Опубликовано: 03.10.2020 г.
Автор: Потапова Екатерина Ивановна,
воспитатель,
г. Ухта
МДОУ «Детский сад №91 компенсирующего вида»
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Основная часть.
2.1.Игры и игровые упражнения с бегом.
2.2.Игры и игровые упражнения с прыжками.
2.3.Игровые упражнения на метание.
2.4.Игровые упражнения на равновесие.
2.5.Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.
2.6.Игровые упражнения в лазанье и ползании.
- Календарное планирование.
- Примерный перечень игр, используемых на занятиях кружка подвижных игр.
- Перечень используемой литературы.
- Пояснительная записка.
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни малыша и является главным средством воспитания и оздоровления. Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает малыша, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие.
Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Подвижные игры проводятся ежедневно в группе или на прогулке в зависимости от погодных условий. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
С помощью подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение.
Влияние природно-климатических факторов Крайнего Севера (длительные, суровые зимы, низкие температуры воздуха и т. д.) приводят к сокращению или отсутствию прогулки, что создаёт дефицит движений.
Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация кружковой деятельности по подвижным играм. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности
Актуальность.
В связи с тем, что для младших школьников разработано недостаточное количество программ по подвижным играм, нами был систематизирован и обобщён опыт по этому вопросу. И разработана программа кружка подвижных игр для младших дошкольников «Страна Игралия».
Целью кружка является повышение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.
Задачи:
- удовлетворение потребности детского организма в движениях;
- снижение тяжести адаптации детей к дошкольному учреждению;
-развитие двигательных, скоростно-силовых качеств, общей выносливости;
- развивать глазомер и силу рук; укреплять у детей силу мышц рук и туловища.
Таким образом, оптимальное использование подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей.
В спортивных играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Здесь есть своя особенность; старшие дошкольники овладевают основами техники некоторых спортивных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.
Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.
Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально—волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления. Понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.
Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.
От детей младшего дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы…), ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования. Игры эстафеты. В которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально—волевых качеств взаимосвязано.
Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.
Подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.
Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.
Данную программу могут использовать в своей деятельности воспитатели по физической культуре дошкольных учреждений, воспитатели групп.
- Основная часть
2.1. Игры и игровые упражнения с бегом.
Игры с бегом дети усваивают быстрее чем ходьбу—возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лёгкостью меняют направление, оббегают препятствия, придерживаются заданного направления.
2-я младшая группа- «Не боимся мы кота», «У медведя во бору», «Самолёты», «Солнышко и дождик», «Наперегонки», «Догони обруч», «Схвати змею за хвост» и др.
Средняя группа - «Бег с препятствиями», «Попробуй догони», «Гуси—лебеди», «Морская фигура», «Весёлые ребята», «Перемена местами», «Коршун и наседка», «Поймай дракона за хвост».
2.2. Игры и игровые упражнения с прыжками.
Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.
2-я младшая группа - «Допрыгни до мяча», « Кто выше», «Прыжки на одной ноге», «Попрыгунчики», «Кто быстрее». «Переселение лягушек», « Поймай комара», «Поймай снежинку», «Лягушки».
Средняя группа - «Прыжки с мячом», «Прыжки по кочкам», «Точно в круг», «Цапля», «Скачи за мной», «Поймай лягушку», «Зайцы и волк».
2.3. Игры и игровые упражнения на метание. Упражнения в метании, катании, бросании улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук.
«Попади в обруч», «Кто дальше бросит?», «Прокати мяч в воротца», «Лови—бросай», «Сбей кеглю».
2.4. Игры и игровые упражнения на равновесие.
Упражнения в равновесии являются необходимым компонентом для выполнения любого движения и для сохранения любой рабочей позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.
«По ровненькой дорожке», «Ходьба по доске», «С горки на горку», «Пройди по верёвочке», «Бег боком».
2.5. Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.
В процессе действий на ориентировку в пространстве, у детей приобретается опыт поведения и ориентировка в условиях действия коллектива. Такие игры требуют от играющих сообразительности и широкой ориентировки в пространстве
«Найди где спрятался зайка?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Кто позвал?», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобиль», «Кролики», «Не задень», «Найди пару».
2.6. Игровые упражнения в ползании и лазанье.
Упражнения в ползании и лазанье развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений, помогают формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп ( плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и спины.
«Проползи между пирамидками», «Подлезь под воротики», «Лазанье по гимнастической стенке».
