Опубликовано: 30.04.2020 г.
Автор: Кравцова Елена Фёдоровна
Педагог дополнительного образования
МОБУ ДО «Центр детского творчества» п. Кавалерово
Введение:
Основным направлением моей деятельности, как педагога дополнительного образования, является развитие творческих способностей учащихся через занятия декоративно-прикладным творчеством.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы создать условия для развития способностей всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать себя. Очень многое зависит от семьи, от нас. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя разглядеть способности ребенка, а задача системы образования — развить его способности и создать все условия, чтобы они были реализованы.
Современный подход к обучению требует от нас, педагогов, поиска новых форм преподавания. Обучение должно быть творческим, активным, поисковым.
В целях наиболее эффективного решения педагогических задач и достижения высоких результатов я совершенствую условия организации образовательного процесса.
В основу деятельности я взяла педагогическую технологию «творческих мастерских». По моему мнению она наиболее точно отражает методику моей работы в творческом объединении «Экодизайн».
Вводная часть:
Технология «творческих мастерских» появилась в России с 1990 года. В её основе лежат философско-педагогические идеи «Французской группы нового образования» , над которой трудились лучшие французские педагогии и психологи: А.Валлон, Пьер Ланжевен, Жан Пиаже.
У нас в России эта технология была переосмыслена и стала применяться своеобразно , в собственном авторском осмыслении, в авторском видении и исполнении нашими отечественными педагогами.
Педагогическая технология «творческих мастерских» способствует развитию креативных способностей учащихся. Принципы построения мастерской отличаются от традиционной педагогики, но не противоречат ей. Атмосфера создаваемая на занятиях, стимулирует творческое развитие личности. Главное правило мастерской: «ВСЕ СПОСОБНЫ». Этот лозунг выдвинутый основателями данной педагогической технологии, позволяет проводить раннюю диагностику одаренности ребенка, создавая для талантливых детей оптимальные условия для развития и становления личности.
Технологию творческих мастерских называют диалоговой, рефлексивной. Она тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу , к ситуации общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, к самоанализу и самоконтролю.
Уникальность мастерской заключается в том, что все могут проявить свои таланты, а главной задачей педагога-мастера является обеспечение сопровождения самостоятельного творческого исследования в рамках мастерской. Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в обучении, все это позволяет обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания. В мастерской исключается официальное оценивание работ воспитанников, доминирует самооценка через афиширование работы каждого.
«Творческая мастерская» – это технология, требующая от педагога перехода на позиции партнерства с учащимися, приоритета процесса над результатом.
Технология направлена на погружение участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В творческой мастерской педагог – это мастер. Он не передаёт свои знания и умения не знающему и не умеющему, а лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, самостоятельной исследовательской деятельности. Это даёт ребенку ощущение собственной значимости.
Основные задачи технологии:
- активизировать восприятие учащимися учебного материала;
- учить творчески осмысливать учебный материал;
- активизировать саморазвитие ученика;
- повысить интерес к процессу обучения;
- способствовать развитию креативности;
- повышать уровень грамотности, знания терминов;
- развивать навыки аргументированного разговора;
- способствовать развитию социальной компетенции;
- повышать самооценку воспитанника.
Педагог – это мастер, который способен изменить цель, поведение и тактику занятия. Мастер создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного книжного ответа на вопрос мастера, а выявляются в ходе работы над экспонатом. Педагог является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому виду деятельности и познанию.
Задача мастера создать особую атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца.
Используя личный опыт ребенка совершать открытия вместе с ребенком, катализировать, развивать процесс познания.
Технология направлена на персонификацию и саморазвитие ученика. Девиз педагога на занятии «Делай по своему!».
Знания ребенок не получает, а приобретает в процессе, взращивает, познаёт и решает проблему на основе собственного опыта.
Педагог предлагает и гарантирует ребятам творческий характер деятельности, направляет их на поиск необходимого материала, умело предоставляя информацию по заданной теме. Трудиться вся группа, но каждый создает свой экспонат. Дети советуются друг с другом, помогают, подсказывают дальнейшие действия при работе над изделием.
Сам факт группового творчества способствует развитию коммуникативных навыков детей, даёт им возможность научиться у других, учит слушать, аргументировать, использовать собственный жизненный опыт.
В начале занятия дети получают исходный материал – основу, далее педагог придумывает несколько заданий, для их выполнения понадобятся навыки поиска и творческий настрой.
Хочу отметить такие нюансы – ребенок (любой ребенок) достигнет результата, но каждому необходимо своё время.
Ребенок свободен в выборе экспоната и формы познавательной деятельности, свободен в построении своей работы (алгоритма выполнения работы). Он открыт для самовыражения и творчества.
Процесс познания имеет большую ценность – ученик движется к истине своим путем и он имеет право на ошибку.
Существует алгоритм построения процесса работы творческой мастерской:
1 этап (индукции) – средство активации (мотивации) творческой и исследовательской работы воспитанника;
Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание интереса к проблеме и создание условий для её творческого решения (я демонстрирую какие изделия можно сделать - это презентация или показ иллюстраций).
2 этап (самоконструкция) – индивидуальная деятельность воспитанников которая предполагает переход от эмоций к реальным действиям (я просто даю детям формы и вот тут начинается полет фантазии – я сделаю так…).
Далее я предлагаю детям информацию для создания ими конкретного изделия и они начинают создавать , творить , советоваться друг с другом.
3 этап (социоконструкция) – ребенок создаёт изделие, возвращась не раз к истоку (рецепту мыла). Мне очень нравиться этот этап, потому что дети сами себя контролируют и сами оценивают (у меня одна сторона имеет 1 запах, а вторая другой).
4 этап (рефлексия) – итоговая оценка своих действий, анализ выполненной работы каждым воспитанником, желание скорректировать свою дальнейшую работу, планы на будущее (в следующий раз я сделаю так..).
Принципами работы творческой мастерской являются:
- Равенство всех участников, включая мастера: все способны к творчеству и саморазвитию.
- Ненасильственное привлечение к процессу познания,
поиску знаний с помощью создания личностной мотивации.
- Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Вместо этого в качестве стимулов — самооценка, самокоррекция, самовоспитание.
- Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.
- Важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.
- Работа мастерской основывается на природном материале и результатах духовной деятельности человечества. Поэтому язык , диалог- важнейший момент в работе.
- Возможность свободы выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.
- Нравственная ответственность каждого за свой выбор, свою деятельность и конечный результат.
Таким образом, технологии «творческих мастерских» создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.
В своей работе я придерживаюсь следующих установок.
Все дети талантливы! Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая.
Дети должны удивляться и восхищаться. Через такие приемы, как удивление, озарение, догадка, отсутствие критиканства удается достигать гораздо больших результатов. Эти способности содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
Соблюдение границ личности ребёнка. Всем известно, что чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, ребёнок должен уметь слышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
Технологию «Педагогическая мастерская» я успешно применяю на занятиях в детском объединении «Экодизайн». Она позволяет мне решать задачи личностного развития ребёнка. В мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. В процессе ведения мастерской я создаю условия для выявления проблемы, постановки вопросов и путей их решения.
Таким образом происходит формирование нового знания, выстроенного на основе личного опыта ребенка.
Уникальность мастерской заключается в том, что все могут проявить свои таланты, а моя задача, как педагога-мастера является обеспечение сопровождения самостоятельного творческого исследования в рамках мастерской.
Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы позволяет обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.
Вывод:
Главной задачей мастера в технологии творческих мастерских является подбор таких заданий для учащихся, чтобы каждый из них смог найти для себя посильное и, самое главное, интересное задание, которое бы стимулировало его к дальнейшей творческой деятельности.
Задания не должны быть очень простыми, в каждом из них должна быть какая-то загадка, тайна, недосказанность. У ученика не должно быть прямого пути к истине, и мастер не должен вести к ней. В результате выполнения заданий он выберет свой путь к познанию, руководствуясь только своей интуицией, и своим знанием, а роль педагога - хорошо подготовить задания и не вмешиваться в самостоятельный процесс освоения нужной информации.
Результаты мониторинга в детском объединении показывают, что мною созданы условия для развития компетенций учащихся. В процессе занятий у детей формируются такие компетенции, как информационная (умения работать с разными источниками информации, отбирать, систематизировать, выделять главное), коммуникативная (умения представить результаты своей работы, налаживать контакты с детьми и взрослыми).
Кроме этого развиваются регулятивные, познавательные универсальные учебные действия, а также личностные качества детей (эта технология развивает способность к анализу, развивает навыки аргументированного разговора, способствует развитию креативности, развивает социальные компетенции, и все это учит ребенка мыслить).
Работая в творческой мастерской я, придерживаюсь таких правил - «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважать мнение любого ученика», «каждый имеет право на ошибку», «важно все: наши знания, чувства и эмоции». В мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям.
Позиция педагога предполагает консультирование воспитанников, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.
Наблюдая за детьми, увлечёнными работой замечаю, что каждый ребёнок чувствует свою значимость и важность . Успех способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, взаимодействовать, договариваться, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою позицию, понимать и ценить творчество других.
Одним из результатов моей деятельности и показателем роста творческих способностей детей являются результаты участия в конкурсных мероприятиях различного уровня.