0+



 

Опубликовано: 09.04.2020 г.

Авторы: Подылина Юлия Владимировна, воспитатель
Бадриева Лилия Шаукатовна, cтарший воспитатель
МДОУ «ЦРР д/с №67», г. Магнитогорск

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее по тексту Программа)  «Мастерилка»  является программой художественной направленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на  повышение сенсорной чувствительности, т.е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета;  развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук, формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, формируются реальные образы предметов окружающей действительности.

Программа разработана в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04 июля 2014г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приказом Министерства Просвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018г. № 528310) 

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Умение видеть, слышать, ощущать прекрасное, наслаждаться им, способность преображаться под его воздействием не являются врожденными человеческими свойствами. Заложенные природой потенциальные способности к восприятию прекрасного требуют развития, совершенствования, причем постоянного, целеустремленного, основанного на внутренней потребности. Основная цель педагога - помочь раскрыть, развернуть и в полной мере отразить внутренний потенциал ребенка, где на первое место встает задача развития у детей творческой самостоятельности и активности.  Этому способствуют нетрадиционные изобразительные техники (торцевание, декупаж, аппликация с использованием бросового и природного материала, барельеф, моделирование), позволяющие ребенку с помощью педагога найти свой выразительный образ композиции, самостоятельно определяя выбор цветовой гаммы и материала.

Нестандартные подходы в организации творческой деятельности служат неиссякаемым источником вдохновения, как для педагога, так и для детей, они удивляют, восхищают и вызывают желания заниматься таким интересным делом как художественное творчество.

Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности: нетрадиционные техники в сочетании с дополнительным, природным и бросовым материалом.

Форма обучения: очная.

Тип занятия: практический, обучающий, комбинированный.

Формы проведения занятий: беседа, творческая мастерская, мастер-класс, круглый стол, открытое занятие, выставка.

Адресат программы:

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет). В процессе восприятия художественных произведений дети 5-6 лет эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине. Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек.  Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги. Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов.

 

Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет) В подготовительной группе завершается обучение дошкольников изобразительным умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве. 
У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. 
В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу. 
Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.

 Методы:

  • информационно – рецептивный (рассматривание; наблюдение; образец воспитателя; показ воспитателя).
  • репродуктивный метод(прием повтора; выполнение формообразующих движений рукой).    
  • Эвристический метод.
  • Исследовательский метод.

Педагогические приемы:

  • свобода выбора;
  • открытость;
  • деятельность;
  • высокая продуктивность;
  • эмоциональный настрой
  • художественное слово
  • педагогическая драматургия
  • игра
  • обратная связь.

Структура занятия:

  1. Вводная часть

- подготовка ребенка к работе;

- развитие интереса у детей к предстоящей работе, сосредоточение их внимания на изучаемом материале;

- вступительная беседа;

- сюрпризный момент;

- чтение стихов, загадки;

- музыкальные произведении;

  1. 2. Основная часть

-ознакомление с новым материалом;

-повторение пройденного;

- работа над техническими навыками;

- физкультминутка;

- показ способов рисования;

-художественное слово;

- музыкальное сопровождение;

  1. Заключительная часть

-подведение итогов работы;

-оценка детских работ;

-художественное слово;

-оценка.

Объем программы: 56 часов

Срок освоения программы: 28 недель, 7 месяцев – первый год обучения;

28 недель, 7 месяцев – второй год обучения;

Режим занятия: с детьми 5-6 лет составляет 20-25 минут, с детьми 6-7 лет — 25-30 минут.

1.2 Цель и задачи реализации Программы

Цель программы — развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники изображения и формирование художественно - эстетического вкуса и приобщение к миру искусства.

Задачи:

  • Формирование у детей дошкольного возраста эстетического взгляда на окружающий мир
  • Развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
  • Проведение кружковых занятий с использованием нетрадиционных методов и приемов изобразительного творчества.
  • Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
  • Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных, конструктивных и прикладных видах творчества.
  • Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании, аппликации, лепки, бумаг пластики с использованием дополнительного и природного материала.
  • Формирование художественно - эстетического вкуса и приобщение к миру искусства.

Принципы и подходы к формированию Программы:

  • Принцип блочного построения образовательной программы - способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей обучаемых.
  • Принцип сезонности – построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей в данный момент времени.
  • Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей).
  • Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).
  • Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
  • Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).
  • Принцип динамичности (от самого простого к сложному).
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
  • Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов).
  • Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода).

1.3. Содержание программы. Использование нетрадиционных изобразительных техник в непосредственной образовательной деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте с учетом особенностей развития детей данной возрастной группы способствует развитию детского творчества, развитию мелкой моторики, а главное, можно отметить проявление большого интереса детей к новым материалам, их разнообразию, способу изображения, возможности их использования в привычной деятельности. Дети могут, работая и с привычными материалами (красками), создавать и сочетать необычные образы, сочетать необычные материалы для получения более полного образа. Деятельность детей должна носить разнообразный характер, в работе должны использоваться различные материалы для создания образа, интерес детей подкрепляется внедрением новых, не знакомых детям, способов выполнения работы, творческое развитие личности ребенка дошкольного возраста будет соответствовать потребностям современного общества в воспитании креативного и инициативного молодого поколения, и желание ребенка творить никогда не иссякнет.

           Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с окружающим миром в произведениях искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные изобразительные техники, сочетание различных художественных материалов.

 1.3. Содержание Программы

1.3.1. Учебный план

1 год обучения (5-6 лет)

Программа «Мастерилка» включает в себя следующие блоки:

№ п\п

Блок

Часы

Форма контроля/

промежуточная аттестация

   

теория

практика

всего

 

1.

Осенние гости

2.5

3.5

6

Мастер-класс для родителей

2.

Зимняя сказка

1.5

6.5

8

Выставка детских работ

3.

Морское путешествие

1.5

4.5

6

Игровая образовательная ситуация

4.

Весенние лучики

1

7

8

Открытое занятие для родителей

 

Итого

6.5

21.5

28

 

2 год обучения (6-7 лет)

Программа «Мастерилка» включает в себя следующие блоки:

№ п\п

Блок

Часы

Форма контроля/

промежуточная аттестация

   

теория

практика

всего

 

1.

Осенний вернисаж

 

2.5

3.5

5

Мастер-класс для родителей

2.

Морозные узоры

 

1.5

5.5

7

Выставка детских работ

3.

Невероятное путешествие

 

1.5

7.5

9

Игровая образовательная ситуация

4.

Весенняя капель

1

4

5

Открытое занятие для родителей

 

Итого

6.5

21.5

28

 
 

 

1.3.2. Учебно-тематический план

1 год обучения (5-6 лет)

 

№ п/п

Наименование блока, тема

часы

Форма контр.

Теория

Практика

Всего

Блок 1. Осенние гости

1

Березка золотая. Обрывная аппликация из желтых и оранжевых салфеток.

Вспомнить первые осенние явления природы.

Пальчиковая игра «Осенние листочки»

Практическая деятельность.

Оформление мини-выставки в группе.

 

0.5

0.5

1

 

2

Божья коровка. Аппликация из нескольких вырезанных форм с использованием пластилина и природного материала.

Чтение стихотворения «Божья коровка» Н. Бровков.

Физминутка «Божьи коровки»

Практическая деятельность.

Оформление коллективной работы на общий фон в виде листа.

 

 

1

1

 

3

Чудо-дерево. Моделирование дерева с использованием пластилина, дополнительного и природного материала.

Чтение отрывка стихотворения И.К. Чуковского «Чудо дерево»

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Показ воспитателя.

Практическая деятельность.

0.5

0.5

1

 

4

Подсолнушек. Налеп из кусочков пластилина преобразованных в шарики на заданную поверхность с использованием природного материала.

Подвижная игра «Веселые цветочки»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность

Анализ работ.

 

0.5

0.5

1

 

5

Осенняя палитра. Создание композиции с помощью отпечатка ладошки и пальчиков для придания выразительности композиции. Доведение композиции до конечного результата с помощью кисти.

Рассматривание картины Л.Афремова «Осень»

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Анализ работ.

 

0.5

0.5

1

 

6.

 

 

 

1

Промежуточная аттестация. Мастер-класс для родителей

Блок 2. Зимняя сказка

1

Цветок на зимнем окошке. Создание композиции с помощью отпечатка ладошки с элементами силуэтной и обрывной аппликации из ватных дисков.

Отгадывание загадок о зиме. Знакомство с первыми явлениями зимы.

Пальчиковая гимнастика «Снег пушистый».