- Календарное планирование по возрастам
Сентябрь
Возрастная группа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
2 младшая группа |
«Догони мяч», «Солнышко и дождик». |
«По ровненькой дорожке», «Поезд». |
«Солнышко и дождик», «Найди свой домик». |
«Бегите ко мне», «Наседка и цыплята». |
Средняя группа |
«Не пропусти мяч», «Автомобили». |
«Автомобили», «Прокати обруч». |
«Не пропусти мяч», «Пробеги тихо». |
«Перебрось—поймай». «Вдоль дорожки». |
Октябрь
Возрастная группа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
5 неделя |
2 младшая группа |
«Не боимся мы кота», «Обойди прыжками». |
«Докати мяч», «»Птички и кошка». |
«Схвати змею за хвост», «Поймай комара». |
«Самолёты», «Прыгуны». |
«Через ручеёк», «Попади в обруч». |
Средняя группа |
«Птицы в клетке», «Не задень». |
«Пробеги тихо»»Найди себе пару», |
«Бег с препятствиями «Цветные автомобили». |
«Морская фигура», «Скачи за мной». |
«Коршун и наседка», «Мяч на лопатке». |
Ноябрь
Возрастная группа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
5 неделя |
2 младшая группа |
«Кто дальше бросит», «Карусель». |
«Весёлые пингвины», «Снежинки и ветер». |
«Лошадки», «Где звенит колокольчик?». |
«У медведя во бору», «Угадай кто кричит». |
«Через ручеёк», «Попади в обруч». |
Средняя группа |
«Преодолей полосу препятствий», «Кто быстрее». |
«Не попадайся», «Дружная семейка». |
«Перемена местами», «Коршун и наседка». |
«Огуречик, огуречик», «Воробышки и кот». |
«Коршун и наседка», «Мяч на лопатке». |
Декабрь
Возрастная группа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
5 неделя |
2 младшая группа |
«Найди свой домик», «Поймай снежинку». |
«По кочкам через болото», «Птички в гнёздышках». |
«Кто дальше бросит», «Карусель». |
«Где спрятано», «Попади в цель». |
«Через ручеёк», «Попади в обруч». |
Средняя группа |
«Ручеёк», «Прыжки по кочкам». |
«Ловишки», «Кто ушёл?». |
«Лиса и куры», «Сбей кеглю». |
«Цветные автомобили». |
«Коршун и наседка», «Мяч на лопатке». |
Январь
Возрастная группа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
5 неделя |
2 младшая группа |
«Наседка и цыплята», «Воробышки и автомобиль». |
«Прокати мяч и догони его», «Прыжки из обруча в обруч», «Найди свой домик». |
«Поезд», «Беги ко мне», «Жуки», «Котята». |
«Кролики», «Найди свой домик», «Игра с мячом» |
«Прокати мяч по дорожке», «Снежная карусель». |
Средняя группа |
«Кто дальше», «Снежная карусель» |
«Кролики», «Весёлые снежинки». |
«Снежинки—пушинки», «Прыжки по кочкам» |
«Катание на санках друг друга», «Лиса в курятнике» |
«Зайцы и волк», «Цветные автомобили». |
Февраль
Возрастная группа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
2 младшая группа |
«Наседка и цыплята», «Кролики» |
«Поймай снежинку», «Найди вой цвет» |
«Лягушки», «Добеги до кегли» |
«Трамвай», «Птички и птенчики» |
Средняя группа |
«Пролезание через обруч», «У медведя во бору» |
«Метелица»,»Добрось до кегли», «Лиса в курятнике» |
«Бег с препятствиями», «Мяч соседу» |
«Тунель», «Зайцы и волк» |
Март
Возрастная группа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
2 младшая группа |
«Воробышки и автомобиль», «По ровненькой дорожке» |
«Найди свой цвет», «Трамвай» |
«Наседка и цыплята», «Схвати змею за хвост» |
«Найди свой домик», «Птички в домиках» |
Средняя группа |
«Сбей предмет», «Ловушка» |
«Подбрось—поймай», «Прокати—не задень» |
«Выше ножки от земли», « Перемена местами» |
«Бегом по дорожке», «Котята и щенята» |
Апрель
Возрастная группа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
5 неделя |
2 младшая группа |
«Воробышки и кот», «Сбей кеглю»» |
«Снежная карусель», «Кто быстрее допрыгнет до…» |
«Поймай комара», «Лягушка», «Найди свой цвет» |
«Где цыплёнок?», «Кролики» |
«По ровненькой дорожке», «Цапля и лягушата» |
Средняя группа |
«Прокати и поймай обруч», «Сбей кеглю» |
«Угадай кто позвал?», «Бег по дорожке» |
«Жмурки», «Перепрыгни и не задень» |
«Успей поймать», «Догони свою пару» |
Май
Возрастная группа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
2 младшая группа |
«Найди свой цвет», «Наседка и цыплята» |
«Трамвай». «Мы топали ногами» |
«Солнышко и дождик», «Путешествие поездом» |
«По ровненькой дорожке», «Кролики» |
Средняя группа |
«Достань до мяча», «Перепрыгни через ручей» |
«Кто не уронит», «Самолёты» |
«Подбрось-поймай», «Сбей кеглю» |
«Угадай кто позвал?», «Совушка --сова» |
- Примерный перечень игр, используемых на занятиях.
