Опубликовано: 18.10.2020 г.
Автор: Домарад Альбина Викторовна,
Преподаватель истории,
ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»,
г. Улан-Удэ
«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний,
и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания»
Конфуций
Образование в современном мире играет важную роль в жизни каждого человека. Оно не только помогает нам в жизни, но еще дает возможность развиваться как личности, а также достигать успехов в карьере.
Важными принципами реформирования системы образования стало формирование значимости и престижности знаний, приоритетности общечеловеческих ценностей, духовности, культуры и творческого мышления. [7]
Самое основное в профессионализме специалиста – это практика. Однако если педагог не имеет теоретического понимания вопроса, то ни какая практика не поможет избежать ошибок. Поэтому, не стоит преуменьшать значение образования, и не стоит считать, что получить его однажды, в юношеском возрасте, будет достаточно. Учиться можно всю жизнь.
Время, наука, развитие технологий не стоят на месте. Соответственно, то, что мы изучали лет десять-пятнадцать назад, может стать практически бесполезным. Ведь некоторые механизмы и технологии настолько поменялись, что они в корне могут отличаться от известных ранее, хотя основополагающие моменты могут быть и одинаковыми. Чтобы иметь возможность оставаться высококлассным специалистом в своей профессии, необходимо постоянно заниматься самообразованием, развитием.
Качество образования напрямую зависит от профессионализма преподавателя. От его педагогического мастерства, творчества, готовности к инновационной деятельности зависит эффективность и всей педагогической системы.[1]
Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. Одним из путей решения этого вопроса является внедрение исследовательской деятельности как современной педагогической технологии.
Организация исследовательской деятельности педагогов является одним из наиболее важных путей решения данной задачи.
Современным образовательным организациям нужен преподаватель - исследователь, владеющий методами организации и проведения опытно-поисковой экспериментальной работы. [7]
Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. [8] За многие тысячелетия методика исследования претерпела огромные изменения и приобрела особую значимость в условиях модернизации системы образования. Быть современным преподавателем, профессионалом своего дела помогает исследовательская культура.
Кто такой педагог? … в переводе с греческого «сопровождающий ребенка» (это изучают даже ученики в пятом классе по истории Древнего мира). То есть, и в прямом, и переносном смысле, педагог – это человек, не стоящий на месте (сопровождает, ведёт, направляет). Что помогает развиваться педагогу? Стремление изведать неизведанное, познать новое, добиться результата. А это и есть исследовательская деятельность. [8]
Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность.
Исследовательская деятельность позволяет трансформировать знания на практику, вырабатывает умения самостоятельно добывать знания. Поэтому задача администрации состоит в том, чтобы создать такую образовательную среду, где бы максимально был реализован потенциал обучающихся и педагогического коллектива.
Значительными плюсами исследовательской деятельности являются следующие умения: планирование своей работы, предвидение результатов, использование различных источников информации, качественный отбор материала, анализ, сопоставление фактов, аргументация мнений, самостоятельное принятие решений, установление социальных контактов (распределение обязанностей и взаимодействие друг с другом), адекватная оценка себя.
Таким образом, обучение приёмам исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Исследовательская деятельность - это фактор саморазвития, самоопределения, который оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление преподавателя.
Будьте творческими, непредсказуемыми педагогами, чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов. «Оптимизм, настойчивость и успешность!» - вот девиз педагога в поиске истины.
Библиографический список
- Горовая В. И., Тарасова С. И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. — М.: Илекса; Ставрополь: Ставрополь-серввысшкола, 2002.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
- Климова Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Дис.... д-ра пед. наук. — Оренбург, 2001.
4.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. - № 10. - с. - 42- 47.
- Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование,1999. - № 10. - с. - 34-41
- Педагогический поиск / составитель И.Н. Баженова. - 3-е издание, исправленное и дополненное - М.: Педагогика,1990. - 560 с.
- Турдиева Р. У., Кенжаев А. Л., Юсупова Ф. М. Исследовательская деятельность как одна из форм профессиональной самореализации педагога // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1317-1319.