Опубликовано: 26.11.2020 г.
Автор: Долина Ольга Анатольевна,
Учитель - логопед,
Г.Владимир, МБДОУ детский сад № 64
Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки.
Основа логоритмики - игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная):
- Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы;
- Речевой материал не выучивается;
- Все упражнения выполняются по подражанию;
- На занятии царит атмосфера радости и доброжелательности.
Структура занятия.
- Музыкально-ритмическиедвижения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные упражнения.
- Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционной, мелкой моторики, мимики.
- Оркестр, пение, игры, танец.
- Слушание – релаксация.
1.Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.
Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания
Чередование ходьбы на носочках, в полу приседе:
«Елочки – пенечки» (тема Деревья);
«Животные- их детеныши» (тема Домашние животные).
Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.
Упражнение «Гусь» (тема Домашние птицы)
Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука «Ш-Ш-Ш»
- Артикуляционная гимнастика: способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.
Волшебный язычок,
Тема «Дикие животные»:
- «Зайчик». Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.
- «Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхней губой.
- «Ежик фыркает». Вибрация губ.
- «Лосенок сосет молоко и чмокает». Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием при раскрытии рта (чмоканье).
Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте педагоги используют яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик).
Старшим дошкольникам предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки.
Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей:
- слуховое внимание, фонематический слух,
- правильное дыхание и звукопроизношение,
- тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух,
- мелкую моторику,
- координацию и умение ориентироваться в пространстве,
- коммуникативность и эмоциональность.
На занятиях или в течении дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.
Упражнения для развития мелкой моторики.
Развивая пальчики – развиваем речь.
«Длинные клювы» (тема Перелётные птицы)
Упражнение можно выполнять с прищепками.
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля.
(О.И. Крупенчук)
Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.
Игры на развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
«Узнаешь птицу?» (тема «Зимующие птицы»)
Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:
Сегирь снегиль снегирь
Воена волона ворона
Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
тема «Животные жарких стран»:
Обезьянки - кривляки.
Сердитый тигр.
3.Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов:
Оркестр «Шуршалочки» (листочки из гофрированной бумаги, «салютики» из нарезанных полосок фальги, коробочки от киндер - сюрпризов)
- «Ложкари» (ложки разных размеров)
- «Осьминожки» (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков)
- «Звонари» (используем колокольчики)
- «Копытца» (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).
Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.
Поем песенки звуков и наматываем их на клубочки: от тихого к громкому и наоборот
Песню «Раз осеннею порой» исполняют дети с куклами с подвижным ртом (лексическая тема «Дикие животные»).
Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.
Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение. Логоритмическое упражнение «Ветерок».
Что случилось с клёнами? (развести руками)
Закивали кронами (кивки головой).
А высокие дубы (поднять руки вверх) Будто встали на дыбы. (с поднятыми вверх руками встать на носочки)
И орешник сам не свой — Шелестит густой листвой. (потереть ладоши, произнося «ф-ф-ф»).
И чуть слышно Шепчет ясень: («ш-ш-ш») — Не согласен… Не согласен… (покачать головой).
Есть у деревьев голоса?
Нет, просто ветер начался, («у-у-у») Зашумели ветви на осеннем ветре. (раскачиваться, словно ветви деревьев на ветру, произнося «у-у-у»)
(А. Барто)
Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)
Игра: “Снег руками нагребаем»
Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают.
4.Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.
Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.