Опубликовано: 26.05.2020 г.
Автор: Железняк Ольга Васильевна,
Воспитатель,
МБДОУ № 3 «Улыбка» г. Невинномысск
Министерство образования Москвы разработало новые инновационные технологии в программе образования детей дошкольного возраста это проектная деятельность по развитию дивергентного мышления
Особенности дивергентного мышления.
В психологии процесс «думания» разделили на конвергентное и дивергентное мышление это два принципиально отличающиеся формы мыслительной деятельности.
Конвергентное мышление это мыслительная деятельность, направленная на поиск подходящего решения, на основе стандартных приемов и рассуждений никакой оригинальности проявлять не нужно, важно найти правильное решение.
Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений.
Его ценность заключается в обнаружении не шаблонных последовательностей и выводов в достижении оригинальных результатов.
Дивергентное мышление форма мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и подразумевает свободу в решении проблемных вопросов.
Стремясь развивать своих детей, родители поневоле приравнивают их высказывания к «правильным» ответам. Особенно виртуозные детские фразы и изобретения взрослых радуют и развлекают. Но если такого нет в словах ребенка, родители и воспитатели стараются юного мыслителя поправить или подсказать общепринятые суждения и выводы. Конечно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать ,тем более, что школьная программа,, в общем, опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни не достаточно мыслить в стандартной реальности. Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей уже в дошкольном возрасте.
Понятие дивергентное мышление больше известно, как творческий мыслительный процесс.
Чтобы понять, что необходимо развивать, для становления этого типа мышления перечислим свойства творческого подхода к поиску и развитию идей.
Гибкость – способность рассматривать задачу под различными углами зрения, применять разнообразные подходы и стратегии.
Беглость – свойство быстрого придумывания реальных и фантастических решений для одной и той же проблемы.
Оригинальность – способность находить нестандартные решения для одной и той же проблемы.
Способность к детализации – умение расширять, развивать, подробно разрабатывать любую идею сюжетного рисунка.
Признаки проявления дивергентного мышления у детей.
Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает активную исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового, в обычном.
Дошкольник, у которого формируется дивергентное мышление ,удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в обычном. Он всем интересуется, задает множество вопросов и сам выдает положительные ответы.
Такие дети предпочитают сюжетно – ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет видоизменять роли и правила. Активным периодом для данного вида мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает бегло мыслить, гибко и оригинально