Опубликовано: 27.11.2020 г.
Автор: Немцева Тамара Петровна,
Веревская Ирина Александровна,
Воспитатели,
МБДОУ д\с 65 г.Белгород
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возник интерес к миру животных и растений, закрепилось чувство сострадания к живой природе необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание в ДОУ можно рассматривать и как нравственное воспитание (воспитание стремления защищать и беречь природу).
В наш научно-технический век возникла большая проблема с экологией. Развитие технологии привело к тому, что на Земле возникло повсеместное потепление, изменение воздушной среды и климата. Озоновый слой стал тоньше. Это все поставило под угрозу жизнь человека и всего живого на Земле. С развитием современных заводов, фабрик возник вопрос о чистоте воздуха. Чтобы предотвратить все эти проблемы, мы должны уже с детства прививать любовь к нашей природе, к нашему родному краю. Именно с дошкольного возраста нужно учить детей любить и беречь природу. Нужно дать понять детям, что человек – часть живой природы.
Начиная с детского сада, взрослые должны вложить в душу и сознание ребенка бережное отношение к природе. Даже в младшем дошкольном возрасте дети усваивают понятия по сохранению растений, насекомых и других представителей природного мира.
Формирование гуманного отношения к окружающему миру подразумевает под собой воспитание в ребенке уважения к природе, ребенок должен понимать неразрывную связь человека и природы. Тесная связь и непрерывное взаимодействие человека и природы показывается на примере сделанных своими руками кормушек и скворечников для птиц, разрушенных муравейников. Перед педагогом стоит очень важная задача — показать и объяснить детям, что в отношении природа-человек, они занимают более сильную позицию и именно на их плечи ложится ответственность за окружающий мир, поэтому они должны не только покровительствовать, но и беречь, сохранять и заботиться о природе.
Началом экологического воспитания являются некоторые правила: нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных. Детей нужно приучать не оставаться равнодушным даже к сломанной ветке. На занятиях, во время прогулок мы стараемся донести до ребенка это неравнодушие к природе. Объяснить, что заботясь о природе родного края, мы заботимся о сохранении нашей Земли в целом.
Беседы проводятся на принципах развивающего обучения: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. И самое главное во время бесед мы учим любить и беречь природу. Во время беседы дети делятся своими впечатлениями, рассказывают об интересных событиях, связанных с природой. Очень хорошо завести специальную тетрадь, куда дети вместе со взрослыми смогли бы записать стихи, пословицы, интересные наблюдения, связанные с природой. Дети самостоятельно смогли бы нарисовать рисунки о природе, сделать аппликацию. Все это объединяет взрослых и детей.
Детям необходимо читать рассказы и сказки о природе. Читая, необходимо выделять красоту природы, ее разнообразие. Благодаря чтению сказок и рассказов у детей развивается любознательность, отзывчивость, умение сопереживать, развивается фантазия и воображение. Ведь все эти рассказы и сказки по экологии затрагивают душу ребенка и дают ему понимание экологических проблем.
Экологическое образование и воспитание, которые формирует экологическое сознание человека, осуществляется в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Первые предпосылки успешного воспитания заботливого отношения к окружающей природной среде у детей дошкольного возраста формируется еще в детском саду. Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом в «Программе воспитания в детском саду». Она выдвигает две важные задачи:
- Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
- Сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряд конкретных и обобщенных представлений явлениях живой и неживой природы, понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости.
У детей старшего дошкольного возраста необходимо воспитывать экологическую культуру. Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:
- экологические знания и умения;
- экологическое мышление;
- ценностные ориентации;
- экологически оправданное поведение.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
Реализация цели идет через решение следующих задач:
- уточнение и углубление знаний о растениях, животных природных явлениях;
- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
- формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
- формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;
- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
- формирование привычки рационально использовать воду;
- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
- развитие познавательного интереса к окружающему миру;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности; интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Важным направлением экологического воспитания является развитие навыков и умений в области природоохранного труда. Большая роль здесь принадлежит семье, поэтому важно привлекать к посадке зеленых насаждений, как в детском саду, так и дома.
Таким образом, наблюдая за детьми, можно отметить, что у них очень рано проявляется интерес к окружающей природе. Все чувства у детей проявляются во время игр, наблюдений. Хочется верить, что подрастающее поколение будет всегда жить в гармонии с природой.
Литература:
- А.А. Агеева, «Сохраним наш мир» учебное пособие под редакцией».
- Н. Рыжова, «Наш дом – природа»
- Т.М. Бондаренко, «Экологические занятия с детьми дошкольного возраста».