Опубликовано: 26.11.2020 г.
Автор: Шапошникова Лариса Петровна,
Педагог доп.образования,
Кемеровская область г. Ленинск-Кузнецкий
Цель: Установление дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами через форму квест-игры.
Ведущий:
Настя, 34 года, не работает, замужем за предпринимателем, свободное время проводит в салонах красоты и за чтением глянцевых журналов. Воспитывает дочь 9 лет.
Марина, 35 лет, работает менеджером по продажам, замужем, муж - творческая личность, а поэтому безработный. По вечерам моет пол в ближайшем супермаркете. Воспитывает 2 детей: сына 12 лет и дочь 5 лет
Раньше, когда они учились в школе, дружили, но теперь жизнь развела их: Настя вышла замуж, родила ребенка и с чувством выполненного долга занялась собой.
Марина тоже вышла замуж, но то ли ей не так повезло, то ли на роду у нее было написано, но она работала на трех работах, чтобы обеспечить семью, а муж… был человек творческого полета, поэтому в семье деньги зарабатывала только Марина. Но раз в год, на праздник она позволяла себя зайти в салон красоты и навести «марафет».
Однажды перед очередным праздником судьба свела их в одном и том же салоне красоты. И вот так сидя на соседних креслах, поговорив о жизни и обсудив сначала своих мужей, плавно перешли к разговору о детях и сложностях воспитания.
Я тут прочитала в одном глянцевом журнале, что сейчас детей бить не модно. Это типа плохо сказывается на их развитии - сказала Настя
- Да ну, ерунда какая-то. Ну как их не бить. Я своему Коле говорю-говорю, хоть об стенку гороху. А как только ремень в руки возьму, сразу все понимает и делает- ответила ей Марина
-Ну не знаю… На вот почитай журнал. Тут ведь умные люди пишут - продолжала утверждать свое Настя
- Ой, ладно, поняла бить не буду, а как тогда его воспитывать? Ребенок же совсем страх потеряет, на шею сядет? Надо подумать и написать о новых секретах воспитания…Вот как раз будет чем заняться, пока краска на голове сохнет. Итак, как же я своего оболтуса буду воспитывать без ремня….Надо подумать
1. Ребенок –это маленький взрослый –он такой же, как соседка Таня или Маруся… И относиться к нему надо так же
2. Показывай ребенку хороший пример
3. Надо сравнивать ребенка с другими –тогда быстрее поймет, что и как
4. Крик – лучшее средство: мягче чем ремень, но эффект тот же…
5. Подкупи ребенка, одари его и он станет золотым в плане поведения…
6. Никаких игр, а побольше занятий – ведь скоро в школу)))
7. Хвали ребенка только за достижения, а не просто так
8. Делай замечания постоянно – стойче будет и легче адаптируется
9. Никакой помощи – пусть сам привыкает.
10. Папа пусть вообще не участвует в воспитании, а если участвует, должна быть согласованность действий мамы и папы
-Ну что скажешь…Вот такие заповеди… Я вообще–то по ним своего сына и дочку воспитываю. Раньше там была еще заповедь про ремень, но теперь я ее убрала. Я считаю, что хорошие заповеди, ведь неплохие люди из них получаются. Забитые немного, но это они все в моего мужа – он такой же. И дети все в папочку…Ну и плачут часто, особенно после нашего общения. Но должен же их кто-то воспитывать. Я итак очень гуманная с ними. - Слушай, а не все могу принять в твоих заповедях…Мне только 2 понравились – их беру на вооружение, а с остальными - не могу согласиться. Я против подкупа детей и крика. Крик тот же ремень, а подкуп не выход, зато он приучает ребенка к мнению, что между родителями и детьми чисто товарно-денежные отношения. И сравнивать детей не надо, иначе неуверенные будут и т.д. Теперь понятно, почему твои такие забитые растут и плачут. Тебе бы самой понравилось, если бы с тобой так обращались?
- Ой, какая умная нашлась)
- Марина, это твоя жизнь и живи, как хочешь, я не вправе тебя осуждать. Я не хотела ничего плохого сказать.
- Пусть другие мамочки тоже посмотрят мои заповеди, а то может ты одна у нас такая правильная нашлась?
- Давай! Это будет лучше) И мы не поссоримся
Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать у себя в гостях. Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка. Думаю, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения в процессе воспитания.
Именно для этого мы сегодня отправимся с вами в путешествие по «Стране Воспитания».
Теперь, прежде чем начать обсуждение нашей темы, упражнение «Визитки».
Мы с вами изготовим визитки для того, чтобы нам было проще общаться. Пусть каждый из вас напишет на визитке свое «имя», или – «имя, отчество».(деление на команды. На столе лежат маркеры, бумага (4х8) двух цветов , бейджики).
"Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды".
Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т.е. высоконравственных. Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения. И узнаем, как правильно общаться с детьми в семье, чему их нужно научить в первую очередь, узнаем, умеете ли вы использовать правильно методы поощрения и наказания.
Каждая команда получает свой маршрутный лист.
I станция: Упражнение "Закончи предложение" (или «Острое блюдо»).
Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету любому родителю, который его продолжает. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.
«Общение с ребенком – это…»
«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…»
«Моя любовь к ребёнку заключается…»
«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…
«Если я вижу, что моего 4-х летнего сына «лупит» сверстник…
«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…»
«Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом…»
«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»
«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»
«Если ребенок провинился…»
«Муж несправедливо наказал ребёнка, я -…»
II станция: Напишите ваши способы «мирного использования ремня»
III станция: Станция «Педагогические ситуации».
Ситуация 1.
Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой говорить бесполезно: она на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа – страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И сын-хитрец пользуется этим.
Сын смотрим отцу в глаза и вкрадчиво говорит:
– Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза)
– Ну, папулечка –а-а, - тянет сын, - можно?
Мальчик знает, что папа ещё помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном:
– Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня всё повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:
– Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Сын остаётся смотреть телевизор. Он знает, что на следующей недели, когда будут передавать футбол, всё будет как сегодня. Зато во всём другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно.
??? Вопросы для родителей: Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит – от ребёнка или от взрослых? (Родители комментируют).
Вывод: Одним из важных условий воспитания является согласованность требований взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребёнка выглядел, как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребёнку.
Ситуация 2.
Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «ещё минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело.
Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.
– До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.
??? Вопросы для родителей: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки? (Родители комментируют).
Вывод: Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребёнка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребёнка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять её, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребёнку завершить начатое, чтобы не гасить в нём целеустремлённые действия.
Ситуация 3.
Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, мать предлагает:
– Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.
– А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!
И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому.
– Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.
??? Вопросы для родителей: Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.
Вывод: В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит её за то, что она ест через силу, лишь бы не поделиться с другими. От жадности берут начало многие человеческие пороки: эгоизм, равнодушие, стяжательство. Надо учить малыша делиться всем, что у него есть, делить всё поровну между всеми членами семьи…
IV станция: Вы тоже можете нарисовать символ, который именно для вас означает воспитание без насилия
V станция: Упражнение "Семейные заповеди"
Родители составляют небольшой список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список. Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни, воспитании с представлениями других.
Вопрос для анализа: "Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?"
Итог: родители получают карту взаимоотношений с ребенком(видеоролик).
Рефлексия «Дерево пожеланий» родители вешают листочки на дерево, в которых – анализ и отзывы о мероприятии).
Нам, педагогам детского сада, хочется узнать: оправдались ли ожидания участников, что было значимым для каждого из них, нашли ли ответы на свои вопросы, какие выводы для себя сделали… А также – пожелания на будущее. На память я хочу подарить вам буклеты.