0+



 

Опубликовано: 27.11.2020 г.

Автор: Немцева Тамара Петровна,
Веревская Ирина Александровна,
Воспитатели,
МБДОУ д\с 65 г.Белгород

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возник интерес к миру животных и растений, закрепилось чувство сострадания к живой природе необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание в ДОУ можно рассматривать и как нравственное воспитание (воспитание стремления защищать и беречь природу).

В наш научно-технический век возникла большая проблема с экологией. Развитие технологии привело к тому, что на Земле возникло повсеместное потепление, изменение воздушной среды и климата. Озоновый слой стал тоньше. Это все поставило под угрозу жизнь человека и всего живого на Земле. С развитием  современных заводов, фабрик возник вопрос о чистоте воздуха. Чтобы предотвратить все эти проблемы, мы должны уже с детства прививать любовь к нашей природе, к нашему родному краю. Именно с дошкольного возраста нужно учить детей любить и беречь природу. Нужно дать понять детям, что человек – часть живой природы.

Начиная с детского сада, взрослые должны вложить в душу и сознание ребенка бережное отношение к природе. Даже в младшем дошкольном возрасте дети усваивают понятия по сохранению растений, насекомых и других представителей природного мира.

Формирование гуманного отношения к окружающему миру подразумевает под собой воспитание в ребенке уважения к природе, ребенок должен понимать неразрывную связь человека и природы. Тесная связь и непрерывное взаимодействие человека и природы показывается на примере сделанных своими руками кормушек и скворечников для птиц, разрушенных муравейников. Перед педагогом стоит очень важная задача — показать и объяснить детям, что в отношении природа-человек, они занимают более сильную позицию и именно на их плечи ложится ответственность за окружающий мир, поэтому они должны не только покровительствовать, но и беречь, сохранять и заботиться о природе.

Началом экологического воспитания являются некоторые правила: нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных. Детей нужно приучать не оставаться равнодушным даже к сломанной ветке. На занятиях, во время прогулок мы стараемся  донести до ребенка это неравнодушие  к природе. Объяснить, что заботясь о природе родного края, мы заботимся о сохранении нашей Земли в целом.

Беседы проводятся на принципах развивающего обучения: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. И самое главное во время бесед мы учим любить и беречь природу. Во время беседы дети делятся своими впечатлениями, рассказывают об интересных событиях, связанных с природой. Очень хорошо завести специальную тетрадь, куда дети вместе со взрослыми смогли бы записать стихи, пословицы, интересные наблюдения, связанные с природой. Дети самостоятельно смогли бы нарисовать рисунки о природе, сделать аппликацию. Все это объединяет взрослых и детей.

Детям необходимо читать рассказы и сказки о природе. Читая, необходимо выделять красоту природы, ее разнообразие. Благодаря чтению сказок и рассказов у детей развивается любознательность, отзывчивость, умение сопереживать, развивается фантазия и воображение. Ведь все эти рассказы и сказки по экологии затрагивают душу ребенка и дают ему понимание экологических проблем.

Экологическое образование и воспитание, которые формирует экологическое сознание человека, осуществляется в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Первые предпосылки успешного воспитания заботливого отношения к окружающей природной среде у детей дошкольного возраста формируется еще в детском саду. Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом в «Программе воспитания в детском саду». Она выдвигает две важные задачи:

  1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
  2. Сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряд конкретных и обобщенных представлений явлениях живой и неживой природы, понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости.

У детей старшего дошкольного возраста необходимо воспитывать экологическую культуру. Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

- экологические знания и умения;

- экологическое мышление;

- ценностные ориентации;

- экологически оправданное поведение.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

Реализация цели идет через решение следующих задач:

- уточнение и углубление знаний о растениях, животных природных явлениях;

- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

- формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

- формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;

- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;

- формирование привычки рационально использовать воду;

- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);

- развитие познавательного интереса к окружающему миру;

- формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности; интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Важным направлением экологического воспитания является развитие навыков и умений в области природоохранного труда. Большая роль здесь принадлежит семье, поэтому важно привлекать к посадке зеленых насаждений, как в детском саду, так и дома.

Таким образом, наблюдая за детьми, можно отметить, что у них очень рано проявляется интерес к окружающей природе. Все чувства у детей проявляются во время игр, наблюдений. Хочется верить, что подрастающее поколение будет всегда жить в гармонии с природой.

Литература:

  1. А.А. Агеева, «Сохраним наш мир» учебное пособие под редакцией».
  2. Н. Рыжова, «Наш дом – природа»
  3. Т.М. Бондаренко, «Экологические занятия с детьми дошкольного возраста».

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация