Опубликовано: 28.11.2020 г.
Автор: Голова Екатерина Алексеевна,
Старший воспитатель,
МБДОУ «Абрамовский детский сад №32»
Арзамасский район
Не само по себе чтение влияет,
а переживание ребенка в процессе
чтения влияет на его развитие.
Л. Выготский
Ни для кого не секрет, что современная Россия давно уже перестала быть "самой читающей страной в мире". И доля "читающего населения" резко сокращается в нашей стране с каждым годом: книгу из нашей жизни активно вытесняют телевидение, Интернет, обучающие и развлекательные компьютерные программы. Сегодня всем ясно: развитие цивилизации изменило и продолжает изменять картину мира.
Детское чтение сегодня (особенно досуговое чтение, чтение для души, а это в основном чтение художественной литературы) – область, где существует множество проблем. Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится поверхностным и фрагментарным, меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране – детективам, триллерам, боевикам, фэнтези, «ужасам», «кинороманам»); предпочтение отдаётся печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов).
Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью, оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира.
Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые — их поступки, взаимоотношения. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями — наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступают действия сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами, и та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно.
(Мухина В.С. «Детская псмхология»
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля, каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.
Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Можно выделить (Сухомлинский) следующие личностные качества, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы:
Вежливость – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините».
Уважительность – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать
Честность – умение говорить правду про себя в любой ситуации.
Совестливость – способность испытывать чувство стыда за свои поступки. Сострадательность – умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно.
Скромность – умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным.
Дружелюбие – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку.
Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина страны.
Цель знакомства с х/литературой в детском саду (ФГОС ДО): воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать худож.произведения, следить за развитием действия
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
Разработано несколько критериев:
- идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.
1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши, сказки.
2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Работа с книгой состоит из трех этапов: до чтения, в процессе чтения, после чтения. До чтения надо готовить детей к восприятию художественного произведения: показать книгу, героев, создать ситуацию удивления, эмоционального настроя на слушание, возбудить воображение, ставить проблему, интриговать восприятие знакомого явления новизной.
В процессе чтения идет сопоставление словесного и иллюстративного образа, комментируются трудные места текста, объясняются непонятные слова. После чтения проводится проверка возникших мысленных картин образов, в беседе уточняется время и место действия, характеры героев, представления о событиях и поступках, формируется основная мысль произведения, даются оценки и выводы о книге.
Нередко дети стремятся не только рассказывать произведения, но и придумывать продолжение любимой истории, новых приключений знакомых героев. Стремление к творческому рассказыванию необходимо поддерживать и помогать детям освоить некоторые приёмы фантазирования и сочинительства….
Методы и приемы ознакомления детей
с художественной литературой
При ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные методы литературного развития детей.
Метод |
Приемы |
Словесный |
Чтение произведений. Чтение с продолжением. Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению, о книге, после чтения Прослушивание грамзаписи |
Практический |
Элементы инсценировки. Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность. Инсценирование. |
Наглядный |
Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов. Оформление выставки |
Формы работы
- Совместная деятельность в ходе режимных моментов.
- Организованная образовательная деятельность.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями по ознакомлению с художественной литературой.
Авторы книги «Ребенок и книга» (Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. — М., 1992) разработали 20 занятий по ознакомлению дошкольников с литературными произведениями разных жанров. Из всех видов занятий с книгой в детском саду они выбрали чтение книг с последующей беседой, считая его наиболее важным. В ходе такого занятия дети овладевают умением слушать, слышать и осознавать литературные произведения, получать эстетическое наслаждение от встречи с книгой.
Как уже отмечалось выше, одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений для детей. Напомним, что это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. (Вопросы содержания и методики инсценирования рассматриваются в специальной литературе — авторы Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А, Федотов, Г. В. Генов, Л. С. Фурмина и другие.)
Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.
В режимных моментах (При планировании нерегламентированной деятельности) обязательно проведение мероприятий, образно называемых «погружение в детскую литературу в течение дня». Это приближает художественное произведение к детской жизни. Это чтение, рассказывание, воспроизведение текстов детской литературы воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к какому-либо событию.
Заучивание стихотворений (отдельная большая тема, не можем не сказать несколько слов, поскольку х/литература невозможна без стихов)— одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1.Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2.Учить детей читать стихи выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму.
Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.
- Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов вызывает у детей быстрое утомление от шума.
- Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
- Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
- В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым — приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
- Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.
Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:
- рациональное размещение в группе;
- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;
- соответствие интересам детей;
- постоянная сменяемость;
- эстетическое оформление;
- востребованность.
В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент;
- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
- занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась;
- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей;
- празднование именин произведения.
Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»
К.Г. Паустовский.