Опубликовано: 11.12.2020 г.
Авторы: Кривко Светлана Васильевна,
Иваницкая Галина Михайловна,
воспитатели,
МБДОУ д/с комбинированного вида №65
г. Белгорода
Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей среды. При построении развивающей среды в ДОУ №65 мы опирались на личностно-ориентированную модель воспитания, которая обнаруживает себя в следующих принципах:
- активность, самостоятельность, творчество;
- стабильность – динамичность;
- комплексность и гибкое зонирование;
- эмоциональность среды, индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;
- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- учет возрастных различий детей.
Для экологического образования дошкольников нами созданы экологический уголок, уголок растительной природы и лаборатория с экспериментальной зоной в группе, живой уголок в саду.
В группе организован уголок экологической направленности, уголок растительной природы, а также мини-лаборатория для исследовательской деятельности детей, в том числе самостоятельной.
Для организации живого уголка мы использовали освободившееся помещение в ДОУ.
Аквариум с живыми рыбками содержаться в отдельной, специально оборудованной комнате. Это значительно облегчает уход за ними, а с другой стороны, позволяет создать для рыбок условия, в которых они нуждаются, так каким нужны свет и определенная температура. На протяжении многих лет мы содержим в нашем живом уголке типично комнатных рыбок, которые живут у нас уже давно и успешно размножаются.
Для комнатных растений выделено небольшое пространство в группе. При подборе и размещении растений мы учитывали их естественные места произрастания, разные условия жизненного обеспечения, различные жизненные формы (древовидные, кустарниковые, травянистые, лилейные), их экологические характеристики, значение и пользу, благоприятные для очищения воздуха в закрытых помещениях.
На каждое растение составлен экологический паспорт, что значительно облегчает работу воспитателей ДОУ. Помимо растений здесь же имеется уголок для инвентаря по уходу за растениями и рабочего оборудования.
Для развития познавательной активности детей, формирование навыков исследовательской деятельности, развития их интеллекта и представлений об окружающей природе нами создана лаборатория. В ней наши воспитанники превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения над разными природными материалами. Каждый ребенок имеет возможность проводить опыт самостоятельно, испытать при этом радость открытия и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.
Лаборатория размещена в учебной зоне группы, в которой имеется необходимое оборудование: небольшой стол, стулья, стеллаж с полками; бросовые упаковочные материалы разного размера и разной формы для проведения опытов: стаканчики из под йогуртов, сметаны и других продуктов, коробки из-под конфет, тортов и т.п.; пластмассовые ложки, палочки, ножи, трубочки для коктейля (новое), бумага для фильтрования, салфетки и пр.
Для участия детей в экологическом воспитании, наблюдением за произрастанием полезных витаминных растений (лук, чеснок, петрушка и др.), наблюдением и проведении опытов – оборудован мини-огород на окошке. В живом уголке размещен стеллаж с наглядным пособием (изображения морских обитателей, ракушек, рыб, водорослей, морское дно).
Тихое журчание воды в аквариуме способствует возникновению у детей положительных эмоций, оказывает релаксационное воздействие.
Есть библиотека, в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, экологические журналы, дидактические экологические игры, магнитофон.
Большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями играют уголки растительной природы в группах. При их организации мы учитывали следующие моменты:
- содержание в уголке типично домашнее животное (в данном случае рыбки в аквариуме);
- размещение рыбок в безопасном доступе для изучения их детьми;
- создание благоприятных условий для их существования в ДОУ;
- подбор комнатных растений с учетом их биологических и возрастных характеристик, пользы и возрастной группы детей;
- оформление экологических паспортов растений и животных;
- выделение в уголке природы места (полочки и шкаф) для хранения корма и оборудования по уходу за растениями и рыбками, книг, иллюстраций, содержащих информацию об этих растений и животных, а также календарей погоды, природы, светового дня, дневников наблюдений.
Содержание рыбок и выращивание растений в ДОУ и группе позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Кроме того, постоянное общение с миром живой природы, приучает ребенка заботится о нем, чувствовать ответственность за свои действия.
В нашей группе оборудован уголок экспериментирования. В этом уголке имеется природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов. Создание такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по интересующей его теме, поскольку время занятий ограничено, а многие дошкольники желают продолжать исследования.
Таким образом, экологический уголок, уголок растительной природы и живой, дает возможность проводить экологические занятия, осуществлять релаксацию, знакомить ребят с литературой, коллекциями природного материала, предоставляет им условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.
Литература:
«Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду / Авт.-сост. В.И. Логинова и др. СПб., 2001
Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. СПб., 1998.
«Мы». Программа экологического образования детей / Под ред. Н.Н. Кондратьевой. 2-е изд., перераб. И доп. СПб., 2000.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2—1.
Рянжин С.И. Экологический букварь. СПб., 1996.