0+



 

Опубликовано: 01.12.2020 г.

Автор: Ербаева Алевтина Георгиевна,
Учитель музыки,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Харазаргайская средняя общеобразовательная школа

Изучение темы “Такие разные танцы” основывается на музыкальных фрагментах балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.

Балет – это музыкально – театральное произведение, в котором объединяются музыка, танец и сценическое действие. Чувства героев раскрываются посредством танцевальных движений под музыку.

Во втором действии балета раскрывается красочная вереница разнообразных танцев. Каждый танец имеет свое название: “Шоколад” (испанский танец), “Кофе” (арабский танец), “Чай” (китайский танец), “Танец пастушков”, “Вальс цветов”, “Танец феи Драже”.

Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет возможность просмотра фрагментов балета П.И. Чайковского, прочувствовать красоту, возвышенность музыки этого произведения.

Цель урока: раскрыть понятие “танца” как жанра музыки с особой ролью балета.

Задачи урока:

  1. Образовательная:

Познакомить с разнообразными танцами, представленными в балете П. И. Чайковского “Щелкунчик”. Направить деятельность учащихся на осознанное определение отличительных черт разновидностей жанра танец. Раскрыть понятия: танец, балет, либретто, трепак, вальс.

  1. Развивающая:

Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение. Выразительное исполнение песни. Способствовать формированию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, развитию умения проникать в художественный образ музыкального произведения. Содействовать развитию способности сравнительного рассмотрения предлагаемого материала.

III. Воспитывающая:

Воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях, к классической музыке, к творческому наследию великих композиторов.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение П. И. Чайковского «Щелкунчик», наблюдать в данном произведении примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, разучить песню «В сказку новогоднюю».

Метапредметные:

  • познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются различными источниками информации (справочная литература, интернет),рассуждают, анализируют, делают выводы;
  • коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
  • регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты своей деятельности.

Технологии: информационно-комуникативные, здоровье-сберегающие, развивающие.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, сравнение, сопоставление, исполнение.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: открытый.

Музыкальный репертуар:  слушание и просмотр фрагментов из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского – марш,  китайский танец  “Чай”, русский танец  “Трепак”, вальс цветов. »,  « Танец феи Драже».

Вокальное исполнение: песня “В сказку новогоднюю”.

Наглядно-иллюстративный материал: портрет П.И.Чайковского, иллюстрации с изображением танцев, иллюстрации к балету “Щелкунчик” П. И. Чайковского.

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедиа проектор, мультимедиа презентация по теме: “Такие разные танцы”. CD и DVD диски для прослушивания и просмотра музыкального материала, разноцветные карточки для рефлексии, учебник, тетрадь.

План урока:

  1. Организация учащихся в классе.
  2. Вступительное слово.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение новой темы.
  5. Прослушивание и просмотр, анализ танцев из произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик».
  6. Подведение итога урока.
  7. Вокально - хоровая работа, исполнение песни «В сказку новогоднюю».
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

Со звонком на урок начинается звучать “Марш” из балета “Щелкунчик”,

учащиеся проходят и рассаживаются на свои места.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Ученики:  Здравствуйте.

Я рада сегодня видеть вас и надеюсь на совместную и плодотворную работу. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их, улыбнемся им и друг другу. А теперь попрошу всех сесть, и начнем наш урок.

Вступительное слово.

УчительОгромный мир музыкального содержания зашифрован, прежде всего, в жанрах. Музыкальные жанры сложились в ходе развития музыкального искусства. Каждому из них присущи свои особенности.

Актуализация знаний.

Какая музыка встретила вас? Какой звучал жанр?

С какими музыкальными жанрами мы познакомились на прошлом уроке?

Ученики: (Ожидаемый результат: мы познакомились с жанрами – марш, песня)

Учитель: Что такое марш?

Ученики: (Ожидаемый результат: марш – (франц. marche), музыкальная композиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения движения людей).

Учитель: А что такое песня?

Ученики: (Ожидаемый результат: песня - это непрерывное соединение слова, звука, ритма, интонации.)

Определение темы урока.

Учитель:  А теперь ребята отгадайте загадки.

С тобой мы движемся по кругу,
И держишь ты меня за руку.
Но не устали мы нисколько,
Веселую танцуя… (Польку.)

На балах в огромном зале
Этот танец исполняли.
А теперь почти исчез
Парадный, гордый… (Полонез.)

Этот танец так прекрасен,
Времени он неподвластен.
Пары движутся, кружась,
А зовется танец… (Вальс.)

Молодцы, ребята. А теперь ответьте, пожалуйста, это разные или одинаковые по характеру танцы?

Ученики: (Ожидаемый результат: все эти танцы отличаются друг от друга, они не похожи, они все разные)

Учитель: Вы уже догадались, с каким жанром мы будем знакомиться сегодня на уроке?

Ученики: (Ожидаемый результат: танец.)

Учитель: Правильно. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?

Ученики: (Ожидаемый результат: о разных танцах)

Музыкальная литература богата разнообразными танцевальными произведениями. И тема нашего урока: “Такие разные танцы”. (Слайд 1)

Напишем в тетрадях тему урока.

А теперь познакомимся с целями и задачами урока.  (Слайд 2)

Формирование новых знаний.

Широкое применение танец нашел в театральной музыке и прежде всего в балете.

И в преддверии новогодних праздников, я предлагаю вам перенестись в рождественскую сказку – балет “Щелкунчик” П. И. Чайковского, полной чудес, волшебства, приключений и неожиданностей. (Слайд 3)

Учитель: А как вы думаете, что такое балет?

Ученики: (Предположительные ответы. Балет – спектакль, где все артисты танцуют)  (Слайд 4)

Учитель: Правильно, музыка балета состоит из пьес танцевального склада.

И мы сегодня познакомимся с вереницей разнообразных танцев, которые представлены в балете “Щелкунчик”.

Основой для балета “Щелкунчик” послужила сказка немецкого писателя Эрнеста Гофмана, (Слайд 5) который был щедро одарён музыкальным талантом и сочинил много музыки. А в балет, сказка превратилась 23 марта 1892, когда П. И. Чайковский завершил работу над его партитурой. Сказка Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей в новогоднюю ночь. На сюжет этой сказки было написано либретто к балету.

Сочинил его балетмейстер Мариус Петипа.

Учитель: Вспомните, что такое либретто?

Ученики: (Ожидаемый результат: либретто – это сценарий или сюжет балета) (Слайд 6)

Учитель: Правильно. Без либретто не может существовать и состоять балет. В балете П. И. Чайковского 2 действия. События происходят зимой в канун Нового года. Итак, 1 действие… (слайд 7)

Учитель: “Снежные хлопья летят за окнами. В комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной елки. Танцы прерываются приходом старого мастера игрушек. Он дарит им заводные куклы. Также он подарил щипцы для колки орехов. Они сделаны в виде маленького человечка – Щелкунчика. Щелкунчик понравился Маше и ей приснился сон: шла борьба Щелкунчика с мышами. Победив врага он вместе с Машей отправился в город Конфитюрнбург – страну сладостей и игрушек. И это 2 действие балета. Они попадают в царство феи Драже. Трубные сигналы возвещают начало празднества. По знаку феи Драже, появляется стол с роскошными яствами. Нарядные сласти и приветливые куклы открывают бал. Начинается пестрая галерея характерных танцев. Придворные исполняют для Маши “вкусные” танцы: (Слайды 8-13)

испанский – “Шоколад”, арабский – “Кофе”, китайский – “Чай”, русский – Трепак”, вальс цветов, танец феи Драже.

Остановимся подробнее на трех разнохарактерных танцах.

Работа в группах. Выполнение творческих задач.

Учитель: Для начала я предлагаю разделиться вам на группы.

Учитель: Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

После  просмотра фрагментов из балета, нужно обсудить и записать на листах  2–3 характеристики музыки танца, которыми можно охарактеризовать данный прозвучавший танец, а также чувства, которые возникли у вас.

Правильный ответ  будет отражаться  украшением на  елке, так как елка является главным атрибутом новогоднего праздника. 

(Слайд 14)

Итак,  давайте посмотрим фрагмента первого танца.

Демонстрация фрагмента из балета - китайский танец “Чай”

Учитель: Какая музыка по характеру этого танца? Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали музыку этого танца?

Учащиеся делятся своими ответами.

(Слайд 15)

Учитель: Это китайский танец – “Чай”, живой, веселый и даже комичный. Его исполнители, как заводные куклы, все время подпрыгивают, кружатся, переворачиваются. Их движения четкие, острые. Очень высоко, резко, со свистом звучит мелодия у флейты. Стремительные взлеты, пронзительные трели, неожиданные скачки делают ее рисунок причудливым. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.

Давайте запишем краткую информацию в тетрадь об этом танце.

(Слайд 16)

И мы наряжаем нашу елку 1 украшением за правильный ответ.

(Слайд 17 )

Учитель: Предлагаю посмотреть второй танец.

Демонстрация фрагмента из балета –русский танец  “Трепак”.

УчительКакой был танец по характеру?

Ученики: (Ожидаемый результат: задорный, жизнерадостный, ритмический, чёткий, танцевальный, с лихим притопыванием)

Учитель: Что хотел показать в этом танце композитор?

Ученики: (Ожидаемый результат: ловкость, силу, удаль танцоров)

(Слайд 18)

Учитель: Это русский танец – трепак.

УчительА кто мне может рассказать о трепаке, что это за танец?

Ученики: (Ожидаемый результат: сведения о трепаке)

(Слайд 19)

УчительТрепак – это старинный русский танец в быстром темпе. Поскольку П. И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет “Щелкунчик” вобрал в себя движения народного танца. Запишем определение.

Наряжаем нашу елку 2 украшением.

(Слайд 20)

Учитель: Предлагаю посмотреть третий танец.

Звучит “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”.

Учитель: Какую характеристику музыке этого танца вы можете дать?

Учащиеся делятся своими ответами

Учитель: разновидность какого танца мы прослушали?

Ученики: (Ожидаемый результат: вальс)

Учитель: Да, этот танец в балете называется “Вальс – цветов”

УчительА кто мне может рассказать о вальсе, что это за танец?

Ученики: (Ожидаемый результат.Сведения о вальсе)

(Слайд21)

Учитель: Вальс – (франц. valse), танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. Запишем определение в тетрадь.

Наряжаем нашу елку 3 украшением (Слайд 22) и встаем на свои места.

Учитель: Прежде, чем мы продолжим наш урок,  я предлагаю сделать разминку. (Выполнение музыкальной разминки).

Учитель: Балет завершается в светлых, мягких тонах, как поэтическое сказание о безмятежном детстве, пробуждении чувств любви, света, радости.

(Слайд 23)

Учитель: Маша просыпается. Щелкунчик все еще у нее в руках. Она сидит в знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…

Учитель: До П. И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. При этом танцы могли переставляться как угодно и не очень-то отражали единую линию развития сюжета. В “Щелкунчике” композитор блестяще и поистине виртуозно объединил сочетание танцев в балете. Иначе говоря, им были созданы выразительные сцены, где музыка правдиво отражает все детали сценического действия. Это было великое достижение в истории балета.

Учитель: Вот мы с вами прослушали три контрастных танца и дали им характеристику. Попробуйте сами дать определение танцу, что такое танец?

Ученики: (Ожидаемый результат)

(Слайд 24)

Учитель: Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений. Запишите определение в тетрадь.

Итог урока. Закрепление знаний.

Учитель: Давайте подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? С какими танцами познакомились, музыкальными понятиями?

Ученики: (Ожидаемый результат)

УчительСегодня на уроке, благодаря сюжету балета “Щелкунчик” мы попали в рождественскую сказку и познакомились с разнообразными танцами. И сейчас, я предлагаю вам просмотреть еще один танец из балета “Щелкунчик” - танец феи Драже .

(Слайд 25)

Учитель: А еще в Новый год принято петь новогодние песни. И мы сейчас все вместе, хором споем новогоднюю песню “В сказку новогоднюю”, ритмично двигаясь в такт музыке.

Исполнение песни учащимися  “В сказку новогоднюю”.

Учитель: Вы сегодня активно поработали и отметки получают следующие ученики….

 

(Слайд 26)

Домашнее задание: стр. 55–60, ответить на вопросы в конце параграфа, нарисовать иллюстрации к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Рефлексия.

Учитель: Ребята, поднимите карточку  красных оттенков, если урок вам понравился, оранжевую - если понравилось больше петь, зеленую – если больше нравится слушать, а если урок не понравился совсем, у вас испортилось настроение, тогда синюю. Своим настроением поделитесь с нашими гостями  (работа с карточками настроения).

Урок наш окончен.  До свидания.

 

Список используемой литературы.

1.Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 7 кл.; М.: Дрофа, 2004.

2.Науменко Т.И. Музыка. 7 кл.: Дневник музыкальных наблюдений: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

3.Власенко О.П.  Музыка. 7 кл: поурочные планы по учебнику Науменко Т.И., Алеева В.В.-Волгоград: Учитель, 2012.

4.Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий.1-8 классы: Методическое пособие с электронным приложением. 2-е издание, стереотип.- М.: Планета, 2010.

5.Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания.-Ярославль: Академия развития, 2007.

6.Абудеева Н.Б, Карпушина Л.П. Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников: разработки уроков.-Волгоград: Учитель, 2010.

7.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.5.Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие, - М.: Центр педагогического образования, 2007.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация