Опубликовано: 24.11.2020 г.
Автор: Боброва Вера Анатольевна,
воспитатель,
МКОУ «Менщиковская средняя общеобразовательная школа имени Сажаева А.В.»
с.Менщиково, Кетовского района, Курганской области
Социально-эмоциональное развитие занимает одно из важнейших мест в развитии личности, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте. В этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека. При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека.
Через игровые задания, поучительные рассказы, творческую деятельность малыши научатся понимать эмоции окружающих, правильно общаться друг с другом.
Предлагаемый перспективный план игр-занятий разработан на основе книги О.В.Галецкая, Т.Ю.Азарина «Развиваем эмоциональный интеллект: для детей 3-4 лет», Москва: Эксмо, 2020.
Цель: – углубить представления детей младшего дошкольного возраста о чувствах и эмоциях.
Игры-занятия проводятся во вторую половину дня, продолжительность не более 15 минут, два раза в месяц.
Тема |
дата |
цель |
источник |
|
Азбука эмоций |
О.В.Галецкая, Т.Ю.Азарина «Развиваем эмоциональный интеллект: для детей 3-4 лет.» |
|||
1 |
Радость |
09.09. |
Познакомить детей с эмоцией «радость», учить распознавать эмоцию на картинке, рассказывать о своих чувствах. Выражать свою эмоцию словами: «Мне радостно» или «Я рад». Создать настроение радости от выполненной работы. Поделиться своей радостью с родителями. |
стр.6 |
2 |
Грусть |
23.09 |
Познакомить детей с эмоцией «грусть», показывать своё настроение в зеркале, определять настроение героя на картинке. Выражать свою эмоцию словами: «Мне грустно» или «Я грущу». Порадоваться вместе с ёлочкой, что ей стало весело. |
стр.10 |
3 |
Удивление |
07.10 |
Познакомить детей с эмоцией «удивление», распознавать эмоцию на картинке, отвечать на вопросы, показывать эмоцию в зеркале. Выражать свою эмоцию словами: «Мня удивило…» или «Я удивился». Создать настроение радости и удивления от выполненной работы «Снежинка», «Подарок». Поделиться своим удивлением с родителями. |
стр.14 |
4 |
Страх |
21.10 |
Познакомить детей с эмоцией «страх», распознавать эмоцию на картинке, рассказывать о том, что вызывает страх. Выражать свою эмоцию словами: «Мне страшно» или «Я боюсь». Научить детей разными способами преодолевать чувство страха. Вместе порадоваться смешному страху. |
стр.18 |
5 |
Злость |
11.11. |
Познакомить детей с эмоцией «злость», распознавать эмоцию на картинке. Выражать свою эмоцию словами: «Я разозлился» или «Я злюсь». Научить детей разными способами преодолевать чувство злости, чтобы не навредить другим. Вместе порадоваться смешному, разноцветному ёжику. |
стр.22 |
6 |
Интерес |
25.11 |
Познакомить детей с эмоцией «интерес», распознавать эмоцию на картинке, показывать в зеркале. Выражать свою эмоцию словами: «Мне интересно» или «Я интересуюсь». Вызвать интерес в процессе лепки гусеницы и превращения её в бабочку. Поделиться своей радостью от выполненной работы с родителями. |
стр.26 |
7 |
Календарь настроения |
09.12 |
Сделать вместе с детьми календарь настроения. Каждый день отмечать своё настроение и рассказывать, почему такое настроение. |
стр.30 |
Учусь понимать себя и других |
||||
8 |
Отличия |
23.12 |
Учить детей распознавать эмоции на картинке, выражать их словами, показывать в зеркале. |
стр.32 |
9 |
Противоположности |
20.01 |
Учить детей распознавать эмоции на слух при чтении рассказа с опорой на картинку. |
стр.34 |
10 |
Разный дождь |
10.02 |
Учить детей распознавать эмоции на картинке, рассказывать, какое настроение у мальчика и девочки и почему. |
стр.36 |
11 |
Соответствие |
24.02 |
Учить детей распознавать эмоции на картинке и на слух при чтении рассказа. Определить соответствует ли изображение рассказу. |
стр.40 |
12 |
Волшебное зеркало |
10.03 |
Учить детей показывать эмоцию в зеркале при чтении рассказа без опоры на картинку. Учить рассказывать по картинке. Развивать воображение. |
стр.45 |
Учусь дружить и не только |
||||
13 |
Дружба с забиякой |
24.03 |
Внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы. Объяснить слово «забияка». Научить детей: - как просить чужую игрушку, если хочется с ней поиграть; - как надо просить, чтобы вернули твою игрушку; - как поступить, если другой ребёнок толкается или делает больно; |
стр.48 |
14 |
Подарки для друзей |
07.04 |
Обсудить с детьми что такое подарки , какие подарки бывают, кому дарят подарки и когда. Объяснить детям, что подарок вызывает чувство радости. Угадать и нарисовать подарок для котёнка. |
стр.54 |
15 |
Творческая деятельность «Сладкий подарок» |
21.07 |
Сделать сюрприз для друга. Создать настроение радости от выполненной работы. Поделиться своей радостью с родителями. |
стр.59 |
16 |
Ночные огоньки |
12.05 |
Учить детей распознавать эмоции на слух при чтении рассказа. Развивать воображение. Создать настроение радости от выполненной работы. Поделиться своей радостью с родителями. |
стр.60 |
17 |
Дождь из листьев |
26.05 |
Учить детей распознавать эмоции на слух при чтении рассказа. Обсудить с детьми, как грустный день превратить в весёлый, что можно делать, когда идёт дождь. |
стр.66 |