Опубликовано: 02.06.2020 г.
Автор: Ильина Ирина Арнольдовна,
Воспитатель,
МАДОУ детский сад №25 «Малыш»
комбинированного вида городского округа Щёлково
ЦЕЛЬ:
Ввести детей в мир поэзии, показать её удивительное богатство и музыкальность, через согласованную работу с музыкой, изобразительной деятельностью.
ЗАДАЧИ:
– Развивать у дошкольников умение воспринимать стихотворения через разные виды деятельности;
– Продолжать развивать память, воображение, обогащать слуховой опыт, расширять кругозор;
– Учить дошкольников выразительно читать наизусть стихотворения с помощью интонации, способствовать выразительности детской речи;
– Воспитывать любовь и уважение к великой русской поэзии;
- – Учить соотносить изображения природы на картинах, стихах и музыке.
- ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
– Наблюдение на прогулке зимней природы;
– Беседы о зиме;
– Разучивание стихотворений о зиме;
– Чтение русских народных сказок «Морозко», «Снегурочка», «Два мороза», «По-щучьему велению»;
– Рассматривание репродукций картин, книжных иллюстраций с
изображением зимних пейзажей;
– Рисование на тему «Зима»;
– Прослушивание музыки Чайковского, Вивальди, Свиридова.
МАТЕРИАЛЫ:
– Репродукции картин зимних пейзажей «Зима» В. Редваненко, «Зима» Кустодиев, «На севере диком» И.Шишкин
– Музыка П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Декабрь.Святки», Г.Свиридов «Метель», Л. Бетховен «Лунная соната», Ф. Шопен «Ноктюрн №20», А. Вивальди «Времена года. Зима»;
– Презентация на тему «Сюжет из сказки»;
– Презентация с музыкой Г. Свиридова;
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Предметы:
Время года, декабрь, январь, февраль, месяц, зима, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, изморозь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы (зимующие, звери, зимовье, кормушка, одежда (зимняя, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озера, хлопья, забавы, поземка, холод.
Действия:
Метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, трещит.
Признаки:
Морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, теплые, скользкий, веселые, мягкий.
Дети заходят в зал, где расположены репродукции картин (зима).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, мы с вами оказались в картинной галерее. И мне кажется, что все экспонаты этой выставки посвящены одной теме. Как вы думаете, какой!? (зима)
Воспитатель: Поэты и композиторы восторгались этим временем года. И конечно же художники очень любили изображать зимнюю природу.
Давайте вспомним, как называются картины с изображением природы? (пейзаж)
- Ребята, давайте сейчас послушаем музыку А. Вивальди «Времена года. Зима» и нарисуем в воображении свои картины.
Воспитатель:
- Вы прослушали музыку А. Вивальди «Времена года. Зима», какие чувства она у вас вызвала? Спокойные или вызвала у вас чувство тревоги?
1) Какие бы краски вам хотелось использовать?
2) Какие тона? Тёплые или холодные?
3) Какой краски больше?
Ответы детей.
- А теперь посмотрим на картину Рыдваненко, где художник изобразил метель. Найдите мне картину, которая совпадает по настроению с этой музыкой. Расскажите, что изображено на этой картине? Какая погода? Какие краски преобладают? Что изображено на переднем плане? Что изображено в дали?
- А сейчас мы с вами прослушаем произведение Чайковского «Святки». Скажите, похоже ли оно на предыдущее произведение? Какую картину вы представляете сейчас? Какое настроение у этой музыки? Эта музыка спокойная, радостная или тревожная? Найдите мне картину, которая совпадает по настроению с этой музыкой. Расскажите, что изображено на этой картине? Какая погода? Какие краски преобладают? Что изображено на переднем плане? Что изображено в дали?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Хочу дать послушать вам ещё одно произведение - Бетховен «Лунная соната». А вы мне скажите похоже оно на ранее прослушанные или нет?
1) Какую картину вы сейчас нарисовали в своём воображении?
2) Какое настроение преобладает в этой музыке?
3) Какие зимние краски вы бы использовали в своей работе?
Найдите мне картину, которая совпадает по настроению с этой музыкой. Расскажите, что изображено на этой картине? Какая погода? Какие краски преобладают? Что изображено на переднем плане? Что изображено в дали?
Дети, прослушав музыку, находят картины, соответствующие ей по настроению и темпераменту.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! В картинной галерее мы с вами хорошо потрудились. Прослушав музыку, мы сравнили как она совпадает с художественными полотнами. Сейчас мы продолжим дальше путешествовать в мире прекрасного.
Воспитатель:
Какое чудесное время года - зима! Она всегда вдохновляла не только художников и композиторов, но и поэтов, на создание прекрасных произведений. И сейчас я предлагаю отправиться вам в необычное путешествие мир поэзии и литературы.
А начать наше путешествие я хочу отрывком из прекрасного стихотворения А.С Пушкина. Послушайте какими красивыми словами Александр Сергеевич в этом стихотворении описал волшебницу зиму:
Вот север, тучи нагоняя (А. Пушкин)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Красота зимней природы вдохновляла многих русских поэтов на сочинение прекрасных волшебных произведений (стихотворений) о зиме. Давайте еще послушаем некоторые из них.
Чародейкою Зимою… (Ф. Тютчев)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижной, и немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован,
Не мертвец, и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
В декабре не встретишь лужу (Капустюк Н.)
В декабре не встретишь лужу
Лужи вымерзли давно.
В декабре - мороз и стужа,
Разрисовано окно.
В декабре-год мудрый старый
Подведет всему итог.
Елка снежная, с базара,
К нам войдет через порог!
И запахнет сразу хвоей.
Станем елку украшать,
И Мороза, как героя,
С нетерпеньем поджидать.
Про декабрь (Зубарева Н.)
Я - декабрь, старший сын,
Льда и снега господин.
Я работы не боюсь,
Днем и ночью я тружусь:
Землю снегом посыпаю,
Речки льдами покрываю,
Чтобы дети не скучали
В эти зимние деньки,
Чтобы смело доставали
Санки, лыжи и коньки!
Снежок (Н. Некрасов)
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики, с
Сегодня — посмотри! – К
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Весёлых белых мух.
Воспитатель:
Лиза рассказала нам стихотворение Николая Некрасова «Снежок», что делал снежок в этом стихотворении (порхал, кружился).
Давайте мы с вами сейчас попробуем превратиться в снежинки и поиграем. У кого в руках окажется снежинка, тот выходит в цент круга и под музыку танцует своей танец снежинка
Музыкальная физминутка «Ты лети, лети, снежинка…»
(затем дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
Ребята, а вы любите сказки? А зимние сказки?
Тогда у меня для вас есть задание!
Я прочту вам отрывок из сказки, с описанием зимней природы, а вы должны угадать, что это за сказка.
- «Слез он с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел он в проруби щуку»
(Сказка «По-щучьему велению» с показом слайда)
2.«Повез бездомную в лес, на трескучий мороз, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке кто-то по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
– Тепло ли тебе, девица?»
(Сказка «Морозко» с показом слайда)
- «Коль людей морозить — не по чистому нам полю гулять. Поле все снегом занесло, все проезжие дороги замело; никто не пройдет, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Все нет-нет, да кто-нибудь и встретится по дороге. Сказано — сделано. Побежали два Мороза, два родных брата, в чистый бор. Бегут, дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по елкам, по сосенкам пощелкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут — кора ледяная; былинка ль из-под снега выглядывает — дунут, словно бисером ее всю унижут. Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком — мужичок.»
(Сказка «Два мороза» с показом слайда)
4.«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
- А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
-Давай, — говорит старуха…»
(Сказка «Снегурочка» с показом слайда)
Воспитатель:
Ребята! Скоро праздник Новый год! Посмотрите и послушайте как можно подобрать к музыке художественные полотна, которые создают радостное, торжественное и праздничное настроение (видео-презентация Свиридов «Метель»).
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.
1) Музыка и художественные полотна о зиме.
2) Художественное слово о зиме.