Опубликовано: 01.12.2020 г.
Автор: Ербаева Алевтина Георгиевна,
Учитель музыки,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Харазаргайская средняя общеобразовательная школа
Изучение темы “Такие разные танцы” основывается на музыкальных фрагментах балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.
Балет – это музыкально – театральное произведение, в котором объединяются музыка, танец и сценическое действие. Чувства героев раскрываются посредством танцевальных движений под музыку.
Во втором действии балета раскрывается красочная вереница разнообразных танцев. Каждый танец имеет свое название: “Шоколад” (испанский танец), “Кофе” (арабский танец), “Чай” (китайский танец), “Танец пастушков”, “Вальс цветов”, “Танец феи Драже”.
Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет возможность просмотра фрагментов балета П.И. Чайковского, прочувствовать красоту, возвышенность музыки этого произведения.
Цель урока: раскрыть понятие “танца” как жанра музыки с особой ролью балета.
Задачи урока:
- Образовательная:
Познакомить с разнообразными танцами, представленными в балете П. И. Чайковского “Щелкунчик”. Направить деятельность учащихся на осознанное определение отличительных черт разновидностей жанра танец. Раскрыть понятия: танец, балет, либретто, трепак, вальс.
- Развивающая:
Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение. Выразительное исполнение песни. Способствовать формированию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, развитию умения проникать в художественный образ музыкального произведения. Содействовать развитию способности сравнительного рассмотрения предлагаемого материала.
III. Воспитывающая:
Воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях, к классической музыке, к творческому наследию великих композиторов.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение П. И. Чайковского «Щелкунчик», наблюдать в данном произведении примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, разучить песню «В сказку новогоднюю».
Метапредметные:
- познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются различными источниками информации (справочная литература, интернет),рассуждают, анализируют, делают выводы;
- коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
- регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты своей деятельности.
Технологии: информационно-комуникативные, здоровье-сберегающие, развивающие.
Методы: словесный, наглядно-слуховой, сравнение, сопоставление, исполнение.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: открытый.
Музыкальный репертуар: слушание и просмотр фрагментов из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского – марш, китайский танец “Чай”, русский танец “Трепак”, вальс цветов. », « Танец феи Драже».
Вокальное исполнение: песня “В сказку новогоднюю”.
Наглядно-иллюстративный материал: портрет П.И.Чайковского, иллюстрации с изображением танцев, иллюстрации к балету “Щелкунчик” П. И. Чайковского.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедиа проектор, мультимедиа презентация по теме: “Такие разные танцы”. CD и DVD диски для прослушивания и просмотра музыкального материала, разноцветные карточки для рефлексии, учебник, тетрадь.
План урока:
- Организация учащихся в классе.
- Вступительное слово.
- Актуализация знаний.
- Изучение новой темы.
- Прослушивание и просмотр, анализ танцев из произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик».
- Подведение итога урока.
- Вокально - хоровая работа, исполнение песни «В сказку новогоднюю».
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
Со звонком на урок начинается звучать “Марш” из балета “Щелкунчик”,
учащиеся проходят и рассаживаются на свои места.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Ученики: Здравствуйте.
Я рада сегодня видеть вас и надеюсь на совместную и плодотворную работу. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их, улыбнемся им и друг другу. А теперь попрошу всех сесть, и начнем наш урок.
Вступительное слово.
Учитель: Огромный мир музыкального содержания зашифрован, прежде всего, в жанрах. Музыкальные жанры сложились в ходе развития музыкального искусства. Каждому из них присущи свои особенности.
Актуализация знаний.
Какая музыка встретила вас? Какой звучал жанр?
С какими музыкальными жанрами мы познакомились на прошлом уроке?
Ученики: (Ожидаемый результат: мы познакомились с жанрами – марш, песня)
Учитель: Что такое марш?
Ученики: (Ожидаемый результат: марш – (франц. marche), музыкальная композиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения движения людей).
Учитель: А что такое песня?
Ученики: (Ожидаемый результат: песня - это непрерывное соединение слова, звука, ритма, интонации.)
Определение темы урока.
Учитель: А теперь ребята отгадайте загадки.
С тобой мы движемся по кругу,
И держишь ты меня за руку.
Но не устали мы нисколько,
Веселую танцуя… (Польку.)
На балах в огромном зале
Этот танец исполняли.
А теперь почти исчез
Парадный, гордый… (Полонез.)
Этот танец так прекрасен,
Времени он неподвластен.
Пары движутся, кружась,
А зовется танец… (Вальс.)
