безопасными кончиками лезвий). - Пластилин. - Стеки. - Баночки с водой. - Клей ПВА - Трубочки пластиковые |
- Баночки из-под крема. - Тушь цветная. - Печатки разные. - Различные «тычки». - Ватные палочки. - Поролон. - Зубная щетка. - Нитки разной фактуры. - Тесьма. - Фольга. - Салфетки цветные - Салфетки с узорами - Кисть щетина №2,3,4 - Дополнительный материал: бусины, бисер, пайетки, вата, ватные диски, пуговицы и т.п - Природный материал: крупа гречневая, кукурузная, рисовая; семена ясеня и клена, сухоцветы, листья, скорлупки. |
Оборудование для занятий:
- Столы для творчества.
- Фартуки.
- Салфетки бумажные и матерчатые.
- Подставка под кисти и инструменты.
- Музыкальный центр.
Оборудование для праздников и открытых занятий:
- Работы, выполненные детьми.
- Костюмы для участников.
- Демонстрационный материал.
- Оформление зала.
2.3. Формы аттестации
1 год обучения
Форма промежуточной аттестации –
Ноябрь: Мастер-класс для родителей.
Январь: Выставка детских работ
Февраль: Игровая образовательная ситуация
Промежуточная аттестация: апрель 2020 г.
Открытое занятие для родителей
2 год обучения
Форма промежуточной аттестации –
Ноябрь: Мастер-класс для родителей
Январь: Выставка детских работ
Февраль: Игровая образовательная ситуация
Итоговая аттестация: апрель 2020 г. Открытое занятие для родителей
Диагностика
Для более оперативного диагностирования следует отобрать ограниченный набор критериев и показателей. Анализ уровня развития творческой деятельности того или иного ребёнка является показателем его эстетического и интеллектуального развития, в тот или иной возрастной период.
Критерии объединены в две группы: первая - анализ продуктов деятельности, вторая - анализ процесса деятельности.
Анализ продукта деятельности:
- Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
- Передача строения предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно.
- Передача пропорций предмета:
- пропорции предмета соблюдены;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
- Построение композиции:
а) расположение предмета
- по всей плоскости;
- на полосе;
- не продумано, носит случайный характер.
б) соотношение по величине разных предметов, составляющих композицию:
- соблюдается пропорциональность;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность передана неверно.
- Цвет:
- цветовое решение соответствует замыслу;
- преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное;
- безразличие к цвету.
Анализ процесса деятельности:
- Регуляция деятельности:
а) отношение к оценке взрослого:
- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, увеличивается темп работы; при замечании сникает, деятельность замедляется);
- безразличен к оценке взрослого.
б) оценка ребёнком созданного предмета:
- адекватна;
- неадекватна (завышенная, заниженная);
- отсутствует.
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:
- к предложенному заданию;
- к процессу деятельности;
- к продукту собственной деятельности.
- Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;
- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
- Творчество:
- самостоятельность замысла;
- оригинальность;
- стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.
По всем другим критериям, имеющим одну, две или три группы показателей, в каждой из которых по трём показателям оценка даётся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) высокий уровень - 3 балла; второй средний балл - 2 балла; третий низкий - 1 балл.
Для обычной текущей итоговой диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенный на анализе продуктов деятельности и позволяющий определить уровни овладения лепкой.
Следующее диагностическое обследование, проведённое после второго года обучения, изменит количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения числа детей в подгруппе высокого и среднего уровня и сокращения числа детей, выполнивших на низком уровне. Это будет свидетельствовать об эффективности работы с детьми.
На основе набранной суммы можно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Ранговый ряд можно условно разделить на три части. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 30 баллов, низшее - 15 баллов; число баллов зависит от полученных ребёнком по каждому показателю оценок.
Таблица № 1
|
Таблица № 2
|
Построение рангового ряда позволяет увидеть уровень овладения детьми умениями и навыками деятельности, сравнить по успешности овладения параметрами деятельности.
2.4. Методические материалы
Библиотека методической литературы, материалы и инструменты для изобразительного творчества, портреты знаменитых художников, репродукции картин художников, коллекция кукол в народных костюмах, народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства, дидактические игры, технологические карты;
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости.
Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- консультирование,
-родительские собрания,
-анкетирование,
- мастер-классы,
- открытые мероприятия.
3.Список литературы
3.1. Литература для родителей и детей
- Декоративное рисование: организованная образовательная деятельность, дидактические игры, художественный материал: 5-7 лет - "Учитель", 2014
- Кэтрин Темпл: ИЗО для детей. Рисунок.- Абрикобукс, 2016
- Суровая Е. Свободная акварель: три упражнения для развития навыков владения материалом и креативности. Е. Суровая . - Искусство в школе. 2019.
3.2. Литература для педагога
- Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Творческий центр Сфера, 2005.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. - М.: Академия, 1998.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.- М.: 2010.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - М.: Просвещение, 1999.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М.: Феникс, 2003
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем.- М.: ТЦ Сфера,2008
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009
- Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина.- М.: АЙРИС-пресс, 2005.
- Румянцева Е.Р. Простые поделки без помощи мамы. - М.:«АЙРИС-пресс, 2006.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Родничок, 2006.
- Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
https://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhka-umelye-ruchki-1049617.html