Опубликовано: 07.10.2020 г.
Автор: Кочегарова Лиана Владимировна, музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г.Рославль
Возрастная группа: 5 - 6 лет
Форма организации: групповая
Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная.
Репертуар:
Э.Григ «Утро»
Слушание: «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева; «Клоуны» Д. Кабалевский; «Марш» Д. Шостакович; «Парень с гармошкой» Г. Свиридов; «Сани с колокольчиком» В. Агафонников.
«Бубенцы» А. Филиппенко
Материал и оборудование:
- прозрачные платочки (по количеству детей и гостей) для коммуникативного танца;
- приглашение в музей, карта музыкального музея, карточки-подсказки;
- фортепиано;
- музыкальный центр, диск с произведениями русских и зарубежных композиторов, музыкальный диск с репертуаром образовательной деятельности.
- переносной мультимедийный комплекс, презентация;
- шапочки лесных зверей, музыкальные инструменты для инсценировки сказки «Теремок»;
- портреты композиторов;
- репродукции картин к произведениям: ,
- магнитная доска;
- «ритмические» кружочки, карточки - рисунки к песне «Бубенцы»;
- сундук, зонтик, бубенцы,
Предварительная работа: слушание классических и народных музыкальных произведений, подготовка детей в ролях Гномика, Дюдюки, изготовление дидактических пособий, разучивание музыкальной сказки «Теремок», оформление музыкального зала в стиле музея: зал музыкальных инструментов, зал композиторов, зал «звучащих картин».
Цель: продолжать формировать у дошкольников интерес к восприятию классической и к русской народной музыке.
Задачи:
- Пополнять музыкальный репертуар дошкольников;
- обогащать словарь детей;
- развивать основы музыкально-эстетического сознания в процессе восприятия музыки;
- продолжат формировать представления об образной природе музыки;
- продолжать развивать представления о малых музыкальных жанрах;
- активизировать музыкально-сенсорное восприятие;
- побуждать к самостоятельному выражению своих эмоционально-образных впечатлений;
- развивать исполнительские навыки в области пения, хореографии, сценического мастерства, игровое творчество;
- продолжать формировать навык детей игры на музыкальных инструментах соло и в оркестре.
Звучит музыка Э. Грига «Утро», музыкальный руководитель заходит в группу, здороваются акапельно.
- Музыкальное приветствие «Добрый день».
Муз.рук: Здравствуйте, ребята!
Дети: Добрый день!
Муз.рук: Я очень рада, видеть вас улыбающимися и в хорошем настроении.
Муз.рук. обращает внимание на красивую открытку.
Муз.рук: Дети, посмотрите, какая красивая открытка, да это приглашение!
«Здравствуйте, мои маленькие друзья! Сегодня состоится открытие музыкального музея, куда я хочу вас пригласить на экскурсию. Хранитель музея».
Ну, что принимаем приглашение?
Дети: Ответы.
Муз.рук: Но в музей мы пройдем не одни, а с нашими гостями, давайте с ними познакомимся и подружимся.
Все берут в руки прозрачные платочки.
- Коммуникативный танец «Платочки».
Муз.рук: Ну, вот познакомились, пора в путь! Только как найдем дорогу? А здесь еще приписка есть: «По указателям пойдете, ко мне дорогу вы найдете».
Выходят из группы и по музыкальным указателям доходят до зала, на центральной стене надпись «Музыкальный музей»,
Слайд. На экране смайлики с разными эмоциями.
Дети присаживаются на стульчики.
Выбегает Гном-хранитель музея.
Гномик: Приветствуем вас, друзья, я Гном-хранитель этого музея, а это мои помощники, жители страны Музыка, своим настроением они делают ееразнообразной и интересной. Мы очень рады, что вы приняли приглашение. Здесь вы увидите много всего интересного и услышите прекрасную музыку.
Под музыку забегает Дюдюка с зонтиком.
Дюдюка: Всех значит, пригласили, всем значит прекрасную музыку, а про меня как всегда забыли!
Муз.рук: Ты кто же такая будешь?
Дюдюка:
Я-Дюдюка!Уx,Дюдюкa!
Бяка, прeвeрeдинa,
Исключительная злюка,
Ябеда и вредина!
Муз.рук: Со злюками и врединами нам не по пути!
Дюдюка: Ах, так, ну хорошо, вы меня еще попомните, я вам покажу!
Дюдюка раскрывает зонтик, (звуковой эффект «похищения эмоций»). как бы забирая эмоции смайликов, стряхивает их в сундук.
Слайд. Равнодушные смайлики.
Голос (монотонный): Мы жители страны Музыка просим помощи. Нас постигло несчастье. Пропали все наши эмоции, настроения и чувства. Просим вашей помощи!
Дюдюка: Ну, что получили! Так вам и надо, все спрятала надежненько, в сундучок. Любуйтесь теперь на этих, тьфу, самой тошно. Ну, всем пока!
Дюдюка убегает и смеется.
Гномик:Ой, беда, беда, что же делать? Разве Музыка может быть безликой?И музыкального музея теперь не будет!
Муз.рук: Гномик, не расстраивайся, мы что-нибудь придумаем и обязательно тебе поможем. Давайте рассуждать, Дюдюка никуда из музея не выходила?
Дети: Ответы.
Муз.рук: А это значит, что сундук с музыкальными настроениями она припрятала где-то здесь. Согласны?
Дети: Ответы
Муз.рук: Только где же его искать, Гномик, может быть, ты нам подскажешь?
Гномик дает план.
Гномик: Вот план музея, он вам поможет.
Гномик исчезает, муз.рук. разворачивает план, рассматривают его.
Муз.рук: По музею все пойдем и пропажу мы найдем,
А чтобы было веселей, потанцуй, дружок, смелей!
- «Музыкально-ритмическое упражнение «Прогулка».
Шаг с притопом, звучит русская народная музыка «Ах, вы сени».
Дети (поют): Разудалая, лихая, пляска наша непростая,
Шаг, притоп, да, два, притоп, двигаемся мы вперед!
Находят подсказку №1, где изображены музыкальные инструменты.
Муз.рук: А вот и первая подсказка.
Показывает детям.
Муз.рук: Гармонь, гитара, балалайка.
Их общим словом называй-ка!
Дети: Музыкальные инструменты!
Подходят к зоне, (русская народная хата), где разложены музыкальные инструменты, разговор о их классификации.
Муз.рук: Как вы думаете, умеют ли музыкальные инструменты разговаривать?
Дети: Ответы.
Муз.рук: А сказки рассказывать?
Звучит мелодия А. С. Аренского «Сказка».
Муз.рук: Этот присказка, ребята, сказка будет впереди,
Она в двери к нам стучится, мы ей скажем,
Дети: Заходи!
Дети – артисты уходят за кулисы, остальные дети – певцы располагаются около хаты.
Сказка «Теремок».
Певцы: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, не высок.
Как по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и пищит.
Мышка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? (музыкальный треугольник).
Муз.рук: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала жить-поживать — песни распевать.
Певцы: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, не высок.
Уж как по полю, полю лягушка бежит, у дверей остановилась и кричит.
Лягушка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? (бубен).
Мышка: Я мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка: Я лягушка-квакушка!
Мышка: Иди ко мне жить!
Муз.рук: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой вдвоем жить.
Певцы: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, не высок.
Как по полю, полю зайка бежит, у дверей остановился и кричит.
Заяц: Кто, в теремочке живет? Кто, в невысоком живет? (д. ложки).
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: Я лягушка-квакушка! А ты кто?
Зайка: Я зайчик-побегайчик!
Вдвоем: Иди к нам жить!
Муз.рук: Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе втроем жить.
Певцы: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю, полю лисичка бежит, у дверей остановилась и кричит.
Лиса: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? (металлофон).
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: Я лягушка-квакушка!
Заяц: Я зайчик-побегайчик, а ты кто?
Лиса: А я лисичка сестричка.
Втроем: Иди к нам жить!
Муз.рук: Забралась лиса в теремок. Стали они теперь вчетвером жить.
Певцы: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю серый волк бежит, дверей остановился и кричит.
Волк: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? (трещотка).
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: Я лягушка-квакушка!
Зайка: Я зайчик-побегайчик!
Лиса: Я лисичка сестричка. А ты кто?
Волк: А я волчок серый бочок!
Вчетвером: Иди к нам жить!
Муз.рук: Залез волк в терем. Стали они впятером жить.
Певцы: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю мишка бредет, у дверей остановился и ревет.
Медведь: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? (барабан).
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: Я лягушка-квакушка!
Заяц: Я зайчик-побегайчик!
Лиса: Я лисичка сестричка!
Волк: Я волчок серый бочок, а ты кто?
Медведь: А я мишка шалунишка! Пустите меня к себе!
Муз.рук: Звери меж собой поговорили и решили пустить мишку к себе. Стали они жить-поживать вшестером и добро наживать. Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец!
Муз.рук: Нам пора дальше, посмотрим в наш план.
Дети предлагают вариант, куда по стрелкам двигаться дальше.
Марш, звучит музыка «Марш» Т. Ломовой.
Дети (поют): Дальше маршем все пойдем, смайликов мы всех найдем,
Ножки будем поднимать, спинку ровненько держать!
Находят следующую подсказку-загадку №2.
Муз.рук: Он пишет музыку для нас, мелодии играет,
Стихи положит он на вальс, кто песни сочиняет?
Дети: Композитор!
Подходят к зоне, где висят портреты композиторов и картины.
Муз.рук: Не понимаю, почему портреты композиторов и картины висят вместе?
Дети: Ответы
Муз.рук: Дети, как вы думаете, а картину умеют звучать?
Дети: Ответы.
Муз.рук: Предлагаю игру «Угадай, какая картина зазвучала?»
Дети присаживаются на ковер звучат отрывки классических произведений, дошкольники выбирают изображения соответствующие музыке.
а) «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева;
б) «Клоуны» Д. Кабалевский;
в) «Марш» Д. Шостакович;
г) «Парень с гармошкой» Г. Свиридов;
д) «Сани с колокольчиком» В. Агафонников.
Разговор по содержаниюи характеру музыкальных произведений.
Муз.рук: А как вы думаете,картины умеют петь?
Дети: Ответы.
- Знакомство с песней «Бубенцы» А. Филиппенко.
- Сами саночки бегут, стелется поземка,
И бубенчики поют на морозе звонко,
Припев. Динь-динь-динь-дилинь, синими лесами,
Едут, едут динь-дилинь сани с бубенцами.
- Ветер весело гудит, подгоняет санки,
Остаются позади белые полянки.
а) поговорить о содержании;
б) разговор о характере песни;
в) исполнение 1 куплета по картинкам на магнитной доске;
Во время исполнения припева можно поиграть на бубенцах.
г) выкладывание ритмического рисунка припева.
Муз.рук: Сегодня в музее мы увидели много интересного, правда?
Дети: Да.
Муз.рук: Но я немного расстроена.
Дети: Почему?
Муз.рук: Сундука-то мы так и не нашли! Везде посмотрели, все подсказки нашли, а сундука нет.
Музыкальный руководитель предлагает еще раз посмотреть в карту музыкального музея, на ней дети замечают стрелку, направленную за кулисы, идут туда и замечают зонтик Дюдюки, а под ним сундук, его выносят, открывают, достают эмоциональные смайлики.
Муз.рук: А теперь настало время поделиться с жителями страны Музыка своими настроениями, чувствами и впечатлениями.
Каждый ребенок взмахивает своим смайликом, «отправляя» эмоцию.
Слайд. Появляются смайлики-ноты разного настроения.
Гном: Спасибо, вам друзья, за помощь. Вы оказались находчивыми и дружными девочками и мальчиками. Теперь мы с вами прощаемся, и в следующий раз, обязательно пригласим на экскурсию в наш музей.
Гномик уходит за кулисы.
Муз.рук: Нам пора возвращаться в детский сад.
Дружно за руки возьмемся, вокруг себя мы повернемся,
Скажем громко раз, два, три, детский садик вот и мы!
Рефлексия, звучит легкая, тихая классическая музыка (могут присесть на ковер).
Муз.рук:
сегодня я узнал…,было интересно узнать…,было трудно выполнять…
теперь я могу решать..,я научился…,у меня получилось…
я смог…,я попробую сам…
Музыкальный руководитель дарит детям лица смайликов без эмоций, предлагая «оживить» их в группе и музыкальную симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и волк».