КОТ И МЫШИ (с бегом ) Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.
Описание: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.
Правила: Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок. Воспитатель может использовать в игре – кошку – игрушку. Варианты: Мышки перепрыгивают через ручеек, преодолевают препятствия, идут по мостику.
Художественное слово: Котик мышек не нашел и поспать к себе пошел. Только котик засыпает, все мышата выбегают!
ПТИЧКИ И КОШКА ( с бегом ) Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
Описание: На земле чертится круг (диаметр – 7 м.) или кладется шнур, концы которого связаны. Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это – кошка. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга, тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идет на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные ранее птички присоединяются к играющим.
Правила: Кошка ловит птичек только в кругу. Кошка может только касаться птичек, но не хватать их. Варианты: Птички влетают на гимнастическую стенку; вводится вторая кошка, кошка подлезает под воротики, дугу.
НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА (с подлезанием)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании. Описание: Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой (натягивается веревка между стойками на высоте 50 см. от пола). Сбоку, в стороне, помещается «большая птица». Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко- ко». По сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют пол площадке. Воспитатель говорит – «большая птица», все цыплята бегут домой.
Правила: По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку. По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой Варианты: Цыплята взбираются на насест – скамейку, натягиваются 2 шнура на расстоянии друг от друга, роль наседки поручается самим детям.
ПОЙМАЙ КОМАРА ( с прыжками)
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).
Описание: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.
Правила: Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах. Ловить комара нужно не сходя с места. Варианты: Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять.
ПРИНЕСИ МЯЧ (с бегом)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу (по слову воспитателя), наблюдательность, сообразительность (выбрать тот мяч, который удобнее взять). Упражнять детей в беге по определенному направлению.
Описание: Дети сидят на стульях вдоль стены. На расстоянии 3-4 шагов от сидящих проводится черта, за которой по назначению воспитателя становятся 5-6 детей спиной к сидящим. Рядом с ними стоит воспитатель. В руках у него ящичек с небольшими мячами, по количеству стоящих детей. «Раз, два, три – беги!» - говорит воспитатель и выбрасывает вперед все мячи из ящика. Стоящие дети бегут за мячами, каждый догоняет какой-нибудь из мячей, бежит с ним к воспитателю и кладет его в ящичек. Затем дети садятся на свои мест, а за чертой становится другая группа. Игра заканчивается, когда все дети пробегут за мячом.
Правила: Бежать за мячом можно только после слова «беги». Поднимать и класть в ящик нужно только один мяч. Варианты: Кто быстрее принесет мяч, преодоление преграды через набивное бревно.
МЫШИ В КЛАДОВОЙ (с подлезанием)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге
. Описание: Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.
Правила: Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает. Варианты: Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка
ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ (с прыжками и бегом)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках. Описание: Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.
Правила: Нельзя убегать за границы площадки Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя. Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля. Варианты: Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках - кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.
УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ (на ориентировку в пространстве)
Задачи: Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность
. Описание: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму, договориться, какое животное или птицу ребенок будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки и т.д. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит. Правила: Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.
Художественное слово: Вот какой красивый дом. Кто же в домике живет? Тук-тук, кто же в домике живет? Варианты: Включить запись голосов животных.
НАЙДИ ФЛАЖОК на ориентировку в пространстве )
Задачи: Развивать у детей наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора»).
Описание: Дети сидят на стульях, по слову воспитателя дети встают и поворачиваются лицом к стене, воспитатель прячет флажки по числу детей. «Пора!» - говорит воспитатель. Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все флажки найдены. Дети идут вдоль площадки. Держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья и игра начинается снова
. Правила: Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора!». Варианты: Вместо словесного указания использовать колокольчик. Кто первый найдет флажок, тот его и прячет. Летом прячут флажок в кустах, за деревьями.
