Опубликовано: 27.11.2020 г.
Автор: Дегтярева Мария Вадимовна,
Воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 317» г. Перми
«Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им»
Г. Гегель
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия - развивающая предметно-пространственная среда (РППС).
В связи с внедрением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей.
Мы уверены, что следует не заменять традиционные образовательные технологии новыми, а расширять их возможности, поэтому я решила использовать в своей работе совершенно новое, интересное, незаменимое (на мой- взгляд) методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Она представляет собой книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного. При создании лэпбука ребенок учится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. Интерес детей к папке объясняется не только красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая книжки-малышки, конвертики и картинки, дети с удовольствием убеждаются в том, как много они знают. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.
Тему лэпбука можно выбрать любую. Например, «Лэпбук по ПДД» для старшего дошкольного возраста.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
– 5 образовательных областей (речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое);
– информативен;
– полифункционален;
– способствует развитию речи, творчества, воображения, познавательной и исследовательской деятельности;
– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
– обладает дидактическими свойствами;
– является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
– вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
– структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает педагогу:
– возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.