0+



 

Опубликовано: 26.11.2020 г.

Автор: Долина Ольга Анатольевна,
Учитель - логопед,
Г.Владимир, МБДОУ детский сад № 64

Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки.

Основа логоритмики - игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная):

  • Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы;
  • Речевой материал не выучивается;
  • Все упражнения выполняются по подражанию;
  • На занятии царит атмосфера радости и доброжелательности.

Структура занятия.

  1. Музыкально-ритмическиедвиженияперестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные упражнения.
  2. Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционной, мелкой моторики, мимики.
  3. Оркестр, пение, игры, танец.
  4. Слушание – релаксация.

1.Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания

Чередование ходьбы на носочках, в полу приседе:

«Елочки – пенечки» (тема Деревья);

«Животные- их детеныши» (тема Домашние животные).

Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Упражнение «Гусь» (тема Домашние птицы)

Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука «Ш-Ш-Ш»

  1. Артикуляционная гимнастика: способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.

Волшебный язычок,

Тема «Дикие животные»:

  • «Зайчик». Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.
  • «Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхней губой.
  • «Ежик фыркает». Вибрация губ.
  • «Лосенок сосет молоко и чмокает». Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием при раскрытии рта (чмоканье).

Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте педагоги используют яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик).

Старшим дошкольникам предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки.

Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей:

- слуховое внимание, фонематический слух,

- правильное дыхание и звукопроизношение,

- тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух,

- мелкую моторику,

- координацию и умение ориентироваться в пространстве,

- коммуникативность и эмоциональность.

На занятиях или в течении дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.

Упражнения для развития мелкой моторики.

Развивая пальчики – развиваем речь.

«Длинные клювы» (тема Перелётные птицы)

Упражнение можно выполнять с прищепками.

Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля. 
(О.И. Крупенчук)

Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

«Узнаешь птицу?» (тема «Зимующие птицы»)

Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:

Сегирь снегиль снегирь

Воена волона ворона

Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

тема «Животные жарких стран»:

Обезьянки - кривляки.

Сердитый тигр.

3.Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов:

Оркестр «Шуршалочки» (листочки из гофрированной бумаги, «салютики» из нарезанных полосок фальги, коробочки от киндер - сюрпризов)

  • «Ложкари» (ложки разных размеров)
  • «Осьминожки» (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков)
  • «Звонари» (используем колокольчики)
  • «Копытца» (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

Поем песенки звуков и наматываем их на клубочки: от тихого к громкому и наоборот

Песню «Раз осеннею порой» исполняют дети с куклами с подвижным ртом (лексическая тема «Дикие животные»).

Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение. Логоритмическое упражнение «Ветерок».

Что случилось с клёнами? (развести руками)

Закивали кронами (кивки головой).

А высокие дубы (поднять руки вверх) Будто встали на дыбы. (с поднятыми вверх руками встать на носочки)

И орешник сам не свой — Шелестит густой листвой. (потереть ладоши, произнося «ф-ф-ф»).

И чуть слышно Шепчет ясень: («ш-ш-ш») — Не согласен… Не согласен… (покачать головой).

Есть у деревьев голоса?

Нет, просто ветер начался, («у-у-у») Зашумели ветви на осеннем ветре. (раскачиваться, словно ветви деревьев на ветру, произнося «у-у-у»

(А. Барто)

Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)

Игра: “Снег руками нагребаем»

Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают.

4.Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.

Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация