Опубликовано: 24.12.2020 г.
Автор: Кардашин Валерий Юрьевич,
Учитель истории,
МБВ(С)ОУ В(С)ОШ №185
г. Екатеринбурга
На сегодняшний день знание истории своего отечества является необходимым элементом школьного образование для поднятия национальной гордости и уважения к нашему государству, формирует человека как личность, делает его ответственным и сознательным гражданином общества. Дает возможность изучать традиции, праздники и важные исторические события, которые вызывают сопереживание за государства. Таким образом, новая концепция вызывает интерес общественности и формирует вопрос – как она повлияет на образование в целом?
Сегодняшняя концепция истории принятая в 2020 г. направлена на изучения в школе истории на базовом уровне, предусматривает линейный принцип и распределение содержания по классам и уровням образования. На изучение курса «Истории России» приходи 2/3 объема материала и часов, отведенных на изучение предмета «История», такого количества часов хватает для подготовки к единимому государственному экзамену. При углубленном изучении истории существует повторительно-обобщающий курс «История России с древнейших времен до 1914 г.». Такой подход позволяет сохранить преемственность при изучении предмета. Историко-культурный стандарт полностью учитывается в новой разработке, стал более логичным и детализированным, что в свою очередь позволяет преподавателю использовать практически все доступные средства для реализации современного стандарта. Структура подачи материал претерпела не очень сильные изменения. В пятом классе, как и раньше, изучается история древнего мира, а с шестого класса начинается история России. Седьмой класс знакомит детей с событиями XVI-XVII века, продолжение до конца XVIII века изучается в 8 классе. В девятом классе рассматривается история всего XIX в. до начала XX века. События начала Первой мировой войны уже изучается в 10 классе и доходит до завершения Второй мировой войны. Вторая половина XX в. будет изучаться в 11 классе в плоть до современной истории.
Безусловно, будет интересно рассмотреть причины необходимости создания новой концепции. Одной из самых главным причин можно назвать отсутствие у учителя реальной возможности обращать внимание на трансформацию исторических представлений и новых данных или как его еще называют контроль содержания материалов, последние с каждым годом преобразуются в новые точки зрения, которыми так богата историческая наука. В старом формате изучения истории (2014 г.) сохранялась проблема уменьшения часов на изучение XX века, ведь раньше это период рассматривали в 9 классе и в 11 класс. Стоит отметить и сложность приобщения региональной истории к существующему историко-культурному стандарту. Как видим на самом деле, существует немало причин доработать концепцию.
К ключевым моментам изменения концепции можно отнести следующее, происходит сохранение основы методологической и содержательной концепции 2014 г., а историко-культурный стандарт включен в качестве ориентира. Концентрическую систему переход на линейную систему с 6-11 класс, что увеличивает объем часов в целом. Не маловажны элементом концепции является синхронизация курсов История России и Всеобщей истории, что дает возможность единовременно рассматривать исторические процессы. Четвертое, концепция историко-культурного стандарта не идет в разрез, а соответствует принципам учебного содержания при подготовке и оценки УМК и региональных компонентов. Пятое, в новой концепции предусмотрено обязательное проведение контрольных работ, как допуск учащихся выбравших историю в качестве государственной итоговой аттестации. Еще одним интересным моментом является привлечение РИО к экспертизе учебников по истории России, что предполагает полную реализацию Концепции историко-культурного стандарта и других нормативных документов. В специальном разделе рекомендации введены материалы историко-культурного стандарта, как дополнительные источники, события, персоны. Самое интересное в новой концепции есть четкие названия государственных объединений и территорий, раннее в учебниках названия одних и тех же государств могло носить разное название, что запутывало учащихся. Но и последним, но не менее важным изменением является ликвидация содержательных противоречий, которыми полна наша история. Яркий пример древняя Русь с ее нормативно-правовыми аспектами и Вторая мировая воина в контексте Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Введено единообразие в терминологическом аппарате, что позволила ученикам иметь более сформированное представление о названиях и процессах, проходивших в тот или иной период истории.
Новая концепция по своей структуре более гибкая, изменения, которые были приняты, носят больше положительных моментов. Предполагается, что линейная система должна повысить интерес к изучению истории в школе, во многом за счет снижения перенасыщенности дат, и более понятной подачей учебного материала. Современные образовательные технология так же способствуют повышению мотивации и комфортному внедрению новых концепций в образовательный процесс.
Список источников:
- http://www.instrao.ru/images/concept/Kontseptsiya_po_Istorii.pdf
- https://rosuchebnik.ru/material/kontseptsiya-prepodavaniya-istorii-rossii-v-shkolakh/
- http://www.instrao.ru/images/concept/Kontseptsiya_po_Istorii.pdf