Практическая деятельность.

Рассматривание работ.

0.5

0.5

1

 

2

Снежинка-балеринка. Обрывная аппликация из белых и голубых салфеток на основе, вырезанной в форме снежинки. Использование дополнительного материала для придания выразительности образа.

Подвижная игра под музыку «Снежинки-пушинки».

Практическая деятельность.

Оформление окна в группе выполненными снежинками.

 

1

1

 

3

Пурга. Рисунок восковыми мелками и акварелью.

Чтение стихотворения В. Степанова «Метелица».

Пальчиковая гимнастика «Ветерок»

Практическая деятельность.

Оформление книжки-малышки.

0.5

0.5

1

 

4

Дед Мороз. Печать ладошкой с элементами аппликации дополняющую изображение характерными деталями.

Беседа о новогоднем празднике

Пальчиковая игра «Как на елке нашей…»

Практическая деятельность.

Оформление мини-выставки в группе.

 

1

1

 

5

Елочный шарик. Торцевание яркими салфетками, выложенные узором, придуманный самостоятельно.

Подвижная игра «Разложи по цвету»

Практическая деятельность.

Оформление работ в мобиль для украшения в группе.

 

1

1

 

6

Елочка. Налеп пластилина на картонную заготовку, использование дополнительного материала, для достоверности и выразительности образа.

Чтение стихотворения «Чудо-елка»

Пальчиковая игра «Елочка»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Оформление мини альбома, посвященного новогоднему празднику.

0.5

0.5

1

 

7

Снеговик. Аппликация из ватных дисков и пайеток. Последовательность при наклеивании ватных дисков и пайеток. Оформление дополнительными характерными деталями.

Отгадывание загадки на зимнюю тему.

Пальчиковая гимнастика «Заморозил нас снежок…»

Практическая деятельность.

Оформление мини-выставки в группе.

 

1

1

 

8

 

 

 

1

Промежуточная аттестация. Выставка детских работ

Блок 3. Морское путешествие

1

Золотая рыбка. Аппликация с использованием дополнительного материала. Освоение композиционного центра. Оформление пространства вокруг основной фигуры.

Рассматривание живых рыбок в аквариуме».  Пальчиковая гимнастика «Рыбки плавают в пруду…» Практическая деятельность. Оформление коллективной работы на общем фоне в виде аквариума.

 

 

1

1

2

Кораллы – сказочные замки. Аппликация с использованием дополнительного материала. Рассматривание иллюстраций с изображением подводного мира. Физминутка «Море очень широко». Объяснение нового материала с сопроводительным показом. Практическая деятельность. Оформление мини альбома.

 

0.5

0.5

1

3

Медузы – морские балерины. Кляксография. Создание композиции при помощи раздувания капель – кляксография, и дальнейшей детальной прорисовкой для передачи настроения.

Просмотр видеоролика плавающих медуз.

Движения под музыку в плавном ритме.

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Анализ работ.

 

0.5

0.5

1

4

Морская звезда. Тычкование поролоном и ватными палочками. Тычкование поролоном для нанесения основного цвета и ватными палочками для мелкой детализации формы. Доведение композиции до конечного результата с помощью кисти.

Рассматривание изображений морских звезд. Чтение отрывка стихотворения Ф. Полак «Морская звезда»

Пальчиковая гимнастика «Море волнуется – раз…»Практическая деятельность

 

0.5

0.5

1

5

Осьминожка – ладошка. Рисование по мокрому. Рисование по мокрым волнистым линиям из одного центра, добиваясь плавного смешения красок.

Просмотр мультфильма про осьминожек.

Физминутка «Раз, два, три...»

Практическая деятельность

Создание книжки-малышки

 

 

1

1

6

 

 

 

1

Промежуточная аттестация. Игровая образовательная ситуация

Блок 4. Весенние лучики

1

Вербочка в вазе. Аппликация с использованием дополнительного материала.

0.5

0.5

1

 

2

Цветущее дерево. Аппликация сюжетная с использованием дополнительного материала – ватных дисков, и салфеток.

Рассматривание иллюстраций с изображением цветущих деревьев.

Пальчиковая гимнастика «Наши белые цветочки…»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Оформление альбома.

0.5

0.5

1

 

3

Цветик – семицветик. Аппликация с элементами торцевания. Частичное наложение деталей при наклеивании, оформление центра цветом по выбору.

Отгадывание загадок на тему «Весна»

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Анализ работ.

 

1

1

 

4

Бабочка. Печать ладошкой и рисование пальчиками. Симметричная печать ладошкой и рисование пальчиками, развитие чувства ритма. Доведение композиции до конечного результата с помощью кисти.

Просмотр презентации «Бабочки»

Движения под музыку, имитирующие полет бабочки.

Практическая деятельность.

Оформление мобиля из выполненных работ

 

1

1

 

5

Одуванчик.Моделирование цветка на ножке из палочки с использованием пластилина и дополнительного материала.

Рассматривание иллюстраций с изображением одуванчика.

Физминутка «Одуванчик».

Практическая деятельность.

Оформление зеленого уголка выполненными работами.

 

1

1

 

6

Радужная птичка. Аппликация с использованием природного материала. Торцевание с элементами аппликации. Составление яркого образа и самостоятельность цветового решения.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, акцентируя внимание на характерных деталях.

Пальчиковая гимнастика «Птичка зернышки клюет…»

Практическая деятельность.

Оформление книжки-малышки.

 

1

1

 

7

Солнышко в тучках. Торцевание. Аппликация с использованием дополнительного материала. Тычкование ватными палочками.

Физминутка «Дождик-дождик кап-кап-кап»

Практическая деятельность.

Беседа о проделанной работе.

 

1

1

 

8

 

 

 

1

Промежуточная аттестация. Открытое занятие для родителей

 

Итого:

6,5

21,5

28

 

 

 

2 год обучения (6-7лет)

 

 

№ п/п

Наименование модуля, тема

часы

Форма контр.

Теория

Практика

Всего

Блок 1. Осенний вернисаж     

1

Гусеничка на листке. Моделирование.

Моделирование из разрезанных полос цветной бумаги. Дополнение образа с помощью природного материала.

Беседа о первых признаках осени.

Пальчиковая гимнастика «Лист осенний»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

 

0.5

0.5

1

 

2

Мухомор. Аппликация из ниток. Развитие мелкой моторики и аккуратности.

Отгадывание загадок на осеннюю тематику.

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Оформление книжки-малышки

0.5

0.5

1

 

3

Дары природы. Декупаж. Знакомство с новой техникой. Обрывание салфетки по контуру, аккуратное наклеивание на основу. Декоративное оформление краев по замыслу.

Беседа о истории возникновения техники «Декупаж», с показом презентации.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Оформление мини-выставки в группе.

 

0.5

0.5

1

 

4

Кленовый лист. Рисование в технике «по мокрому». Рисование в технике «по мокрому». Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотопия, отпечатки)

Чтение стихотворения В.Берестова «Лист кленовый»

Движения под музыку, изображающие листопад.

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Оформление мини-выставки в группе.

 

0.5

0.5

1

 

5

Осенний лес в отражении. Печатание листьями. Отпечатки листьев на половинке листа, отпечатывание изображения на другую сторону. Создание пейзажной композиции с последующей детальной прорисовкой. Развитие чувства цвета, композиции.

Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса, отмечая характерные детали.

Физминутка «Ветер дует с высоты»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Анализ работ.

 

0.5

0.5

1

 

6

Золотая осень. Аппликация с использованием природного материала Создание образа горного массива с использованием листьев разной окраски.

Рассматривание собранного гербария.

Речь с движением «Леса – чудеса»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Оформление мини-выставки в группе.

 

1

1

 

7

 

 

1

1

Промежуточная аттестация. Мастер-класс для родителей

Блок 2. Морозные узоры

1

Зимнее дерево. Рисование с элементами аппликации. Кляксография с элементами аппликации. Раздувание кляксы в определенную сторону для получения образа ствола и веток. Использование дополнительного материала – соли, для завершения образа.

Рассматривание иллюстраций картин, выполненных в технике кляксография.

Речь с движением «Первый снег»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

 

1

1

 

2

Узоры на окошке. Рисование нитью. Ознакомление с новой техникой. Совершенствование чувства ритма и композиционного центра.

Просмотр презентации.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Оформление коллективной работы на общем фоне, вырезанном в виде окошка.

 

1

1

 

3

Еловая ветка. Моделирование. Моделирование из цветной бумаги, передача характерных особенностей.  Самостоятельный выбор декоративного дополнительного материала.

Чтение стихотворения «Елочка пушистая…»

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять…»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Оформление мобиля выполненными подвесками.

0.5

0.5

1

 

4

Новогодняя тарелочка. Декупаж. Обрывание салфетки по контуру, аккуратное наклеивание на основу. Декоративное оформление краев по замыслу. Выделение и оформление композиционного центра.

Отгадывание загадок на зимнюю тему. Речь с движением «Мороз и ветер»

Практическая деятельность.

Оформление мини-выставки в группе

 

1

1

 

5

Елочная игрушка. Моделирование. Моделирование из полос цветной бумаги. Самостоятельный выбор цветового решения.

Беседа о предстоящих новогодних праздниках.

Пальчиковая гимнастика «Новогодняя считалка»

Практическая деятельность.

Оформление группы выполненными игрушками.

 

1

1

 

6

Карнавальная маска. Торцевание с элементами силуэтной аппликации. Торцевание с элементами силуэтной аппликации. Развитие чувства симметрии и ритма. Декоративное оформление по замыслу.

Презентация «Карнавал»

Физминутка «Карусели»

Практическая деятельность

Мини карнавал.

 

1

1

 

7

 

 

1

1

Промежуточная аттестация. Выставка детских работ

Блок 3. Невероятное путешествие

1

Зимние птицы. Пластилиновая мозаика. Пластилиновая мозаика. Выполнение работы из маленьких пластилиновых шариков, налепленных на основу, с небольшими промежутками между ними. Воспитание аккуратности и усидчивости.

Беседа о зимующих птицах с рассматриванием иллюстраций.

Пальчиковая гимнастика «Сорока»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Оформление книжки-малышки.

0.5

0.5

1

 

2

Снеговик. Моделирование образа из полос бумаги. Оформление композиции элементами обрывной аппликации.

Дидактическая игра «Собери снеговика»

Физминутка «Я мороза не боюсь»

Практическая деятельность.

Оформление мини-выставки.

 

1

1

 

3

Зимний пейзаж. Монотипия.

Презентация «Зимние пейзажи». Пальчиковая гимнастика «Падал снег на порог». Практическая деятельность.

 

1

1

 

4

Жирафик. Аппликация из ниток. Воспитание интереса к познанию окружающего мира и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве. Самостоятельное оформление фона.

Беседа о животных жарких стран, с сопроводительной презентацией.

Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей»

Практическая деятельность.

Мини - экскурсия по созданному зоопарку.

 

1

1

 

5

Домашний питомец. Рисование с элементами тычкования поролоном. Рисование сложной фигуры, состоящей из простых форм, с элементами тычкования поролоном для передачи характерных особенностей.

Беседа о домашних животных, с сопроводительной презентацией.

Физминутка «Кот Антипка»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

Оформление книжки-малышки.

0.5

0.5

1

 

6

Черепашка. Налеп с использованием дополнительного материала. Воспитание отзывчивости и доброты.

Дидактическая игра «Собери черепашку»

Пальчиковая гимнастика «Маленькая черепаха»

Практическая деятельность.

Оформление зеленого уголка выполненными работами

 

1

1

 

7

Кораблик. Моделирование сложной конструкции из простых геометрических форм. Сложение и разрезание квадрата. Оформление поделки элементами обрывной аппликации.

Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны»

Физминутка «Моряки»

Практическая деятельность.

Анализ работ.

 

1

1

 

8

Жар-птица. Аппликация из вырезанных частей. Вырезание по контуру.  Закручивание на карандаш. Частичное наклеивание.

Чтение стихотворения про Жар птицу.

Пальчиковая гимнастика «Видишь, бабочка летает»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность.

0.5

0.5

1

 

9

 

 

 

1

Промежуточная аттестация. Игровая образовательная ситуация

Блок 4. Весенняя капель

1

Монотипия. Продолжение знакомства с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками. Последующая детальная прорисовка.

Чтение стихотворения С.Маршака «О весне…»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность. Оформление мини-выставки

0.5

0.5

1

 

2

Яблоневая ветка. Аппликация с использованием дополнительного материала – ватных дисков, с элементами торцевания. Вырезание листьев в двойном сложении.

Отгадывание загадок о цветах.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Объяснение нового материала с сопроводительным показом.

Практическая деятельность

Оформление книжки-малышки.

0.5

0.5

1

 

3

Сирень. Декупаж на тарелке.

Пальчиковая гимнастика «Хороший день»

Практическая деятельность

Оформление мини-выставки

 

1

1

 

4

Корзинка для цветов. Торцевание с элементами аппликации. Торцевание с элементами аппликации. Аппликация и торцевание из бумажных салфеток. Создание плетеной формы как основы будущей композиции (корзинка для цветов). Совершенствование техники торцевание.

Физминутка «Вместе по лесу идем…»

Практическая деятельность

Анализ работ.

 

1

1

 

5

 

 

1

1

Итоговая аттестация. Открытое занятие для родителей

 

Итого:

6,5

21,5

28

 

 

1.3.2. Содержание работы с детьми в процессе кружковой деятельности направлено на эстетическое развитие через художественный труд с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности:

-                     кляксография с трубочкой;

-                     монотипия;

-                     восковые мелки + акварель;

-                     рисование поролоном;

-                     рисование по мокрому;

-                     рисование нитью;

-                     моделирование;

-                     декупаж;

-                     монотипия;

-                     кляксография;

-                     набрызг;

-                     акварельные мелки;

-                     тычкование;

-                     аппликация из ниток;

-                     пластилиновая мозаика;

-                     рельефная аппликация.

 

Нетрадиционные техники рисования, используемые в программе «Мастерилка»:

  1. Рисование нитками на бумаге.

Средства выразительности: линия, штрих.

Материалы: бумага, разной фактуры нитки (нитки белого цвета разной фактуры: швейные, ирис, мулине, для вязания и плетения), тесьма, шнур, ножницы, краски гуашевые.

Способ получения изображения: отстригаем нужного размера нитки, тесьму, шнур макаем их в краску и рисуем узором по бумаге.

  1. Правила рисования краской.
  2. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
  3. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
  4. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
  5. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
  6. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
  7. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
  8. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
  9. Правила рисования карандашом.
  10. Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.
  11. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
  12. линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
  13. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
  14. Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда- обратно.
  15. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда- обратно.
  16. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
  17. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
  18. Закрашивать рисунок без просветов.
  19. Закрашивая рисунок нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее.
  20. Торцевание

Материалы: бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации, клей ПВА, цветной картон-основа аппликации.

Салфетки разрываются на кусочки, затем каждый кусочек с помощью пальцев скатывается в шарик.  Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА. Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора.

5.Декупаж – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов

Материалы: верхний слой салфетки в качестве мотива, клей ПВА, кисть, краски.

Верхний слой можно вырезать или вырывать руками из салфетки, в зависимости от того, каким должен быть конечный результат. Если необходимо будет сравнивать (прокрашивать) общий фон или что-то дорисовывать, салфетку можно вырвать. Таким образом ворсистый край на разрыве лучше ляжет на поверхность. А если мотив салфетки нужен «чистый», его лучше аккуратно вырезать. Далее нужно приклеить салфетку и покрыть акриловым лаком.

6.Монотипия

Материалы: краски, вода, бумага и лист стекла или пластика.

Рисуем нужную композицию на стекле или пластике, кладем лист, прижимаем, отрывам. Монотипия готова.

1.4 Планируемые результаты

 

Ожидаемый результат:

Старший возраст:

  • Уметь правильно использовать предлагаемый инструмент и материал
  • Уметь получать изображение путем отпечатка
  • Уметь использовать дополнительный материал для получения выразительности образа

Подготовительный возраст:

  • Узнавать и называть используемые виды техник;
  • Составлять композиции с использованием знакомых приемов и создавать декоративные композиции по замыслу;
  • Уметь преобразовывать плоскую форму в рельефную или объемную
  • Использовать в работе виды нетрадиционного рисования;
  • Самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.
  • Доводить изделие до задуманного образа при помощи дополнительного материала

Результативностью данной программы можно считать: воспитание социальной активности детей – участие их в детских и совместных выставках в ДОУ и за его пределами, создание коллекции книжек-малышек, участие в оформлении групповых помещений к праздникам, участие в творческих развлечениях. Дети узнают пластические свойства материалов, поймут, что и как можно создать, преобразовать, какую форму придать. Создавать изображения предметов из простых фигур; декорировать различными способами; подбирать цвета, соответствующие; нестандартно использовать художественные материалы.

