Опубликовано: 05.05.2020 г.
Автор: Меркульева Оксана Анатольевна,
Педагог дополнительного образования,
Детский сад 1 Г. Киселевск
Самоизоляция, сидим дома, слышим мы из источников СМИ, так чем же заняться с детьми дошкольного возраста дома? Самое время повторить правила безопасности, моделировать опасные ситуации, рассказать и показать, как действовать в той или иной ситуации.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
«Красная Шапочка», «Снежная королева», «Приключения Буратино» - вот лишь некоторые произведения для детей, которые описывают ужасные последствия доверия чужим людям. Этот список можно продолжить и дальше. Многих бед в реальной жизни можно бы было избежать, будь ребёнок научен тому, как вести себя при разговоре с незнакомцем. Безусловно, на каждую жизненную ситуацию выдача готового рецепта поведения невозможна. Но обучить ребёнка вовремя распознать опасность и избежать её – это задача, которую взрослым надо ставить перед собой так же, как и обучение малыша ежедневной чистке зубов и мытью рук.
Разъясните малышу, что незнакомец – это тот взрослый, кого ваш ребёнок не знает. Даже если взрослый заявляет, что знаком с ним самим или с его родителями – это чужой человек, и ему доверятся нельзя.
Познакомьте ребёнка с правилом, как следует поступать, если к нему на улице обращаются незнакомые «дядя» или «тётя». В этой ситуации действует жесткое правило - не разговаривать с ним вообще! Объясните ребёнку, что взрослые люди с вопросами должны обращаться к взрослым людям, а не к малышам. При обращении незнакомца лучше промолчать или уйти к родителям. Нормальный взрослый такую реакцию поймёт, а человека с недобрыми намерениями это может остановить.
Запрет брать любые вещи или угощения от незнакомцев. Предложение пойти посмотреть что- либо или куда-нибудь должно быть для детей сигналом о самых плохих намерениях взрослого.
И последнее, дошкольник должен усвоить – никогда не открывай дверь незнакомым людям. Никому не открывать! Проиграйте с ребёнком возможные ситуации: глядя в дверной глазок ребенок видит клоуна с шарами или пришёл сантехник или человек, который просит помощи, объясняет, что это срочно. Предложите ему позвонить в квартиры соседей. Пусть ему помогут взрослые. «Мне не разрешают!» - вот что должен отвечать ребёнок.
Схема помощи
Чтобы правильно действовать в опасной ситуации, когда ребёнок остаётся дома один, ему важно знать номера полиции, родителей, их друзей, соседей. Лучше всего, чтобы эти номера, крупно написанные, всегда висели возле телефона. Для этого мы предлагаем вам сделать «Схему помощи» Заранее обсудите с ребёнком, кому он должен позвонить в первую очередь. Заполните вместе с ним схему. С помощью рисунков отобразить в нём, кому необходимо звонить. Например: скорая помощь- красный крест, телефон мамы - портрет мамы, полиция – рисунок сирены и т. д.
Расскажите ребенку, что опасность может его подстерегать дома и без помощи посторонних людей.
В квартире всегда уютно и красиво, потому что все члены семьи следят за чистотой и порядком в доме. «У каждой вещи – свое место». Это выражение нужно объяснить ребенку.
Если важные и нужные предметы разбросаны, где попало, то в доме беспорядок. Каждый предмет имеет свое назначение и тот, кто им пользуется, должен соблюдать правила безопасного обращения. Многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред, и даже стать причиной беды.
Поэтому нужно соблюдать правила безопасного поведения дома:
- • Порядок в доме поддерживают не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на место.
- • Нельзя брать без разрешения взрослых острые, колющие и режущие предметы (ножницы, нож, иголка, гвозди, кнопки и др.) или играть с ними.
- • Утюг, пылесос, телевизор, лампы и другие электроприборы нельзя включать без разрешения взрослых, трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку.
- • Нельзя играть со спичками и зажигалками.
Эти правила нужно запомнить навсегда!
Проводя время на самоизоляции, создайте с ребенком карту-схему безопасного передвижения на улице, обыграйте ее «Водитель – пешеход», создайте проблемную ситуацию и помогите ее решить.
Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, нужно дождаться, чтобы транспорт отъехал от остановки.
В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек.
Помните, Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на дороге, дворе, улице; объясните, что происходит с транспортом, пешеходами. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание.
Берегите детей. Самое дорогое в нашей жизни – это жизнь наших детей!!!!