Молодцы, ребята. А теперь ответьте, пожалуйста, это разные или одинаковые по характеру танцы?
Ученики: (Ожидаемый результат: все эти танцы отличаются друг от друга, они не похожи, они все разные)
Учитель: Вы уже догадались, с каким жанром мы будем знакомиться сегодня на уроке?
Ученики: (Ожидаемый результат: танец.)
Учитель: Правильно. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?
Ученики: (Ожидаемый результат: о разных танцах)
Музыкальная литература богата разнообразными танцевальными произведениями. И тема нашего урока: “Такие разные танцы”. (Слайд 1)
Напишем в тетрадях тему урока.
А теперь познакомимся с целями и задачами урока. (Слайд 2)
Формирование новых знаний.
Широкое применение танец нашел в театральной музыке и прежде всего в балете.
И в преддверии новогодних праздников, я предлагаю вам перенестись в рождественскую сказку – балет “Щелкунчик” П. И. Чайковского, полной чудес, волшебства, приключений и неожиданностей. (Слайд 3)
Учитель: А как вы думаете, что такое балет?
Ученики: (Предположительные ответы. Балет – спектакль, где все артисты танцуют) (Слайд 4)
Учитель: Правильно, музыка балета состоит из пьес танцевального склада.
И мы сегодня познакомимся с вереницей разнообразных танцев, которые представлены в балете “Щелкунчик”.
Основой для балета “Щелкунчик” послужила сказка немецкого писателя Эрнеста Гофмана, (Слайд 5) который был щедро одарён музыкальным талантом и сочинил много музыки. А в балет, сказка превратилась 23 марта 1892, когда П. И. Чайковский завершил работу над его партитурой. Сказка Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей в новогоднюю ночь. На сюжет этой сказки было написано либретто к балету.
Сочинил его балетмейстер Мариус Петипа.
Учитель: Вспомните, что такое либретто?
Ученики: (Ожидаемый результат: либретто – это сценарий или сюжет балета) (Слайд 6)
Учитель: Правильно. Без либретто не может существовать и состоять балет. В балете П. И. Чайковского 2 действия. События происходят зимой в канун Нового года. Итак, 1 действие… (слайд 7)
Учитель: “Снежные хлопья летят за окнами. В комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной елки. Танцы прерываются приходом старого мастера игрушек. Он дарит им заводные куклы. Также он подарил щипцы для колки орехов. Они сделаны в виде маленького человечка – Щелкунчика. Щелкунчик понравился Маше и ей приснился сон: шла борьба Щелкунчика с мышами. Победив врага он вместе с Машей отправился в город Конфитюрнбург – страну сладостей и игрушек. И это 2 действие балета. Они попадают в царство феи Драже. Трубные сигналы возвещают начало празднества. По знаку феи Драже, появляется стол с роскошными яствами. Нарядные сласти и приветливые куклы открывают бал. Начинается пестрая галерея характерных танцев. Придворные исполняют для Маши “вкусные” танцы: (Слайды 8-13)
испанский – “Шоколад”, арабский – “Кофе”, китайский – “Чай”, русский – Трепак”, вальс цветов, танец феи Драже.
Остановимся подробнее на трех разнохарактерных танцах.
Работа в группах. Выполнение творческих задач.
Учитель: Для начала я предлагаю разделиться вам на группы.
Учитель: Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.
После просмотра фрагментов из балета, нужно обсудить и записать на листах 2–3 характеристики музыки танца, которыми можно охарактеризовать данный прозвучавший танец, а также чувства, которые возникли у вас.
Правильный ответ будет отражаться украшением на елке, так как елка является главным атрибутом новогоднего праздника.
(Слайд 14)
Итак, давайте посмотрим фрагмента первого танца.
Демонстрация фрагмента из балета - китайский танец “Чай”
Учитель: Какая музыка по характеру этого танца? Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали музыку этого танца?
Учащиеся делятся своими ответами.
(Слайд 15)
Учитель: Это китайский танец – “Чай”, живой, веселый и даже комичный. Его исполнители, как заводные куклы, все время подпрыгивают, кружатся, переворачиваются. Их движения четкие, острые. Очень высоко, резко, со свистом звучит мелодия у флейты. Стремительные взлеты, пронзительные трели, неожиданные скачки делают ее рисунок причудливым. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.
Давайте запишем краткую информацию в тетрадь об этом танце.
(Слайд 16)
И мы наряжаем нашу елку 1 украшением за правильный ответ.
(Слайд 17 )
Учитель: Предлагаю посмотреть второй танец.
Демонстрация фрагмента из балета –русский танец “Трепак”.
Учитель: Какой был танец по характеру?
Ученики: (Ожидаемый результат: задорный, жизнерадостный, ритмический, чёткий, танцевальный, с лихим притопыванием)
Учитель: Что хотел показать в этом танце композитор?
Ученики: (Ожидаемый результат: ловкость, силу, удаль танцоров)
(Слайд 18)
Учитель: Это русский танец – трепак.
Учитель: А кто мне может рассказать о трепаке, что это за танец?
Ученики: (Ожидаемый результат: сведения о трепаке)
(Слайд 19)
Учитель: Трепак – это старинный русский танец в быстром темпе. Поскольку П. И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет “Щелкунчик” вобрал в себя движения народного танца. Запишем определение.
Наряжаем нашу елку 2 украшением.
(Слайд 20)
Учитель: Предлагаю посмотреть третий танец.
Звучит “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”.
Учитель: Какую характеристику музыке этого танца вы можете дать?
Учащиеся делятся своими ответами
Учитель: разновидность какого танца мы прослушали?
Ученики: (Ожидаемый результат: вальс)
Учитель: Да, этот танец в балете называется “Вальс – цветов”
Учитель: А кто мне может рассказать о вальсе, что это за танец?
Ученики: (Ожидаемый результат.Сведения о вальсе)
(Слайд21)
Учитель: Вальс – (франц. valse), танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. Запишем определение в тетрадь.
Наряжаем нашу елку 3 украшением (Слайд 22) и встаем на свои места.
Учитель: Прежде, чем мы продолжим наш урок, я предлагаю сделать разминку. (Выполнение музыкальной разминки).
Учитель: Балет завершается в светлых, мягких тонах, как поэтическое сказание о безмятежном детстве, пробуждении чувств любви, света, радости.
(Слайд 23)
Учитель: Маша просыпается. Щелкунчик все еще у нее в руках. Она сидит в знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…
Учитель: До П. И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. При этом танцы могли переставляться как угодно и не очень-то отражали единую линию развития сюжета. В “Щелкунчике” композитор блестяще и поистине виртуозно объединил сочетание танцев в балете. Иначе говоря, им были созданы выразительные сцены, где музыка правдиво отражает все детали сценического действия. Это было великое достижение в истории балета.
Учитель: Вот мы с вами прослушали три контрастных танца и дали им характеристику. Попробуйте сами дать определение танцу, что такое танец?
Ученики: (Ожидаемый результат)
(Слайд 24)
Учитель: Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений. Запишите определение в тетрадь.
Итог урока. Закрепление знаний.
Учитель: Давайте подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? С какими танцами познакомились, музыкальными понятиями?
Ученики: (Ожидаемый результат)
Учитель: Сегодня на уроке, благодаря сюжету балета “Щелкунчик” мы попали в рождественскую сказку и познакомились с разнообразными танцами. И сейчас, я предлагаю вам просмотреть еще один танец из балета “Щелкунчик” - танец феи Драже .
(Слайд 25)
Учитель: А еще в Новый год принято петь новогодние песни. И мы сейчас все вместе, хором споем новогоднюю песню “В сказку новогоднюю”, ритмично двигаясь в такт музыке.
Исполнение песни учащимися “В сказку новогоднюю”.
Учитель: Вы сегодня активно поработали и отметки получают следующие ученики….
(Слайд 26)
Домашнее задание: стр. 55–60, ответить на вопросы в конце параграфа, нарисовать иллюстрации к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Рефлексия.
Учитель: Ребята, поднимите карточку красных оттенков, если урок вам понравился, оранжевую - если понравилось больше петь, зеленую – если больше нравится слушать, а если урок не понравился совсем, у вас испортилось настроение, тогда синюю. Своим настроением поделитесь с нашими гостями (работа с карточками настроения).
Урок наш окончен. До свидания.
Список используемой литературы.
1.Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 7 кл.; М.: Дрофа, 2004.
2.Науменко Т.И. Музыка. 7 кл.: Дневник музыкальных наблюдений: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
3.Власенко О.П. Музыка. 7 кл: поурочные планы по учебнику Науменко Т.И., Алеева В.В.-Волгоград: Учитель, 2012.
4.Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий.1-8 классы: Методическое пособие с электронным приложением. 2-е издание, стереотип.- М.: Планета, 2010.
5.Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания.-Ярославль: Академия развития, 2007.
6.Абудеева Н.Б, Карпушина Л.П. Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников: разработки уроков.-Волгоград: Учитель, 2010.
7.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.5.Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие, - М.: Центр педагогического образования, 2007.