БЕГИТЕ КО МНЕ (с бегом)
Задачи: Учить детей действовать по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.
Описание: Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит «бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и говорит «бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся на стульчики и отдыхают. Правила: Бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!» Дети бегут к стульям и садятся только после слов «Бегите домой!» Варианты: Вначале дети могут занимать любой стул, а затем находить свое место. Внести колокольчик. Позвонить, сигнал «Побежали!».
БЕГИТЕ К ФЛАЖКУ (с бегом)
Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета. Учить действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе.
Описание: Дети получают флажки двух цветов – одни красные, другие синие. Воспитатель встает на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой красный флажок. Дети с синими флажками группируются около синего, с красными – около красного. Затем воспитатель предлагает детям погулять. Дети ходят и бегают по площадке. Воспитатель переходит на другую сторону и говорит: «Раз, два, три – сюда скорей беги!». Он протягивает руки в стороны, дети бегут к воспитателю и группируются около флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, он предлагает помахать флажками.
Правила: Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять!». Собираться около воспитателя можно только после слов «Раз, два, три – сюда скорей беги!». Варианты: Взять вместо флажка ленточку или платочек, затем поплясать с ним. Ввести по 2 красных и синих флажка. Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую. Включить добавочный сигнал «Стоп!» (все закрывают глаза).
ПОЕЗД (с бегом)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.
Описание: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый – паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.
Правила: Двигаться можно только после гудка, т.е. по сигналу воспитателя. Варианты: Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют.
САМОЛЕТИКИ (с бегом)
Задачи: Закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Действовать по сигналу. Побуждать детей бегать по всей площадке, в разные стороны. Закреплять умение реагировать на зрительный и звуковой сигнал
. Описание: Ведущий разделяет детей на две команды: одни - самолетики; другие – тучки. Чертит круг (аэродром). Самолетики летят И на землю не хотят. В небе весело несутся, Но друг с другом не столкнуться. Дети – самолетики летают за пределами круга. Ведущий говорит: Вот летит большая туча Стало все темно вокруг Самолетики – в свой круг! Дети – тучки пытаются поймать самолетики. Кто успел залететь на аэродром – спасен. Кого поймали – тот становится тучей Правила: Игра продолжается, пока не останется 1 самолетик.
ВОРОБУШКИ И КОТ (с прыжками)
Задачи: Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.
Описание: Дети вдоль стен: на скамейках, на больших кубах или в обручах. Это воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка – воспитатель. «Воробушки полетели!» - говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши, расправив крылья – руки в стороны. Бегают в рассыпную по всей комнате. «Кошка спит». Просыпается, произносит «мяу – мяу!», бежит догонять воробушков, которые прячутся, заняв свои места. Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.
Правила: Воробушки спрыгивают по сигналу воспитателя «Воробушки, полетели!». Воробушки возвращаются на места. Когда кошка произносит «Мяу!». Варианты: Ввести второго кота. Воробушки клюют зернышки.
ПТИЧКИ И ПТЕНЧИКИ (с бегом)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.
Описание: Дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.
Правила: Птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «Полетели!». Птенчики возвращаются домой по зову птички – матери. Птички – матери возвращаются домой по слову воспитателя «Домой!». Варианты: Предложить птичкам взлетать на возвышенность. У каждой птички свой цвет домика – гнезда. Можно менять домики местами.
НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ (на ориентировку в пространстве)
Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета, действовать по сигналу. Упражнять в беге, ходьбе.
Описание: Дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок. По сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа быстрей собралась.
Правила: Выходить из домиков можно по сигналу воспитателя «Идите гулять!». Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета только после слов «Найдите свой цвет!» Варианты: Предложить закрыть глаза, переставить флажки, стоящие в углах комнаты.
ТРОЛЛЕЙБУС (с бегом)
Задачи: Развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД.
Описание: Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый). Поднимает зеленый флажок – дети бегут (троллейбус двигается). Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.
Правила: Бежать можно только на зеленый флажок. При появлении желтого или красного колонна останавливается. Варианты: Устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия троллейбуса. Когда троллейбус подъезжает к остановке, то замедляет ход, одни пассажиры выходят, другие заходят.
ПОПАДИ В КРУГ ПОПАДИ В КРУГ (с бросанием)
Задачи: Упражняться в метании мешочка одной рукой в цель; развивать глазомер. Соблюдать правила.
Описание: Дети строятся в колонну по одному. У первого мешочек с песком он должен бросить его в круг. Взять мешочек и отдать следующему игроку и уйти в конец своей колонны.
Правила: Соблюдать поочередность в действиях. Отходить в конец колонны. Варианты: В игре можно использовать обручи, корзины, и т.п. Бросать можно шишки, маленькие мячики.
ЛОХМАТЫЙ ПЕС (с бегом)
Задачи: Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия. Упражнять в беге.
Описание: Один из детей изображает пса; он ложится на коврик, голову кладёт на протянутые руки. Остальные дети тихонько подходят к нему со словами:
Художественное слово Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет.
Правила Пёс вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пёс гонится за ними.
С КОЧКИ НА КОЧКУ (с прыжками)
Задачи: Закреплять умение использовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Побуждать детей прыгать легко в разных направлениях.
Описание: Дети стоят на одной стороне зала (площадки). На полу раскладываются обручи на расстоянии 20см друг от друга. По сигналу дети стараются перепрыгнуть по обручам на другую сторону.
Правила: Переход на другую сторону дети выполняют по одному или по двое. В начале года дети переходят переступая из обруча в обруч. Когда дети научаться хорошо перешагивать, то можно предложить перебираться прыжками Варианты: Можно использовать дощечки, плоские круги (диаметром 35-40см)
КРОЛИКИ (с ползанием)
Задачи: Упражнять детей в быстром ползании и подлезании в ограниченном пространстве. Приучать подлезать на ладонях и коленях, не задевая его.
Описание: На одной стороне зала лежат обручи большего диаметра – это клетки для кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Между ним натянута веревка. Дети - кролики сидят небольшой группкой в домиках (по 3-4 человека в каждом обруче). По сигналу воспитателя дети – кролики выходят из клеток, подлезают под веревкой и идут на луг. Там бегают, прыгают, играют. По сигналу «Бегите в клетки!», кролики спешат домой пролезая под веревкой.
Правила: Кролики сидят в клетках, пока сторож их не выпустит. Действовать по сигналу. Варианты: Вместо веревки можно использовать дуги разной высоты. В игре можно использовать морковки из картона.
ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ (с ходьбой, бегом, прыжками)
Задачи: Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге
. Описание: Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму - бух». При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем».
Правила: Движения должны соответствовать тексту. Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы». Убегать домой только после слов «там мы живем». Варианты: Пройти по скамейкам, поставленным вдоль стены. Спрыгивание в глубину на мягкую дорожку.
ЗАЙКА (с ходьбой, прыжками)
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.
Описание: На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст: Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети сидят на корточках в кругу, Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте. Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам
Правила: Дети убегают только после слов « И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!» Варианты: На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев
ВОЛК-ВОЛЧОК (с ходьбой, бегом)
Задачи: Упражнять в ходьбе по кругу взявшись за руки; упражнять в беге в определенное место не наталкиваясь друг на друга.
Описание: Выбирается водящий. Он стоит в центре круга. Дети идут по кругу и говорят слова: «Волк-волчок, Шерстяной бочок, Через ельник бежал, В можжевельник попал, Зацепился хвостом, Ночевал под кустом». На слова «Волк, бегите в домики!» дети убегают в домики.
Правила: Действовать по сигналу. При беге не наталкиваться друг на друга.
- ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гайдай Е. П. Москва «АРКТИ» 2000г. «Игры, забавы, развлечения».
- Голубева Л.Г.Москва «Просвещение» 2003г. «Растём здоровыми».
- Ионова А. Н. Москва «Экзамен» 2010г. «Играем, гуляем, развиваем».
- Казак О.Н.Москва «АРКТИ» 2000г. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет.
- Кенеман А. В.Санкт-Петербург «Детство» 2000г. «Народные подвижные игры для детей».
- Литвинова О. М. Санкт-Петербург «КАРО» 2006г.«Физкультурные занятия в детском саду».
- Муравьва В. А. Москва «АЙРИС» 2004г. «Воспитание физических качеств».
- Патрикеева А.Ю. Москва «ВАКО»2007г. «Подвижные игры».
- Пензулаева Л, И. Москва «Просвещение» 1985г. «Физкультурные занятия с детьми 4-5 и 3-4 лет»,
- Щербак А.П. Москва «Просвещение» 2008г. «Тематические физкультурные занятия».