Опубликовано: 23.10.2020 г.
Автор: Латыпова Рашида Галимзяновна,
воспитатель,
МБДОУ «Урманчеевский детский сад №2»
Мамадышского муниципального района РТ
Экологическое воспитание дошкольников в условиях современной жизни становится одним из приоритетных направлений.Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры,тем выше в дальнейшем ее уровень.Научить,видеть и понимать красоту родной природы,бережно относиться ко всему живому,передать определенные знания в области экологии-главные_-задачи экологической работы в ДОУ.
Целью экологического образования становится формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования экологических представлений. Экологические знания, преподнесенные детям в увлекательной форме, с учетом их интересов будут усвоены гораздо быстрее.
Одной из форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук, который представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.В нашем детском саду мы реализовали совместный проект с родителями «Лэпбук,как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».В результате реализации проекта подвердилось, что лепбук-это отличный способ получения,расширения и закрепления знаний по определенной теме.У детей расширился кругозор,совершенствовалась мыслительная деятельность.Сам процесс исследования и результат проекта доставил радость,а родителям-удовлетворение.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук представляет собой систему общеизвестных знаний, которые станут новыми для дошкольников. Экологические представления, имеющиеся у ребенка, будут уточнены, дополнены новыми интересными фактами.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- информативен;
- способствует развитию творчества, воображения, пригоден к использованию одновременно группой детей(в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен(есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
Лэпбук «Времена года»
(Комплекс дидактических игр и заданий, направленных на развитие познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста).
Пособие представляет собой папку из трех граней, где задействованы четыре страницы, в комплексе имеются необходимые для игр картинки, книжки-малышки, пословицы-загадки,пазлы, раскраски, , мини- календарь природы,картинки с отображением природных явлений,частей суток,игры»Природное лото»,»Одежда по сезону», «Чьи следы».
Обучающая и развивающая игра познакомит детей с временами года и характерными для них природными и погодными явлениями. В занимательной и игровой форме, ребята запомнят отличительные признаки времен года.
Лэпбук «Времена года», можно использовать в индивидуальной работе, в работе с группой детей, в занятии, в самостоятельной деятельности.
Цель : закрепление у детей знаний и представлений о временах года их последовательности (сменяемости) и характерных особенностях.
Задачи:
- закрепление и расширение представлений детей об временах года (зиме, весне, лете, зиме – как круговороте);
- обогащение словарного запаса по теме;
- формировать любознательность и интерес к природе и изучению явлений природы;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам (при совместных играх с лепбуком);
- воспитывать любовь к природе;
Таким образом,лепбук способствует пониманию и запоминанию информации по временам года, приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме, помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
Лэпбук «Дикие и домашние животные»
Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста знания о диких и домашних животных и их детенышей, вызвать интерес к
изучаемой теме. Повысить любознательность, привлечь детей к индивидуальной деятельности и совместной под руководством
воспитателя.
Задачи:
-различать диких и домашних животных;
-учить выделять характерные признаки диких и домашних животных;
-учить определять по картинкам родителей и их детенышей;
-обогащать словарный запас детей по теме;
-развивать память, внимание, мышление, воображение мелкую моторику рук, речь;
-развивать умение отвечать на заданные вопросы воспитателя;
-воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающей природе и миру животных;
Игры и задания для детей в лэпбуке:
1.«Чей хвост?»
2.«Пазлы»
3.«Кто что ест?»
4.«Книжки-малышки о диких и домашних животных»
5.«Раскраска»
6.«Найди, кто где живет?»
7.« Зоологическое лото»
8.«Отгадки в картинках»
9.«Расскажи о животном»
Предполагаемый результат при использовании лэпбука по теме «Дикие и домашние животные»: дети будут знать названия домашних и диких животных и их детенышей, узнают, что за домашними животными ухаживает человек, а дикие животные
живут в лесу. Узнают, какая польза от диких и домашних животных, узнают чем питаются. Дети будут использовать в речи названия диких и домашних животных, будут знать части тела, как разговаривают. Будут уметь отгадывать загадки, будут
заботиться о своих домашних питомцах.
Таким образом,лэпбук способствует пониманию и запоминанию информации по временам года,способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме.