Опубликовано: 06.08.2020 г.
Автор: Дибирова Салимат Якубовна
Воспитатель
МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска»
Пояснительная записка: Формирование элементарных математических представлений – целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математические знания, умения и навыки, которыми овладевают подрастающее поколение, являются одними из самых сложных. Формирование элементаpных математических представлений направлено на развитие важнейшей составляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально - творческих способностей. В связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возpаста, с учетом периодов развития – одна из актуальных проблем современности.
Занятие «Космическое путешествие» реализуется в рамках обязательной части образовательной программы МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска» в области «Познавательное развитие», предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Организационная информация
Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие. ФЭМП
Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, двигательная активность
Методическая информация
Тема образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Методы и приемы реализации содержания занятия: коммуникативный – беседа; игровой – загадки; наглядный – показ картинок; ИКТ – презентация, видеоролик; моделирование – космическая станция; двигательная активность – физминутка, пальчиковая гимнастика.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Возрастная группа: Старшая группа 5-6 лет
Цель: Закрепление знаний, представлений, умений, полученных детьми в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные.
Составлять число из двух меньших; закрепить знания о геометрических фигурах; понимать отношения рядом стоящих чисел; различать понятия «влево» и «вправо»; закреплять и систематизировать знания детей о космосе, о строении Солнечной системы и планетах.
Развивающие. Развивать познавательную и творческую активность, любознательность; развивать умение ориентироваться на листе бумаги; упражнять в счете; развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, речь.
Воспитательные. Воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Планируемые результаты:
Умеет составлять число из двух меньших, сформированы знания о геометрических фигурах, понимает отношения рядом стоящих чисел, различает «влево», «вправо», имеет представление о космосе, солнечной системе.
Проявляет любознательность, творческую и познавательную активность; ориентируется на листе бумаги, развиты навыки счета, умеет логически мыслить, сообразительный, внимательный.
Проявляет интерес к математическим занятиям, понимает учебную задачу и выполняет ее самостоятельно.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности):
Ширма «Космическая станция», Д/И «Кто на какой ракете полетит?», цифры, «Танграм», презентация «Космос», видеоролик физминутки «Я ракета», картонные листы и фишки на каждого ребенка, «Ромашки эмоции», картинки на тему «Космос», игра для поощрения «Календарь природы».
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:
Беседа на тему «Космос», просмотр презентации, рисование «Пришельцы», разучивание пальчиковой игры «Космический отряд», подвижной игры «Космонавты», стихотворений В. Степанов «Космонавт», Я. Аким «Земля»
Конспект занятия (образовательной деятельности)
Вводная часть
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Дидактический круг:
«Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок- здороваются за руку,
Два хлопка –здороваются плечиками,
Три хлопка –здороваются спинками.
Воспитатель. - Молодцы! Чему посвящена неделя? (Ответы детей) Как вы думаете, а космос это интересно? Вы хотели бы там побывать? Ну тогда, я приглашаю вас отправиться в космическое путешествие.
Мотивация деятельности детей
Беседа: Воспитатель: - А на чем можно путешествовать по космосу? (Ответы детей). А как называют человека, который полетел в космос? (Ответы детей). Космонавты, какие? (Ответы детей). Все правильно, ребята. Космонавты храбрые, смелые, отважные, умные. Для этого они очень много тренируются. Предлагаю вам тоже потренироваться перед полетом.
Целеполагание
Набраться знаниями для полета в космос.
Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний
Д/И «Кто на какой ракете полетит?», «Назови соседей числа», «Составь задачу и запиши решение с помощью цифр и знаков». Дети получают медальоны «Юный космонавт» (геометрические фигуры разных цветов)
Воспитатель: - Чтобы полететь в космос необходимо построить ракету. Посмотрите на свои медальоны и разделитесь на две команды (по цвету).
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Каждая команда подходит к своему столу. Игра «Танграм». Дети, используя представленные геометрические фигуры, собирают ракету по образцу. Воспитатель: - Ракету построили, молодцы! Приготовились к полету. Прямой и обратный счет в пределах первого десятка. Проводится физкультминутка «Ракета» под музыку.
Воспитатель: - Мы продолжим наш полет с помощью ручного управления. Дети проходят к столам, на которых лежат листы бумаги и устанавливают кубик – пульт управления в середине листа. Воспитатель дает команды:
-навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;
- приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;
-впереди планета Марс. Облетаем ее, переводя пульт управления в верхний правый угол;
-пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;
- впереди космическая станция, производим стыковку. переводим пульт управления на середину.
Затем дети проходят к ширме «Космическая станция». Просмотр презентации и беседа «Работа в космосе»
Воспитатель: - По дороге в космос, проложенной Ю. Гагариным, пошли другие космонавты. Полёты стали более долгими. Изменились и сами корабли. Сегодня это огромные аппараты, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. В далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты. Космонавты , кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, (слайд 4). Сколько всего планет солнечной системы? (Ответы детей). – На котором по счету месте находится наша планета Земля? (ответы) Планеты вращаются по своей орбите вокруг солнца. (слайд5) Во время движения Земли вокруг Солнца происходит смена времен года — вечное и неизменное явление природы. (слайд6) Какое сейчас время года? (ребенок выходит к ширме и устанавливает стрелку по направлению к текущему времени года) Сколько у весны месяцев? Перечислите? Назовите 2 месяц (3, 1) месяц весны. Молодцы. - Полный оборот вокруг солнца Земля совершает за один год. Вот, вам сейчас 5 лет. Сколько кругов сделала наша Земля вокруг солнца за это время? (ответы детей)
Воспитатель: - Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвратиться на землю.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
В темном небе звёзды светят
(показываем звёзды, пальчики переплетаются)
Космонавт летит в ракете
(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)
День летел, ночь летел (загибаем пальцы)
И на землю возвратился (изображаем иллюминатор)
Воспитатель: -Проходите, садитесь на стульчики.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Использовать в самостоятельной деятельности детей игры и атрибуты по теме «Космос»
Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей
Воспитатель: -Ребята, вам путешествие понравилось? Что было самое трудное для вас? Вам было интересно? Вам понравилось? Какие эмоции у вас остались после путешествия? Дети берут прищепки с сердечками и прикрепляют к «Ромашке эмоционального настроения»
Дальнейшая разработка темы
Художественно – эстетическое развитие. Аппликация «На космодроме»
Список использованной литературы:
- Минкевич, Л. В. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий2003», 2010. – 96 с. ISBN 978-5-98527-145-4
- Помараева, И. А., Позина, В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80с. ISBN 978-54315-0420-4
- Интернет ресурсы: http://www.maam.ru