0+



 

Опубликовано: 01.10.2020 г.

Автор: Блохина Екатерина Михайловна,
Воспитатель,
МБДОУ детский сад №2
г. Красногорска

СЛАЙД 1 Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей,  разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде

( повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства.

         Сам термин «социализация» появился не сегодня, однако плотно в обиход вошёл не так давно. Старшее поколение и не задумывалось на эту тему. Детей просто «водили» в детский сад, так как родители, бабушки и дедушки работали, а оставлять ребёнка беспризорным и тогда было опасно.

Социализация — что это?

Оказывается  до сих пор термин «социализация» не имеет однозначного толкования.

СЛАЙД 2 В Большом психологическом словаре под редакцией акад. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова можно прочитать, что социализация — процесс развития саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной позиции, который контролируется сначала семьёй, затем коллективами (дошкольным, школьным, трудовым). В основе социализации — совместная общественно значимая деятельность в ходе которой человек становится личностью.

Фрейдисты считают социализацию всего лишь приспособлением врождённых форм поведения к условиям существования в обществе. Фрейд говорил, что каждым человеком движут рефлексы и желания (бессознательное). Сталкиваясь с нормами поведения в обществе, проводником которых являются в первую очередь родители, человек и формируется как личность, находя своё место в социуме.

Выготский Лев Семёнович советский психолог, написавший много статей по воспитанию детей и развитию личности, различал несколько ступеней социализации:

психогенетическая (ранняя) — выработка привычных шаблонов удовлетворения своих потребностей;

образно-символическая (средняя) — связь привычных действий с общепринятыми знаками, символами и звуками;

интеллектуально-концептуальная (высшая) — управление собой и окружающими с помощью усвоенных знаков, символов и звуков, приобретение новых навыков. 

СЛАЙД 3 Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Самостоятельность и инициативность –

это те качества, которые сегодня являются

наиболее важными в развитии ребенка.

На первый план в работе с дошкольниками выдвигается

задача социально-коммуникативного развития.

Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно – образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева.

СЛАЙД 4 старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Наталья Петровна считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.

СЛАЙД 5  Задачами социального развития дошкольников являются:

  1. Освоение норм и правил общения детейсо взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
  2. Развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
  3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива»«Я - мальчик или девочка»«Я – житель России»и др. ;
  4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

СЛАЙД 6 Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации:

Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).

Любовь к экспериментам.

Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.

Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.

Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.

Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.

СЛАЙД 7 Предлагаемая система социализации включает 10 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:

  1. Клубный час.
  2. Рефлексивный круг.
  3. Ситуация месяца.
  4. «Заключительные праздники по «Ситуациям месяца».
  5. «Проблемные педагогические ситуации»
  6. Дети – волонтеры.
  7. Социальная акция.
  8. Волшебный телефон.
  9. Развивающее обучение.
  10. Технологиявключения родителей в образовательный процесс.

СЛАЙД 8 Клубный час: позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится.

Цели клубного часа:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

- формировать умение детей ориентироваться в пространстве;

- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.

Типы Клубного часа:

  1. Свободный КЧ, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице)и самостоятельно организуют разновозрастноеобщение по интересам;
  2. Деятельностный КЧ, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, (например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.);
  3. Тематический КЧ, когда дети включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
  4. Квест;
  5. Музейный;
  6. Творческий, дети подготовительной группы сами организуют деятельность во время «Клубного часа»для всех детей;
  7. КЧ на улице;
  8. Большая игра, когда присутствует персонаж с проблемой и дети должны самостоятельно ему помощь.

СЛАЙД 9 «Рефлексивный круг - это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников с речевыми нарушениями, мыслительные возможности таких детей«Круг» способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. В младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10-20 минут.

 Задачи педагогической технологии

«Ежедневный рефлексивный круг»: сплочение детского коллектива;

формирование умения слушать и понимать друг друга;

формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

обсуждение планов на день, неделю, месяц;

развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

сплочение детского коллектива;

формирование умения слушать и понимать друг друга;

формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

обсуждение планов на день, неделю, месяц;

развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

СЛАЙД 10  ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли

(я – член коллектива,

 я – горожанин, я- девочка (или мальчик) я – часть семьи, я – россиянин). «Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам.                                                                                                      

 Задачи: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

 Формировать умение детей ориентироваться в пространстве и времени;

воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

формировать умение проявлять инициативу;

формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.

                         

СЛАЙД 11 Заключительные праздники по «Ситуациям месяца»: по завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

Например, итогом ситуации «Осень, осень в гости просим» было мероприятие «Осенняя сказка», а у ситуации «Моя семья», как правило, бывает совместное мероприятие с семьей.

СЛАЙД 12 Проблемные педагогические ситуации: самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Цель проведения каждой проблемной педагогической ситуации — самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

СЛАЙД 13 Дети – волонтеры: это технология, предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Задачи педагогической технологии

«Дети-волонтёры»:  

Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе;

Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового , познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.

СЛАЙД 14 Социальная акция: направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» — современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.

СЛАЙД 15 «Волшебный телефон» — это телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.

Задачи педагогической технологии «Волшебный телефон»:

развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; развивать социальную активность;

понять, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребёнком воспитателю, психологу или родителю;

определять степень эффективности усвоения ребёнком той или иной технологии или программы.

СЛАЙД 16 это технология гуманистического общения «взрослый-ребенок»«взрослый-взрослый»; ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали.

Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.

Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научимся разрешать их в детстве, будет зависить как будем разрешать их и во взрослой жизни.

 

СЛАЙД 17 Технология включения родителей в образовательный процесс.

Цель - создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры

Методы разрешения конфликтов  «Родитель – воспитатель»

и пути сотрудничества семьи и ДОО

Доносить любую информацию для родителей с позиции сотрудничества;

Показывать на своем примере грамотное разрешение конфликта;

Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов;

Обращение с любой просьбой к родителям через детей;

Сообщение в различных формах, не реже одного раза в неделю о достижениях ребенка, а так же о делах в группе;

Постоянно привлекать родителей к проведению мастер-классов и других мероприятий.

Педагогический коллектив ДОУ должен стремиться к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения и прежде всего - с семьей. Изучение мнений родителей о ДОУ, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более широкому использованию их потенциала в развитии и воспитании детей.

 

СЛАЙД 18 Преимущества данных технологий

Ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!

У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.

Воспитатель, работающий по таким технологиям неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители.

Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация