Опубликовано: 03.05.2020 г.
Автор: Мишина Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования
АОУДО «Дом детского творчества с. Выдрино»
Во все времена мастера народов мира отводили декоративно- прикладному искусству особое место, так как оно является основополагающей базой, источником национальной культуры, связующей нитью всех видов художественной деятельности человека. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный потенциал, обладает
огромными воспитательными возможностями.
Занятия по декоративному творчеству я тесно связываю с ознакомлением с народным творчеством. Дети при этом видят богатство народной фантазии, мастерство, что способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию.
В прошлом сохранение и развитие народной художественной традиции происходило естественным путем, теперь же это делается сознательно, с раннего детства. (например: ведутся занятия в д.саду).
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомы, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали , как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи ? Чем украшали свой быт? Такие же вопросы можно задать и о народной культуре бурятского народа.
Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времени, вернуть утраченную ценность.
Моя цель – донести до сознания моих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях, а так как мы проживаем в Республике Бурятия, то должны знать и уважать традиции бурятского народа.
Народное искусство- Национальное по содержанию . Способно активно воздействовать на духовное развитие детей, на формирование патриотических чувств. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение - это традиции, обычаи, особенности жизни.
Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символы, например, птица – это символ счастья, радости. Мы встречаем на полотенцах, на досках, в посуде, игрушках, в одежде и т.д.
Издавна предметы быта расписывали различными узорами, орнаментом, что тоже является своеобразной символикой. Все это я стараюсь донести до детей. В нашей студии создана целая коллекция изделий, где мы используем в росписи гжель, хохлому и т.д. (действующая выставка, которая постоянно пополняется)
В нашей студии особое место занимают куклы.
Куклы особенно нравятся детям, за ее простоту и красочность. При изготовлении куклы каждый передает не только характер, но и традиции. (русская кукла, буряточка) При расписывании готового изделия элементы росписи в младших группах просты, в старших группах расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, своеобразие композиции. Тщательно изучая материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов. Я уточняла методы и приемы, используемые при росписи. Разработала алгоритмы с элементами народных росписей, создаю условия для самостоятельной деятельности детей. ( доступность материалов: литература, образцы ит.д.)
В старшем возрасте дети уже могут самостоятельно выбирать вид росписи, ее элементы, колорит, композицию. Творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию, аппликации и лепке при создании предметных, сюжетных композиций, показывает насколько дети понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве. В процессе развития декоративного творчества школьников используются разные методы и приемы.
Учу детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Показываю, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей: точки, кружочки, волнистые линии. Объясняю, как правильно нарисовать не сложный узор, а затем предлагаю посмотреть с элементами и композиции их в узоре.
Многообразие видов деятельности и форм работы позволяет избежать потери интереса к занятиям по декоративно-прикладному творчеству, стимулирует творческую активность что является необходимым условием формирования личности ребёнка. Чередование разных видов деятельности : лепка, конструирование, декоративная работа, особое значение имеет проведение интегрированных занятий. Например : проводились занятия совместно с другими кружками , это позволяет избежать потери интереса к прикладному творчеству, сохраняет эффект новизны, стимулирует творческую активность и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.
Детям очень нравится совместная работа. Здесь каждый чувствует себя причастным к полученному общему результату, что очень радует детей, и как результат —поделка, созданная вместе, — получается наиболее впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. Коллективная форма не снижает значение деятельности каждого ребенка, не оставляет без внимания его собственные усилия и от качества работы каждого воспитанника зависит общий результат: ведь чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, интереснее будет общая композиция. И самое главное то, что дети понимают, что все вместе могут получить более значительную поделку, чем каждый в отдельности. В процессе коллективной работы создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и педагогом по поводу того, что они создают, и как это лучше сделать, а по завершении поделки все вместе радуются результатам совместной деятельности, радостные чувства объединяют их.
Важным обстоятельством является- поощрения, которую я часто использую – участие в выставках, которые проводятся регулярно, для детей, для родителей, на праздничные мероприятия. Периодическая организация выставок дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы обучающихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении.
Подводя итог педагогической деятельности в рамках данного опыта, могу с уверенностью сказать, что при использовании разнообразных методов, приёмов и форм работы с учетом индивидуальных способностей детей на занятиях объединения по интересам у обучающихся наблюдаются положительные результаты: формирование устойчивого интереса к творческой познавательной деятельности, развитие положительных личностных качеств. В итоге дети учатся самостоятельно работать, не боятся нестандартных ситуаций, а напротив с интересом находят пути их решения. Дети учатся с удовольствием, у них вырабатывается адекватная самооценка и положительная учебная мотивация.