Опубликовано: 12.10.2020 г.
Автор: Милосердова Наталия Александровна,
Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 52 «Маячок», г.Тамбов
Собственные представления детей о том, что они считают проявлением болезни, отражается в художественном творчестве. Банкс провел исследование того, как дети воспринимают здоровье и болезнь, от чего случается простуда, что такое микробы и как врачи лечат детей от 3 до 15 лет. Многие дети чувствуют вину в связи со своей болезнью, считая, что они сделали что-то плохое и поэтому заболели. Это особенно верно для маленьких детей, которые естественно представляют болезнь в виде "монстра" или наказания, но и старшие дети могут также воспринимать болезнь подобным образом. При работе с детьми, имеющими установленный диагноз, просьба нарисовать свои ощущения болезни или симптомы представляется полезной для понимания особенностей переживания детьми соматических проблем. Во многих случаях дети были способны дать более точную информацию о своих конкретных симптомах с помощью рисунков, чем только при помощи слов. Существует несколько важнейших факторов, которые необходимо учитывать при использовании рисунков в работе с детьми соматически больными. Во-первых, важно осознавать, что дети, имеющие патологическое соматическое состояние или болезнь, могут реагировать на рисование и художественное творчество иначе, чем дети без соматических проблем. Соматические проблемы могут и влияют на способности детей принимать участие в художественной деятельности в различной степени. Дети, которые могут так или иначе нарисовать конкретное изображение, могут обращаться к художественному творчеству, упрощенному по форме и содержанию просто потому, что они не имеют физических сил или внутренних резервов для художественной деятельности, на которую способны здоровые дети. Дети с соматическими заболеваниями или патологическим состоянием могут испытывать депрессию или быть нервными. Некоторые оказываются просто испуганными окружающей обстановкой и своей болезнью, или беспокоятся о своей семье, в свою очередь тревожащейся за них. Страхи, смятение, печаль и другие сильные эмоции могут стать причиной замкнутости ребенка, и общение любого рода может быть затруднительным. Однако удивительно то, что многие дети, несмотря на свое состояние, могут глубоко увлечься творческой работой. Бач отметила, что художественное творчество играет незаменимую роль в выражении как духовных, так и соматических аспектов.
Во время первого занятия на данную тему дети создают рисунок под названием: «Моя болезнь». При этом рисунок помогает детям, с одной стороны, выразить свои чувства и представления, связанные с болезнью, с другой стороны, помогает снять остроту негативных переживаний . Второе занятие посвящено созданию рисунка на тему: «Я здоровый». Эта работа является продолжением предыдущего занятия. Рисунки являются прежде всего средством самовыражения, при этом происходит демонстрация травмирующих переживаний, что дает возможность выявить основные психологические проблемы, имеющиеся у ребенка. Одним из относительно частых методов исследования личности ребенка является графический тест «Несуществующее животное». Изображенное ребенком животное представляет его самого. Тревожность рисующего ребенка проявляется в нажиме карандаша. Эти дети рисуют контуры фигур штрихами, часто исправляют рисунок. О тревожности свидетельствует также подчеркнутая прорисовка глаз, их увеличенный размер. В процессе графической деятельности при создании художественного образа происходит выявление того, что беспокоит ребенка.
Рисунок - это прежде всего, проекция личности, индивидуальности. Рисунок - это зашифрованное послание бессознательного сознанию. Творческое задание захватывает, оно интересно само по себе, расширяет внутренние границы, высвобождая личные, внутренние желания, позволяет выстроить приоритеты, соотнести внутренние мечты и амбиции с возможностями.
Литература
- Копытин А.И. «Арт-терапия психических расстройств». – СПб.: Речь, 2011.
- Кети А. Малчиоди «Постижение детского рисунка». Фрагмент книги
Перевод с английского Елена Бахтурина. 2004 г.