 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график
1 год обучения (5-6 лет)

Продолжительность учебного года

01.10.2019г. – 30.04.2020г.

Режим работы

1 раз в неделю во второй половине дня

Зимние каникулы

с 01.01.2020 г – 09.01.2020г

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация:

Ноябрь: Мастер-класс для родителей

Январь: Выставка детских работ

 Февраль: Игровая образовательная ситуация

Промежуточная аттестация: апрель 2020 г.

Открытое занятие для родителей

Летние каникулы

01.06.2020 г.- 31.08.2020 г.

2 год обучения (6-7 лет)

Продолжительность учебного года

01.10.2019г. – 30.04.2020г.

Режим работы

1 раз в неделю во второй половине дня

Зимние каникулы

с 01.01.2020 г – 09.01.2020г

Промежуточная аттестация

Итоговый контроль

Промежуточная аттестация:

Ноябрь: Мастер-класс для родителей

Январь: Выставка детских работ

 Февраль: Игровая образовательная ситуация

Итоговая аттестация: апрель 2021 г. Открытое занятие для родителей

 

2.2. Условия реализации программы

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Срок реализации – 1 год (с октября – по апрель).

Количество обучающихся в подгруппе – 10 человек

Набор в группу производится в начале учебного года, на свободной основе.

Форма работы

Количество часов в неделю

Количество часов в месяц

Количество часов в  год

Групповое занятие

1

4

28

Регламент

Название

Группа

День недели

Время

Кабинет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  «Мастерилка»

Подготовительная группа

Четверг

15.45-16.15

 

Кабинет

изо

 

Подготовительная группа

Понедельник

15.45-16.15

Наличие материально-технической базы:

Для успешной реализации программы созданы необходимые условия в кабинете изобразительного искусства.

Вид помещения

Функциональное

использование

Оснащение

кабинет

изобразительного

искусства

-занятия по

изобразительному

искусству;

-индивидуальные

занятия;

-родительские собрания и прочие мероприятия для родителей;

-шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала, столы, магнитная доска, стенды "Виды изобразительного искусства", "Жанры изобразительного искусства», «Цвет". ноутбук

Материалы для занятий (в том числе для рисования нетрадиционными техниками):

-         Белая и цветная бумага формата А4.

-         Белая бумага формата А3, А4, А1.

-         Белый и цветной картон формата А4.

-         Простые карандаши.

-         Цветные карандаши.

-         Восковые карандаши.

-         Кисти беличьи №6, №5, №4, №3, №2.

-         Палитра.

-         Краска гуашь.

-         Краска темперная.

-         Белила.

-         Ножницы для детского творчества

-         (с безопасными кончиками лезвий).

-         Пластилин.

-         Стеки.

-         Баночки с водой.

-         Клей ПВА

-         Трубочки пластиковые

-         Баночки из-под крема.

-         Тушь цветная.

-         Печатки разные.

-         Различные «тычки».

-         Ватные палочки.

-         Поролон.

-         Зубная щетка.

-         Нитки разной фактуры.

-         Тесьма.

-         Фольга.

-         Салфетки цветные

-         Салфетки с узорами

-         Кисть щетина №2,3,4

-         Дополнительный материал: бусины, бисер, пайетки, вата, ватные диски, пуговицы и т.п

-         Природный материал: крупа гречневая, кукурузная, рисовая; семена ясеня и клена, сухоцветы, листья, скорлупки.

Оборудование для занятий:

  • Столы для творчества.
  • Фартуки.
  • Салфетки бумажные и матерчатые.
  • Подставка под кисти и инструменты.
  • Музыкальный центр.

Оборудование для праздников и открытых занятий:

  • Работы, выполненные детьми.
  • Костюмы для участников.
  • Демонстрационный материал.
  • Оформление зала.

2.3. Формы аттестации

1 год обучения

Форма промежуточной аттестации –

Ноябрь: Мастер-класс для родителей.

Январь: Выставка детских работ

 Февраль: Игровая образовательная ситуация

Промежуточная аттестация: апрель 2020 г.

Открытое занятие для родителей

2 год обучения

Форма промежуточной аттестации –

Ноябрь: Мастер-класс для родителей

Январь: Выставка детских работ

 Февраль: Игровая образовательная ситуация

Итоговая аттестация: апрель 2020 г. Открытое занятие для родителей

Диагностика

Для более оперативного диагностирования следует отобрать ограниченный набор критериев и показателей. Анализ уровня развития творческой деятельности того или иного ребёнка является показателем его эстетического и интеллектуального развития, в тот или иной возрастной период.

Критерии объединены в две группы: первая - анализ продуктов деятельности, вторая - анализ процесса деятельности.

Анализ продукта деятельности:

  • Передача формы:
  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.
  • Передача строения предмета:
  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета расположены неверно.
  • Передача пропорций предмета:
  • пропорции предмета соблюдены;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.
  • Построение композиции:

а) расположение предмета

  • по всей плоскости;
  • на полосе;
  • не продумано, носит случайный характер.

б)     соотношение по величине разных предметов, составляющих композицию:

  • соблюдается пропорциональность;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность передана неверно.
  • Цвет:
  • цветовое решение соответствует замыслу;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное;
  • безразличие к цвету.

Анализ процесса деятельности:

  • Регуляция деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, увеличивается темп работы; при замечании сникает, деятельность замедляется);
  • безразличен к оценке взрослого.

б)      оценка ребёнком созданного предмета:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует.

в)      эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.
  • Уровень самостоятельности:
  • выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
  1. Творчество:
  • самостоятельность замысла;
  • оригинальность;
  • стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем другим критериям, имеющим одну, две или три группы показателей, в каждой из которых по трём показателям оценка даётся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) высокий уровень - 3 балла; второй средний балл - 2 балла; третий низкий - 1 балл.

Для обычной текущей итоговой диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенный на анализе продуктов деятельности и позволяющий определить уровни овладения лепкой.

Следующее диагностическое обследование, проведённое после второго года обучения, изменит количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения числа детей в подгруппе высокого и среднего уровня и сокращения числа детей, выполнивших на низком уровне. Это будет свидетельствовать об эффективности работы с детьми.

На основе набранной суммы можно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Ранговый ряд можно условно разделить на три части. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 30 баллов, низшее - 15 баллов; число баллов зависит от полученных ребёнком по каждому показателю оценок.

Таблица № 1

Имя  ребёнка

Форма и строение предмета

Передача пропорций

Умение создавать рельефное изобр-ие

Умение создавать объемное изобр-ие

Умение пользоваться инструментами

о

Умение самостоятельно выбирать способ лепки

Знание стилевых особенностей росписи

Умение работать в

коллективе

Количество баллов

                     

Таблица № 2

№ п/п

Имя ребёнка

Общее число баллов

     

Построение рангового ряда позволяет увидеть уровень овладения детьми умениями и навыками деятельности, сравнить по успешности овладения параметрами деятельности.

2.4. Методические материалы

Библиотека методической литературы, материалы и инструменты для изобразительного творчества, портреты знаменитых художников, репродукции картин художников, коллекция кукол в народных костюмах, народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства, дидактические игры, технологические карты;

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.

Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости.

Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Основные формы взаимодействия с семьей:

- консультирование,

-родительские собрания,

-анкетирование,

- мастер-классы,

- открытые мероприятия.

3.Список литературы

3.1. Литература для родителей и детей

  1. Декоративное рисование: организованная образовательная деятельность, дидактические игры, художественный материал: 5-7 лет - "Учитель", 2014
  2. Кэтрин Темпл: ИЗО для детей. Рисунок.- Абрикобукс, 2016
  3. Суровая Е. Свободная акварель: три упражнения для развития навыков владения материалом и креативности. Е. Суровая . - Искусство в школе. 2019.

3.2. Литература для педагога

  1. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Творческий центр Сфера, 2005.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. - М.: Академия, 1998.
  3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.- М.: 2010.
  4. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - М.: Просвещение, 1999.
  5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  7. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М.: Феникс, 2003
  8. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем.- М.: ТЦ Сфера,2008
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009
  10. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина.- М.: АЙРИС-пресс, 2005.
  11. Румянцева Е.Р. Простые поделки без помощи мамы. -  М.:«АЙРИС-пресс, 2006.
  12. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Родничок, 2006.
  13. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры.- Волгоград: Учитель, 2009.
  14. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

https://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhka-umelye-ruchki-1049617.html

https://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhka-po-izodejatelnosti-raduga-krasok-dlja-raboty-s-detmi-4-do-5-let.html

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация