0+



 

Опубликовано: 15.12.2020 г.

Автор: Зайцева Татьяна Олеговна,
Педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО «Дом творчества»,
Ленинск-Кузнецкий р-он,
п.Новопокасьма

Вступительное слово педагога

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами встретились на экологической викторине «Сказочная экология». А что такое экология?

Экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.

Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках.

В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.

Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного (например, белорусская сказка «Зайчики»). Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее (например, русская народная сказка «Леший»).

Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.

В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно!

Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках.

Для начала познакомимся с экологическим исследованием сказки «Царевна-лягушка».

Выступление Александровой Янины «Экология в сказке «Царевна-лягушка» (Приложение).

Педагог:

- Теперь время экологической викторины «Сказочная экология».

Ребята делятся на 2 команды и выбирают капитанов.

Педагог:

- Внимание! Сказки разных народов могут быть похожи по содержанию и отличаться лишь названием. Например, сказка «Мужик и медведь» и сказка «Вершки и корешки».

1 тур «Растения в сказках»

Педагог:

- Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее).

Назовите сказки, в которых встречаются растения.

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)

  1. «Жар- птица» – яблоня
  2. «Репка» – репа
  3. «Мужик и медведь» – репа, рожь
  4. «Снежная королева» – розы
  5. «Золушка» – тыква
  6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
  7. «Царевна на горошине» - горох
  8. «Царевна-лягушка» - дуб
  9. «Гуси-лебеди» - яблоня
  10. «Дикие лебеди» - крапива
  11. «Аленький цветочек» - цветок
  12. «Беляночка и Розочка» - розы

2 тур « Волшебные превращения»

Педагог:

- Сказки о животных – это один из разделов сказочных повествований, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.

Назовите сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей.

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)

  1. «Царевна-лягушка» - лягушка
  2. «Финист - ясный сокол» - сокол
  3. «Дикие лебеди» - лебедь
  4. «Золушка» - крыса, ящерицы
  5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок
  6. «Калиф аист» - аист, сова
  7. «Беляночка и Розочка» - медведь
  8. «Король- лягушонок» - лягушка
  9. «Кот в сапогах» - лев, мышь
  10. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель
  11. «Карлик Нос» - гусыня
  12. «Храбрая сердцем» - медведь
  13. «Кукушка» - кукушка
  14. «Иван-царевич и Серый волк» - волк

Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»

Педагог:

- А сейчас, у нас сказочная физкультминутка.

Команды получают текст стихотворения и самостоятельно в течение 5 минут придумывают к нему движения. Затем, поочередно, проводят свою физкультминутку с болельщиками.

Пример

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Широко открывают глаза.)

Словно угольки горят. (Смотрят налево, а потом на право.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

3 тур «Мифические существа»

Педагог:

- Во многих народных сказках есть сказочные существа, которых человек выдумал для охраны окружающего мира. Например, Водяной защищал пресные водоемы, а Нептун – моря и океаны.

Назовите сказки, в которых есть мифические существа.

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)

  1. «Ох и золотая табакерка» - Ох
  2. «Покатигорошек» - Смок
  3. «Баба-Яга и жихарь» – Баба Яга
  4. «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» - Чудо-Юдо
  5. «Леший» - Леший
  6. «Царевна-лягушка» - Кощей бессмертный, баба Яга
  7. «Беляночка и Розочка» - Гном
  8. «Летучий корабль» - Водяной, баба Яга
  9. «Волшебная лампа» - Джин
  10. «Как Джиртдан увел детей от страшного дива» - Див
  11. «Дракон и царевич» - Дракон

4 тур «Неживая природа в сказках»

Педагог:

- Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.

Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.

Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)

  1. «Два мороза» - мороз
  2. «Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер
  3. «Гуси-лебеди» - речка
  4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце
  5. «Как Луна появилась на небе» - луна
  6. «Снег и заяц» - снег

Физкультминутка «Гномик»

Педагог:

- А сейчас, у нас сказочная физкультминутка.

Команды получают текст стихотворения и самостоятельно в течение 5 минут придумывают к нему движения. Затем, поочередно, проводят свою физкультминутку с болельщиками

Пример

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)

Колпачок свой потерял. (Наклоны влево-вправо — «ищем пропажу».)

Колпачок был непростым (Разводят руки в стороны)

Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)

Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)

Где искать ему пропажу? (Руки вверх)

5 тур «Экология и сказки»

Педагог:

- Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.

Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.

Пример:

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь.

Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!

На столе разложены вопросы, текстом вниз, капитаны, поочередно, берут по одному. Команда в течение 2-5 минут советуется и дает ответ. (Угадали только сказку – 1 очко; угадали сказку и назвали экологические моменты – 2 очка)

  1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк хищник и не прочь съесть козленка.)

  1. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

(Сказка «Гадкий утенок», экологический момент – разнообразие домашних птиц.)

  1. Покупала самовар,

А спасал ее комар.

(Сказка «Муха-Цокотуха», экологические моменты – биологическое разнообразие беспозвоночных; паук делает сети, и охотиться на мух.)

  1. Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём.

(Сказка «Жар-птица», экологический момент – польза яблок для здоровья человека.)

  1. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Сказка «Репка», экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)

  1. Красна девица, грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)

  1. Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?

(Сказка «Колобок», экологический момент – биоразнообразие зверей леса.)

  1. Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

(Сказка «Дюймовочка», экологические моменты – водоем, как среда обитания лягушек, рыб и рака; разнообразие беспозвоночных животных; почва - среда обитания крота; мышь делает запасы на зиму; ласточка – перелетная птица.)

  1. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Сказка «Кот, петух и лиса», экологические моменты – лиса хищный зверь, кот и петух домашние животные, которые вполне могут ладить между собой.)

  1. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

(Сказка «Теремок», экологический момент – биоразнообразие животного мира.)

  1. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Сказка «Лиса и журавль», экологический момент – разный тип ротового аппарата и способ питания.)

  1. Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то.

(Сказка «Царевна-лягушка», экологический момент – защита животного мира.)

  1. Дед с бабкой слезами горючим плачут -

за что же такая нам вдруг неудача.

Лежало на полке яйцо золотое.

Да только вот мышь –

наказанье такое - разбила его.

(Сказка «Курочка Рябка», экологический момент – ценность яиц для питания человека.)

  1. Маша в лес пошла с лукошком.

Заблудилась там немножко.

На избушку набрела,

Кашу съела, спать легла.

(Сказка «Три медведя», экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)

  1. В какой сказке мужик с медведем совместно занимались сельским хозяйством?

(Сказка «Мужик и медведь», экологический момент – всеядность медведя)

  1. В какой сказке мальчик превратился в козленка?

(Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», экологический момент – важность воды для человека)

  1. В огороде, возле хаты,

Урожай растёт богатый.

Там сидят на грядках густо

Репа, свёкла и капуста.

И горят, как солнышки,

Жёлтые подсолнушки.

Кто же там пыхтит на грядке?

(Сказка «Пых», экологические моменты – разнообразие овощных культур; ежик в поисках беспозвоночных иногда посещает огороды)

  1. В этой сказочке герой

Не такой, как мы с тобой.

Невеличка ростом мал,

Не силён он, не удал.

Как-то ветром парня сдуло,

Через реку умыкнуло...

Вот беда – ушиблись ножки.

Как бежать им по дорожке?

Как добраться в срок до дому

Нездоровому, больному?

Пораскинь ты свой умишко,

Кто же это? ...

(Сказка «Как муравьишка домой спешил», экологические моменты – многообразие беспозвоночных животных; способы передвижения и внешний вид беспозвоночных)

  1. Наладили парус,

Посадили мышонка

В долбленое суденышко

И пустили по течению.

(Сказка «Мышонок Пик», экологические моменты – многообразие животного мира; образ жизни некоторых представителей животных)

  1. В какой сказке лесные птицы объединились против совы?

(Сказка «Лесные разведчики», экологические моменты - разнообразие лесных птиц; отношения между разными видами птиц; сова – ночная птица)

(Примечание: экологические моменты приводятся не все, а лишь как вариант ответа)

Заключительное слово педагога.

Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:

- не мусорить;

- не рвать дикорастущие цветы;

- не ломать деревья;

- не приносить домой диких животных;

- не загрязнять водоемы;

- правильно собирать грибы и ягоды;

- не жечь в лесу костры

и многое другое.

(Поздравление победителей викторины)

У Бориса Заходера есть замечательные стихи, которыми мы подведем итог нашему мероприятию.

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация