0+



 

Опубликовано: 23.12.2020 г.

Автор: Иванова Надежда Георгиевна,
Педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО «Дом творчества»,
Д.Новопокасьма

Пояснительная записка.

Музей - какое слово ёмкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет,
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.

 

Наша цель – изучение славных страниц в истории школы,п. Демьяновка, пропагандирование краеведческих знаний, ознакомление с экспозициями школьного музея. 

Задачи:

  • Узнать историю нашей страны через историю нашей школы и поселка.
  • Узнать судьбу учителей и выпускников, которыми вправе гордится школа.
  • Способствовать сохранению и передаче исторической памяти о прошлом наших жителей, воспитание гордости за исторические традиции поселка, школы.

Условия проведения экскурсии:

  • Обзорная экскурсия проводится для учащихся 5-8 классов.
  • Состав группы не должен превышать 10 человек, так как не позволяет площадь музейной комнаты.
  • Группа должна быть заранее ознакомлена с основными правилами поведения в музейной комнате.
  • Время проведения экскурсии 30 мин.

 

Аннотация

Музей не может существовать без краеведения, без изучения края, его особенностей, обитателей, как в прошлом, так и в настоящем. И именно краеведческая, поисково-исследовательская, научно-творческая и общественно-полезная работа при школьном музее при целенаправленной работе обладает мощным развивающим и коррекционным потенциалом для сельских школьников. И именно школьный музей способствует духовному обогащению ребенка, проявлению его лучших человеческих качеств. Этим и объясняется музейная педагогика.

Цель: создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Основные задачи  которые необходимо решить для достижения цели:

  • • способствовать активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
  • • способствовать развитию их творческих способностей;
  • • содействовать приобщению школьников к культуре предков, к традициям и обычаям жителей поселка, привитие чувства любви к родному краю;
  • • способствовать воспитанию у учащихся гражданственности и патриотизма;
  • • привлечь внимание школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
  • • содействовать формированию и желанию пополнения музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.

 Направления деятельности музейной комнаты:

  • • поисково-исследовательская деятельность;
  • • учет и хранение фондов;
  • • экспозиционная деятельность;
  • • просветительская деятельность.

Активисты музея постоянно пополняют его фонд новыми экспонатами, благодаря которым преподаватели и ребята уходят вглубь истории малой Родины.

Горжусь селом, горжусь всегда,
Пусть пролетают дни, года,
Пусть далеко отсюда буду– 

Демьяновку я в жизни не забуду!

Разработаны экскурсии «Обзорная экскурсия», «Сельская жизнь», «Школьная жизнь»,  «Великая Отечественная война: Никто не создан для войны». 

На базе музейной комнаты  проходят традиционные стендовые беседы, экскурсии.

Текст обзорной экскурсии

 - Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. 

-Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую 
Я  готовила  для вас!

 Музейная комната «Мой  край родной » была открыта 2020году.   Идея создания ее зародилась в этом же году директором

МБОУ «Демьяновская СОШ» Пьянзиной Мариной Анатольевной.  Начался сбор экспонатов.Так начали создаваться экспозиции: « Быт родного края», «Мой край родной»,  «Пионерское детство»,  «Никто не создан для войны».

   Появилась отдельная комната для создания музейной комнаты. Руководителем стала Иванова Надежда Георгиевна педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дом творчества» 9 мая  2020 года в год 75-ой годовщины Великой Отечественной войны   музейная комната  распахнула  двери.   Возглавляет музейную работу  Надежда Георгиевна  и ученический музейный актив.

- Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музейной комнате: утюг, самовар,
Старинная прялка резная.
Да можно ль любить свой край,
Не зная историю края?

Тут порой такое диво, 
Попадётся средь вещей,
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея,
Без истории своей!
Да музей создать не шутка – 
Нужно много сил и лет,
Чтоб гордиться мог музеем 
Юный краевед!

 Перед Вами экспозиция«Быт родного края».

- Посуда и мебель создают особый настрой на старину. Сразу представляешь, как вечером девушки при свете керосиновой лампы с тихими разговорами  пряли пряжу. Или приглашая гостей. Угощали их горячим чаем из пузатого самовара или холодным квасом из глиняного кувшина. Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, кувшины,  кубышки, миски, чашки, плошки и даже рукомойники.  Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.

Мы хорошо знаем, что такое флешка или сим-карта, но не все знают, что такое ухват или кринка. Нам с трудом сейчас представляется, как люди жили без стиральных машин и утюгов и использовали в своем труде какие предметы, как рубель и валик.

-Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве это рубель.

Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.

-Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов. У нас, к сожалению, всего один вид:  утюг накаливания.

-Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

- Полотенце — "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и не выбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.

- Рушник (полотенце) - узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.

-Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. 

 - Хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью. Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С   помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.

- Данную экспозицию мы продолжаем пополнять новыми экспонатами,

которыми делятся местные жители. Большое им спасибо за это!

Экспозиция «Пионерское детство».

До 1991 года в школе существовали детские объединения октябрят, пионеров и комсомольцев. Они жили особой жизнью, и может быть даже интересней нашей.

Многие из вас, наверное,  слышали от родителей, бабушек и дедушек, как нужно было в весенние каникулы собрать березовые почки и кедровые шишки. И при этом не подвести свой пионерский отряд.  За активную работу награждали пионерским значком.

Экспозиция «Никто не создан для войны»

75  лет мы встречаем весну Победы. 75  лет мы живем в мире и счастье. В мире, завоеванном теми, кто не вернулся с полей сражений и теми, кто остался живым после этой страшной войны. Вернувшись с фронта, бывшие солдаты и офицеры становились рабочими, врачами, учителями. В 1944 г. вернулся к мирной профессии учителя Марков Николай Петрович. Бывшему офицеру, участнику финской войны, Великой Отечественной войны, посвящена выставка  в музейной комнате.

Экспозиция « Мой край родной»

      У каждого человека есть Родина – это его родной край. Там, где мы выросли. Любовь к родному краю – чувство необъяснимое. Когда я слышу слово Родина, перед глазами открывается картина с густыми лесами, широкими полями и глубокими реками. Огромная и необъятная наша природа. Каждый край красив по-своему, но мой – самый лучший. Он прекрасен в любое время года.

-Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, свой поселок, делайте его лучше, красивее.

-Спасибо всем за внимание!

Слайд1Слайд2Слайд3Слайд4Слайд5Слайд6Слайд7Слайд8Слайд9Слайд10Слайд11

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация