Опубликовано: 10.05.2020 г.
Автор: Мальцева Наталья Николаевна,
воспитатель,
МДОУ "д/с № 91 компенсирующего вида"
Цель: расширить и систематизировать представление детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания.
Задачи:
Образовательные:
- углублять представления детей о диких животных жарких и холодных стран;
- учить детей по внешнему виду животного определять место его проживания.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;
- воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность.
Ход занятия.
Дети входят, строятся полукругом около воспитателя…….. (Звучит песенка «Умки»)
Воспитатель: Ребята, вы слышите песенку? Как вы думаете, кому ее поют?
Ответы детей.
Воспитатель: А кто такой «Умка»? Где он живет?
- На севере , а кого мы можем встретить там на севере?
- Ребята, Умка пригласил нас в гости, отправимся в увлекательное путешествие! Как вы думаете, на чем мы сможем отправится, если путешествие предстоит на большое расстояние? (предположения детей). Я предлагаю отправится на самолёте, который уже готов к отлёту. Разрешите мне быть командиром воздушного судна.
Попрошу вас занять удобные места. (дети рассаживаются на стульчики, которые заранее расставлены как кресла в самолете). Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Мы взлетаем! Наш самолёт набрал заданную высоту и направляется на север нашей страны. Пожалуйста, вспомните правила поведения на борту самолёта (дети перечисляют). Приятного полёта!
.Ветер, снег и лёд не мечтай о тепле, кто же там живёт на холодной земле?
Морж, песец и тюлень любят ветреный край. Белый мишка, олень для них север - любимый край
Посмотрите в иллюминаторы. Внизу, под нами серая, унылая и седая равнина. И небо над ней серое, скучное, седое. Мох, кочки – всё плоско и бесконечно. Если и встретишь лес – то высотой по колено. Это Тундра. И нас встречает главный её обитатель – северный олень. Северный олень - величавый красавец, мощное и крупное животное. Данный вид оленей отличают массивные рога. Ежегодно самки сбрасывают их в конце весны, а самцы – в начале зимы.
Северные олени покрыты густой теплой шерстью бледно-серого цвета. Такой покров позволяет животному выдерживать лютые морозы. Дикие представители имеют короткие ноги и крупные копыта. Они позволили приспособиться оленю ходить по высоким сугробам и разрыхлять землю в поисках корма. Основа питания оленей – ягель. Это растение покрывает просторы тундры и является очень питательным. Ягель растет очень медленно, поэтому это не единственная пища животного. Все, что можно найти летом в тайге становится источником пищи для северного оленя. Это и ягоды, и грибы, и трава, и листья деревьев.
(Дети обсуждают, как приспособился олень к жизни в суровых условиях тундры, что помогает ему выжить и как олень служит человеку.)
- Услышали олени гул нашего самолёта, испугались, побежали далеко в тундру. Давайте не будем им мешать. Наш самолёт продолжает полёт! Мы подлетаем к Арктике. Это большая часть земного шара, в центре которой находится северный Ледовитый океан, покрытый льдами. Здесь царит вечная мерзлота. Как вы думаете, каких животных можно встретить среди мерзлоты, льда и воды? (ответы детей)
Посмотрите, кто нас встречает – Умка и его семья это - белые медведи. Как вы думаете, почему они так называются? Почему его мех белый? Белый медведь – самый крупный хищник на нашей планете. Его вес может достигать 1 тонны. Густая шерсть белого медведя, состоящая из двух толстых рядов волос, не дает ему замерзнуть. Помимо шерсти, чтобы не чувствовать холода, у них есть толстый подкожный слой жира. Шерсть и шишечки на лапах не дают скользить по льду, а перепонки между пальцами помогают плавать. Своим носом он может учуять добычу на большом расстоянии. Благодаря своему острому зрению белый медведь может увидеть тюленя или морского котика на расстоянии 1 км, а слух позволяет услышать любое движение под толстым слоем льда. Все эти способности делают белого медведя отличным охотником. Чтобы поймать добычу, медведи способны преодолевать огромные расстояния вплавь.
- Давайте попробуем сравнить белого и бурого медведей.
- Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?
- Что общего между бурым и белым медведями?
- Какие между этими зверями различия?
(Бурый медведь – всеядный зверь, а белый – хищник. У них разное строение лап, у белого – когти короткие, а у бурого – длинные. Различается у них и строение головы: у бурого – большая круглая голова на короткой шее с круглыми торчащими ушами, а у белого – голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее.)
- А каких ещё обитателей Арктики вы знаете? (рассматриваем слайды и обсуждаем).
Тюлень. Когда смотришь на фото тюленя, то кажется, что это существо очень неуклюжее и медлительное на суше, и это действительно так, поскольку при передвижении тюлени опираются на передние конечности и живот, в то время как задние конечности просто волочатся по земле. Тем более учитывая немаленькую массу тюленей им действительно трудно передвигаться по земле. Но попав в воду, тюлени совершено преображаются, от той медлительности и неуклюжести, которая свойственна им на суше не остается и следа – в воде они способны развивать большую скорость. Основой питания любого вида являются морепродукты. Детёныша тюленя называют белёк. Как вы думаете, почему?
Песец. Питаются тюленями и остатками еды, которая остается от белых медведей. Они охотно разоряют гнезда различных птиц: куропаток, чаек, гусей, уток и всех чьи гнезда им попадутся. Песцы очень ловко вылавливают рыбу из водоемов, она также входит в их рацион. Часто охотится за грызунами. Кроме, мяса песцы едят и различные травы.
Моржи. Моржи используют бивни в схватках и поединках, вылезают с их помощью на лед, а также применяют в качестве орудий труда, формируя отверстия в толще льда. Доминирующий в стаде самец всегда обладает самыми мощными бивнями. Питаются моржи, главным образом, донными беспозвоночными животными, а именно моллюсками, ракообразными. Не гнушаются перекусить и рыбой, а некоторые моржи-хищники предпочитают на обед птиц, тюленей. Окруженные в воде животные самоотверженно защищают себя и своих сородичей до самой смерти: ныряют под шлюпки и пробивают в них бреши, а также переворачивают лодки своими мощными бивнями.
Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Кроме того, это единственная птица, ходящая стоя. Пингвины созданы для жизни в море. У них также есть замечательная способность глубоко нырять. В дополнении, чтобы не терять тепло, пингвины имеют жесткие, очень компактно расположенные перья, обеспечивающие гидроизоляцию но и тепло. А знаете, как пингвины спасаются от сильного холода и согревают своих пингвинят? Они собираются в большое плотное кольцо, плотно прижимаясь к друг другу.
- Попробуем? Представьте, что вы пингвины и пытаетесь согреться. Подходите ко мне так же, как ходят эти птицы. (мы все вместе образовываем кольцо, пробуем почувствовать себя пингвинами).
Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).
Очень удивляемся. ( поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. ( руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. ( хлопают в ладоши).
- А теперь превращаемся в ребят. Ой, слышите? Что это за музыка? Она приглашает нас куда?
Песня «Чунга - Чанга».
- Скорее занимайте свои места в самолёте! Эта музыка зовёт нас в жаркие страны, вернее в самую жаркую Африку. Вспомните, какой герой летал в Африку, чтобы спасти больных зверей? (обсуждение)
- Африка, Африка, чудесный континент на всей большой планете земли чудесней нет. Львы и обезьяны, зебры и слоны, верблюды бегемоты- жители страны. Когда же в зоопарке животные гостят, в Африку вернуться все они хотят.
Посмотрите в иллюминаторы. Прямо под нами Африка! Приготовьтесь к посадке. Нас встречает обезьянка Чита, которая познакомит нас со своими друзьями.
Обезьянка: Разнообразна природа Африки. Здесь и сплошная стена тропического леса с буйной зеленью, и травянистые равнины с громадными деревьями баобабами, и огромные пространства пустынь, где нет никакой зелени.
Это верблюды – корабли пустыни. Существует два вида верблюда: одногорбый и двугорбый. Дромедар имеет более стройное телосложение. Бактриан – более крупный и встречается чаще. Горб защищает спину животных от перегрева и является резервуаром для энергетических запасов. В горбе верблюда содержится не вода, а жир. К примеру, в горбе двугорбого верблюда находится до 150 кг жира.
Это очень сильные и выносливые животные, которые способны длительное время обходиться без воды. В этом им помогают горбы, расположенные на спинах этих животных. двупалые стопы животного покрыты мозолистыми подушками, что позволяет ему комфортно себя чувствовать при передвижении по горячему сыпучему песку и острым камням.
Глаза животного защищены от попадания в них мелких частиц песка длинными густыми ресницами, расположенными в два ряда. В настоящее время верблюды считаются домашними животными и все реже встречаются в дикой природе. Они очень ценны для человека, так как дают молоко, шерсть, кожу и мясо. Однако главным достоинством верблюдов, является их способность проходить большие расстояния по сыпучим пескам пустыни с тяжелыми тюками на спине.
(Далее небольшие рассказы о слонах, носорогах, жирафах, зебрах, львах ).
Физминутка " Попугай"
Жил на свете попугай( руки в стороны)
Крылья шире раставляй. (Влево, вправо)
Он любил летать всех выше, (подтянуться на носках)
Выше пальм, жирафов выше.( руки вверх)
В гости к деткам прилетал, (приседания)
Вместе с детками играл.
Прыгал, кланялся, шалил,( прыжки)
Ребятишек веселил.
Чита: Ребята, мне нужно с вами прощаться, потому, что мама зовёт меня на обед. Она сварила мой любимый банановый суп! Мне было так приятно, что вы сегодня побывали в моей жаркой любимой Африке! Приезжайте ещё! Пока!
- У нас с вами было долгое путешествие, а сейчас нам пора домой. Путь неблизкий, и пока мы летим обратно, я загадаю вам загадки о животных, а вы отгадаете, и скажите, где они живут.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (олень)
Он решил, что он жираф,
И ходит голову задрав.
Говорят, из разных блюд
Лишь колючки ест (Верблюд)
С копытами, а не лошадь,
С рогами, а не козлик,
Высокий, как подъёмный кран. (Жираф)
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А мой бурый брат
Меду и малине рад.(белый медведь)
С копытами, а не лошадь,
С рогами, а не козлик,
Высокий, как подъемный кран.
(жираф.)
Носом-шлангом великан
Моется как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.(слон)
На полярном берегу
Все законы строгие.
Но Морозы и пургу
Терпят ластоногие.
Хоть от края и до края
Ледяной суровый мир,
Но от холода спасает
Их подкожный толстый жир.
(тюлень, морж.)
- Молодцы! Справились с заданием
Итог ООД.
-Ребята, в каких странах мы сегодня побывали?
-Каких животных и растений вы видели?
- Что общего у животных холодных стран?
-Что общего у животных жарких стран?
-Как по внешнему виду животного можно определить откуда оно?
-Что нового и интересного вы узнали? (выслушиваю ответы детей)
-А теперь посмотрите, какие фотографии у нас получились. Их осталось доработать цветными карандашами и устроить для всех фотовыставку о нашем путешествии.