Опубликовано: 05.05.2020 г.
Автор: Тилова Жяннет Камановна,
воспитатель,
МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад №19»
Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей дошкольного возраста-одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и обычные занятия, порой не выделяют особенности их подготовки и проведения. При этом следует учитывать, что открытое занятие в отличие от обычного-это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
Проводятся открытые занятия без "репетиции" в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитательно-образовательному процессу. Накануне рекомендуется сообщить детям и их родителям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посторонние люди.
Занятие проходит в соответствии с планом методической работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, не следует также организовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог.
Строится открытое занятие с учетом дидактических целей: обучающей, воспитывающей, развивающей и дополнительно-мотивационной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя остальные аспекты на следующее занятие или перенося их на другую деятельность.
В ходе открытого занятия для актуализации познавательного интереса детей могут использоваться следующие методические приемы:
- четкая организация, планирование всех частей занятия;
- интригующее начало;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе;
- мотивы побуждения к деятельности.
1.Приветствие
Цель: Установление эмоциональной связи, настройка на занятие, знакомство с нормами общения: приветствие, название своего имени.
Материал: Лента с колокольчиками, мяч, подушки.
Ленты связаны в круг, на них висят колокольчики, дети держатся вместе с родителями и идут по кругу в хороводе.
Колокольчики звенят,
Собирают в круг ребят,
Поскорее подходи,
Маму за руку веди.
Все сидят на полу и катают мяч от одной пары к другой, детки ловят, кидают другому и хлопают.
А теперь давайте за ручки возьмемся и скажем: Здравствуйте, все (несколько раз), а теперь похлопаем, проговаривая «Здравствуйте, все (несколько раз)»
- Окружающий мир. Вода
Цель: расширение кругозора, развитие мелкой моторики.
Материал: лейки с водой, цветы в горшках, вырезанные листочки, картинки, марблс, бутылочки с узким горлышком.
Педагог рассказывает что сейчас мы проходим тему «вода». Вода окружает нас повсюду, она нужна всему живому, что есть на земле, ее пьют и люди, и животные, и растения. Утром, когда солнышко еще не взошло, вода в виде капелек росы выступает на листочках. Педагог предлагает детям посмотреть на разложенные в группе листочки и собрать капельки росы(марблс) в бутылочки.
Детки собирают «Росу». После чего педагог имитирует «выливание» росы в лейки. Педагог предлагает полить водичкой из леек цветы.
- Цвета.
Цель: развитие мелкой моторики, запоминание основных цветов.
Материал: гуашь красного, желтого, синего цветов, прозрачные стаканчики, одноразовые ложки. Прямоугольники синего, оранжевого, красного, фиолетового, зеленого цветов.
Педагог показывает опыты со смешиванием цветов.
Педагог рассказывает, что сейчас водичка прозрачная, у нее нет цвета, но если в нее добавить краску, то водичка возьмет цвет этой краски. Педагог предлагает детям положить немного желтой краски. Педагог говорит, что вода стала желтой, и просит показать желтую карточку.
Педагог: « А теперь давайте добавим в водичку красную краску, красный цвет - это какой?». Педагог просит показать красную карточку. Дети при помощи мам добавляют краску, получают оранжевый цвет. Педагог эмоционально комментирует, что произошло волшебство- вода стала оранжевой- и просит показать оранжевую карточку. Аналогично с синим и желтым цветом- получаем зеленый, и с красным и синим- получаем фиолетовый.
В случае, если у детей не хватает терпения, можно остановиться на одном опыте с оранжевой краской.
4.Математика. Счет и размеры.
Цель: Считать до 5.
Материал: Вырезанные капли с цифрами (от 1 до 5)
Педагог предлагает посчитать капельки.
Мамы и педагог выкладывают капли в последовательный числовой ряд, просят детей переставлять пальчик, а сами озвучивают счет от 1 до 5. Просят детей показать ту или иную капельку с цифрами.
- Пальчиковая игра.
Педагог говорит, что мы считали капельки, и они превратились в настоящий дождик.
Дождик- дождик, поливай!
Будет хлеба каравай,
Будут булки,
Будут сушки,
Будут пряники,
Ватрушки.
Изображаем дождик, стуча по полу пальцами обеих рук. Потом загибаем по одному пальцу на каждое хлебобулочное изделие.
- Развитие дыхания.
Цель: развиваем дыхание.
Материал: миски с высокими краями, наполовину наполненные водой. Трубочки для коктейля.
Педагог предлагает сделать бурю на море- подуть через трубочки. Мамы помогают и показывают детям, как правильно надо дуть.
- Геометрические фигуры.
Цель: запоминание основных геометрических фигур.
Материал: большой таз с плавающими блоками Дьенеша ( треугольник, квадрат, круг), карточки с изображением контура треугольника, квадрата и круга.
Педагог напоминает, что в прошлый раз мы запускали наши плоты плавать, а сейчас пришла пора плотам причаливать к берегу.
Педагог показывает контур геометрической фигуры, называют ее и просит принести эту фигуру.
- Развитие речи.
Цель: Развиваем пассивный словарный запас, учимся воспринимать речь педагога, учимся терпению и усидчивости.
Материал: белый лист бумаги формата А4 для выкладывания на него заранее последовательно вырезанных и заламинированных картинок.
Педагог рассказывает:
«Однажды в лесу (выкладывает на лист 3 дерева и узкую речку) произошла такая история: по лесу бегали зайчики (выкладывает двух зайчиков), по лесу протекал узкий ручеек, зайчики запросто через него перепрыгивали ( иллюстрирует). Но тут поднялся сильный ветер (педагог просит детей подуть), и набежали тучи (выкладывает тучи), а потом и вовсе пошел сильный дождь (меняем тучи на тучи с дождем), и узкий ручеек превратился в широкую реку, которая накрыла зайчиков с головой (меняем ручеек на широкую реку). Никак зайчикам нашим не выбраться. Давайте им поможем, им нужен плот, чтобы спастись. (Педагог выкладывает плот, а на него зайчиков.) А тут и дождик прошел (убирает тучку), зайчики на плоту смогли подплыть к берегу, на котором после дождика выросла целая полянка с цветами и всеми цветами засветилась радуга.»
- Логоритмика.
Е. Железнова «Лягушата прыгать любят»
- Творчество.
Цель: развитие творческих способностей, обучение аккуратности.
Материал: цветные полоски бумаги (красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая), вырезанная заготовка облака, вата, клей ПВА, кисточки, салфетки- по комплекту на каждого ребенка.
Мажем кончики цветных полосок клеем и приклеиваем их на заготовку облачка. Получится дождик-радуга из облака. Мажем облако клеем и наклеиваем на него вату.
11.Прощание.
Е.Железнова «Прошел урок»
Ожидаемый результат педагога:
Дети активны, каждый ребенок включен в работу.
Дети охотно включаются в ролевую игру, разыгрывают роли эмоционально, выразительно.
У детей проявляется устойчивый интерес к содержанию занятия.
Дети активно вступают в диалог с воспитателем.
Оборудование, наглядные материалы соответствуют возрасту детей и санитарным правилам.
Воспитатель работает в зоне ближайшего развития ребенка, осуществляя индивидуальный подход с учетом уровня его особенностей (темп речи, внимание).
Заключение: В ходе занятия использовались наглядные, словесные, практические приемы, направленные на применение речевых, познавательных навыков.
У детей сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт с педагогом. Умеют слышать и слушать воспитателя. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщение одним видом деятельности. На всех этапах занятия активизировалась речевая, двигательная и познавательная деятельность детей.
На протяжении всего занятия, я использовала метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Дети были заинтересованы, внимательны и организованы.
Считаю, что выбранная форма организации образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной и поставленные в образовательной деятельности задачи были выполнены.