0+



 

Опубликовано: 06.01.2021 г.

Автор: Андреева Алла Викторовна,
Воспитатель группы компенсирующей направленности,
МАДОУ детский сад № 1 «Подснежник»

Цель:

Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, аналитического восприятия и мышления.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  • Развивать умения выделять свойства в объектах, называть их.
  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Формы организации работы с логическими блоками:

Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

Методическое обеспечение:

  • «Логические блоки Дьенеша»;
  • карточки с изображением символов;
  • игровые поля.

Срок реализации объединения – 4 месяца: 1раз в неделю

Время проведения – 25 минут

В месяц – 4 занятия

Количество детей – 10

Время проведения: среда или четверг в 15-10

Возраст: 5-6 лет

 

Месяц

Неделя

Тема

Кол-во

часов

Октябрь

1

«Магазин игрушек»

Познакомить с блоками Дьенеша; развивать умение находить по признаку нужный предмет.

1

2

«Собери бусы для куклы»

Развивать  умение находить фигуру по знаково — символическим

обозначениям свойств.

1

3

«Помогите Мишке собрать фигуры»

Закрепить знания символики свойств.

1

4

«Где, чей дом»

Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию.

1

Ноябрь

5

«Игра с обручем»

Закрепить умение разделить фигуры на две группы по двум свойствам.

1

6

«Отрицание цвета»

Познакомить с символикой отрицание цвета.

1

7

«Отрицание формы»

Познакомить с символикой отрицания формы.

1

8

«Отрицание размера»

Познакомить с символикой отрицания размера.

1

Декабрь

9

« Отрицание толщины»

Познакомить с символикой отрицания толщины.

1

10-11

«Загадки без слов»

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или

отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково- символическим обозначениям.

2

12

«Помоги муравьишкам»

Развивать умение устанавливать устойчивую связь между образом свойства и словами,которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства.

1

Январь

13

«Волшебные камни»

Закрепить понятия «внутри» и «вне» круга

1

14

«Найди пару»

Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и

сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам в парах.

1

15

«Игра с двумя обручами»

Закрепить умение распределять фигуры по двум признакам.

1

 

16

«Угадай – ка»

Закрепить умение выявлять, абстрагировать и называть свойства

(цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие свойства.

1

Итого                                                                                                               16 часов

Технологическая карта НОД:

НОД

 

Ход НОД

Время

1.

«Магазин игрушек»

Цель: Познакомить с блоками Дьенеша; развивать умение находить по признаку нужный предмет.

Знакомство детей с блоками Дьенеша. Какие они по размеру, цвету, величине. Какое есть сходство и различите между блоками. Что можно с ними делать? Материал: Столы-прилавки, на которых размещены игрушки 4 форм 2-х размеров; 2 столика кассиров, на которых размещены логические блоки Дьенеша: маленькие и большие.

25 мин.

2.

«Собери бусы для куклы»

Цель: Развивать  умение находить фигуру по знаково — символическим

обозначениям свойств.

«Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет, чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».

Воспитатель показывает карточку с обозначениями свойств (кроме отрицания),

а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на

столе.

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

25 мин.

3.

«Помогите Мишке собрать фигуры»

Цель: Закрепить знания символики свойств.

У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки-символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.

Материал: Игрушка – мишка, корзина, логические блоки, карточки с

обозначением свойств (кроме отрицания).

25 мин.

4.

«Где, чей дом»

Цель: Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию.

Детям нужно расселить фигуры по своим домикам, а помогут

значки,  указанные на домиках.

 (« Логика и математика», стр.24, 2-е задание).

Материал: Логические блоки, карточки – домики на двух человек.

25 мин.

5.

«Игра с обручем»

Цель: Закрепить умение разделить фигуры на две группы по двум свойствам.

Предложить детям разложить фигуры так, чтобы внутри одного

обруча были все синие и маленькие, а в другом обруче – все большие и другие варианты.

Материал: Два обруча красный и синий, логические блоки.

25 мин.

6.

«Отрицание цвета»

Цель: Познакомить с символикой отрицание цвета.

В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в

которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размер, толщину, но

все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты.

На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими

отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с

перечеркнутыми обозначениями цвета).

«Покажите фигуру» — не красную и не синюю.

Материал: Логические блоки, карточки обозначающие отрицание цвета,

игрушка зайца, коробка.

25 мин.

7.

«Отрицание формы»

Цель: Познакомить с символикой отрицания формы.

Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с

перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка

обозначает.

«Покажите фигуру» — не прямоугольную, не круглую.

Материал: Логические блоки, карточки обозначающие отрицание формы,

игрушка зайца, коробка.

25 мин.

8.

«Отрицание размера»

Цель: Познакомить с символикой отрицания размера.

Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми

обозначениями и объясняет, что они обозначают.

«Покажите фигуру»:— квадратную; красную; не маленькую.

Материал: Логические блоки; карточки, обозначающие отрицание размера

зайчик – игрушка, коробка.

25 мин.

9.

«Отрицание толщины»

Цель: Познакомить с символикой отрицания толщины.

Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми

обозначениями и объясняет, что они обозначают.

«Покажи фигуру» — треугольную; желтую; не тонкую.

Материал: Логические блоки; карточки, обозначающие отрицание размера

зайчик – игрушка, коробка.

25 мин.

10-11

«Загадки без слов»

Цель: Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или

отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково- символическим обозначениям.

«Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите».

Загадываются три совместимых свойства:

Например: — форма, размер и толщина.

(«Логика и математика», стр.37)

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

 «Найди клад» Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад. Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. У ведущего карточки – свойства, 16 блоков (одного цвета, но разной формы, размера и толщины), кладоискатели называют два свойства той фигуры, под которой спрятан клад на каждое правильно угаданное свойство, воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад себе.

(«Логика и математика», стр.15, 2-е задание).

Материал: 16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины),

круги бумажные (клады) карточки – свойства.

25 мин.

25 мин.

12.

«Помоги муравьишкам»

Цель: Развивать умение устанавливать устойчивую связь между образом свойства и словами,которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства.

Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы – муравьишки много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама – муравьишка научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей. Каждый ребенок получает домик. Ведущий указывает сразу три свойства блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые, красные большие или желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные и т.д.).

(«Логика и математика,» стр.20, 2-е задание).

Материал: Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся

коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

25 мин.

13.

«Волшебные камни»

Цель: Закрепить понятия «внутри» и «вне» круга

«Ребята сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».

1)Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.

2)Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т.д

Материал: Обруч, логические блоки.

25 мин.

14.

«Найди пару»

Цель: Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и

сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам в парах.

Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары – набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру, второй игрок ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок. Побеждает тот, кто соберет больше фигур.

(«Логика и математика», стр.28, 2-е задание).

Материал: Логические блоки.

25 мин.

15.

«Игра с двумя обручами»

Цель: Закрепить умение распределять фигуры по двум признакам.

Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются три отдельных области (пересечения). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры внутри синего – все круглые. А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые),

какие фигуры лежат вне обоих обручей? (все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; зеленые, треугольные, квадратные)

Материал: Два обруча (синий и красный), логические блоки.

25 мин.

16.

«Угадай – ка»

Цель: Закрепить умение выявлять, абстрагировать и называть свойства

(цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие свойства.

В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два его свойства.

Например: Какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи (Тортилы). При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую карточку – свойство (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину или др.)

(«Логика и математика»,стр.17, 2-е задание)

Материал: Логические блоки, игрушка Буратино, карточки – свойства.

25 мин.

Используемая литература:

  • Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 с.
  • Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
  • Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 с.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация