Опубликовано: 01.10.2020 г.
Автор: Мережко Оксана Михайловна,
Воспитатель, инструктор по физической культуре,
МБДОУ детский сад №2
г. Красногорска
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. О проблемах здоровья говорят все больше и больше, а здоровых детей год от года все меньше.
В связи с этим задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Когда и как это надо начинать?
Всем известно, что школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Как показывает статистика, при поступлении в детский сад значительное число детей (от 20-50%) имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развитие основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы. Что отражается на показателях распределения детей по группам здоровья.
Так по наблюдениям последних лет в МБДОУ Детский сад №2:
- 106 детей – I группы здоровья;
- 199 детей – II группы здоровья;
- 15 детей – III группы здоровья;
- 1 ребенок – V группы здоровья.
Повышение в общем количестве воспитанников детского сада, имеющих отклонение от нормы в состоянии здоровья разной степени, определяет цель оздоровительной работы в детском образовательном учреждении:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья, всестороннее развитие ребенка в активной, творческой, продуктивной деятельности.
- Применение эффективных методик и технологий оздоровления детей.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством решения следующих задач:
- обеспечение снижения частоты случаев острой заболеваемости;
- совершенствование функций ведущих физиологических систем организма ребенка;
- улучшение физического развития детей;
- повышение устойчивости к утомлению и повышение работоспособности;
- формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности;
- создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка и др.
Одним из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма в соответствии с природными закономерностями, обеспечивая его жизнедеятельность и успешную адаптацию к меняющимся условиям современного мира.
Поэтому для реализации личностно – ориентированной двигательной активности и формирования оздоровительной физической культуры ребенка должна быть создана игровая физкультурно-спортивная среда, предоставляющая возможность свободы выбора детьми тех видов двигательной деятельности, которые в наибольшей степени отвечают внутренним потребностям и учитывают их индивидуальные предпочтения какому-либо отдельному виду движений.
В МБДОУ №2, для решения задачи формирования навыка здорового образа жизни, созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности и в рамках организации активного отдыха детей используются возможности спортивного зала, специальное оборудование, которое повышает интерес к физической культуре, развивает у ребенка жизненно-важные качества, увеличивает эффективность занятий физкультурно-спортивной деятельности. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, и для самостоятельной двигательной активности детей в группах имеются спортивные уголки со всеми необходимыми пособиями и мелким спортивным инвентарем (скакалки, обручи, мячи, кегли и др.). Территория детского сада располагает условиями для организации двигательной деятельности детей в теплое время года на свежем воздухе: спортивные площадки, одна с мягким покрытием, оснащена современным оборудованием.
Это позволяет педагогическому коллективу так же организовывать и проводить спортивные праздники, досуги и развлечения для воспитанников: «Зов джунглей», «Путешествие в осенний лес», «Спартакиада», «Ищем клад», «Встреча со снеговиком», «Веселые мишки», «День смеха», «Выпал снег – всюду шум, всюду смех», «Богатырские забавы», «Город мячей», «Зиму провожаем – весну встречаем».
Вмести с этими традиционными формами для активизации двигательной деятельности дошкольников и повышения мотивации к занятиям физкультурно-спортивной направленности мы апробируем разработанные и предложенные рядом авторов методики использования элементов дзюдо в физическом воспитании детей 5-7 лет (С.В. Ерегина, Р.М. Дмитриев, Ю.А. Крищук, С.И. Соловейчик, 2009).
Многолетний опыт личных занятий спортивными единоборствами (каратэ, дзюдо), организации ведения учебно-тренировочного процесса с детьми в условиях спортивной школы позволяет выделить определенную группу физических упражнений для детей дошкольного возраста:
Группировки из положения стоя, сидя, лежа:
- перекаты в группировке из различных исходных положений («лодочка», «рыбка», «корзиночка»);
- прогибание из положения лежа на спине с опорой рук и головы;
- перекат назад из упора присев – встать перекатом вперед;
- из упора стоя на коленях – сед вправо, влево.
Начальные формы упражнений дзюдо:
- стойка на лопатках, кувырок вперед;
- самостраховка при падениях на бок (спину);
- перемещение приставными шагами стоя и стоя на коленях;
- в положении на коленях захват рукав-отворот;
- в положении стоя на коленях выведение из равновесия;
- начальные формы упражнений дзюдо с малым мячом по освоению фрагментов боковой и передней подсечки.
Подвижные игры с элементами дзюдо: «Татами», «Не давай пояс водящему», «Тяни в круг», «Тяни на булавы», «Кто сильнее», «Перетягивание поясов», «Борьба за мяч», «Точное движение», «Запрещенное движение», «Передай мяч», «Один за другим», «Салки на коленях».
Использование данных упражнений позволяет заметно расширять и обогащать двигательный опыт ребенка. Они развивают произвольность управления движениями, на основе чего формируется устойчивый интерес к физическим упражнениям, который с дальнейшим ростом и развитием маленького человека перерастает в осознанную необходимость и жизненную потребность, в сформированную спортивную культуру личности (Я.К. Коблев, 2011).
Литература.
- Дзюдо: Методические рекомендации по физической культуре для дошкольников (с начальными формами упражнений дзюдо) / Авторы-составители С.В. Ерегина [и др.]. – М.: Советский спорт, 2009. – 368 с.
- Коблев Я.К. Применение элементов дзюдо в развитии двигательного творчества детей / Я.К. Коблев // Медработник ДОУ. – 2011. - №6. – С.6-9.