0+



 

Опубликовано: 11.12.2020 г.

Авторы: Кривко Светлана Васильевна,
Иваницкая Галина Михайловна,
воспитатели,
МБДОУ д/с комбинированного вида №65
г. Белгорода

Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей среды. При построении развивающей среды в ДОУ №65 мы опирались на личностно-ориентированную модель воспитания, которая обнаруживает себя в следующих принципах:

- активность, самостоятельность, творчество;

- стабильность – динамичность;

- комплексность и гибкое зонирование;

- эмоциональность среды, индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;

 - сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

 - учет возрастных различий детей.

 Для экологического образования дошкольников нами созданы экологический уголок, уголок растительной природы и лаборатория с экспериментальной зоной в группе, живой уголок в саду.

В группе организован уголок экологической направленности, уголок растительной природы, а также мини-лаборатория для исследовательской деятельности детей, в том числе самостоятельной.

1

Для организации живого уголка мы использовали освободившееся помещение в ДОУ.

Аквариум с живыми рыбками содержаться в отдельной, специально оборудованной комнате. Это значительно облегчает уход за ними, а с другой стороны, позволяет создать для рыбок условия, в которых они нуждаются, так каким нужны свет и определенная температура. На протяжении многих лет мы содержим в нашем живом уголке типично комнатных рыбок, которые живут у нас уже давно и успешно размножаются.

2

Для комнатных растений выделено небольшое пространство в группе. При подборе и размещении растений мы учитывали их естественные места произрастания, разные условия жизненного обеспечения, различные жизненные формы (древовидные, кустарниковые, травянистые, лилейные), их экологические характеристики, значение и пользу,  благоприятные для очищения воздуха в закрытых помещениях.         

3

На каждое растение составлен экологический паспорт, что значительно облегчает работу воспитателей ДОУ. Помимо растений здесь же имеется уголок для инвентаря по уходу за растениями и рабочего оборудования.

Для развития познавательной активности детей, формирование навыков исследовательской деятельности, развития их интеллекта и представлений об окружающей природе нами создана лаборатория. В ней наши воспитанники превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения над разными природными материалами. Каждый ребенок имеет возможность проводить опыт самостоятельно, испытать при этом радость открытия и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.

4

 Лаборатория размещена в учебной зоне группы, в которой имеется необходимое оборудование: небольшой стол, стулья, стеллаж с полками; бросовые упаковочные материалы разного размера и разной формы для проведения опытов: стаканчики из под йогуртов, сметаны и других продуктов, коробки из-под конфет, тортов и т.п.; пластмассовые ложки, палочки, ножи, трубочки для коктейля (новое), бумага для фильтрования, салфетки и пр.

Для участия детей в экологическом воспитании, наблюдением за произрастанием полезных витаминных растений (лук, чеснок, петрушка и др.), наблюдением и проведении опытов – оборудован мини-огород на окошке. В живом уголке размещен стеллаж с наглядным пособием (изображения морских обитателей, ракушек, рыб, водорослей, морское дно).

5

 Тихое журчание воды в аквариуме способствует возникновению у детей положительных эмоций, оказывает релаксационное воздействие.

6

 Есть библиотека, в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, экологические журналы, дидактические экологические игры, магнитофон.

Большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями играют уголки растительной природы в группах. При их организации мы учитывали следующие моменты:

- содержание в уголке типично домашнее животное (в данном случае рыбки в аквариуме);

- размещение рыбок в безопасном доступе для изучения их детьми;

- создание благоприятных условий для их существования в ДОУ;

- подбор комнатных растений с учетом их биологических и возрастных характеристик, пользы  и возрастной группы детей;

- оформление экологических паспортов растений и животных;

- выделение в уголке природы места (полочки и шкаф) для хранения корма и оборудования по уходу за растениями и рыбками, книг, иллюстраций, содержащих информацию об этих растений и животных, а также календарей погоды, природы, светового дня, дневников наблюдений.

7

Содержание рыбок и выращивание растений в ДОУ и группе позволяет воспитателю организовывать длительные  наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Кроме того, постоянное общение с миром живой природы, приучает ребенка заботится о нем, чувствовать ответственность за свои действия.

В нашей группе оборудован уголок экспериментирования. В этом уголке имеется природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов. Создание такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по интересующей его теме, поскольку время занятий ограничено, а многие дошкольники желают продолжать исследования.

8

Таким образом, экологический уголок, уголок растительной природы и живой, дает возможность проводить экологические занятия, осуществлять релаксацию, знакомить ребят с литературой, коллекциями природного материала, предоставляет им условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.

Литература:

«Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду / Авт.-сост. В.И. Логинова и др. СПб., 2001

Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. СПб., 1998.

«Мы». Программа экологического образования детей / Под ред. Н.Н. Кондратьевой. 2-е изд., перераб. И доп. СПб., 2000.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2—1.

Рянжин С.И. Экологический букварь. СПб., 1996.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация