Опубликовано: 06.01.2021 г.
Автор: Березина Ирина Викторовна,
Педагог дополнительного образования,
МУ ДО Дом детского творчества
Город Качканар
Российскими и зарубежными учеными уделялось и уделяется много внимания исследования творчества, развитию творческого начала, творческих способностей, изучению воображения. Воображение значительно расширяет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира.
Воображение – это психологический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта. Оно возникло и развивалось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.
Развитие воображения – это целенаправленный процесс, направленный на создание новых образов, построение образа конечного результата собственной деятельности. Развитие воображения и всего взрастающего на нем творческого потенциала ребенка – прямая, более того центральная задача младшего школьного образования как базиса образовательной системы.
Рассмотрим виды воображения:
Непроизвольное воображение – возникающее помимо воли человека, непреднамеренно. Непроизвольное воображение связано с восприятием того или иного объекта. Так глядя на облака, человек непроизвольно может вообразить различные фигуры. При непроизвольном или пассивном воображении, новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы.
Произвольное воображение включает репродуктивное или воссоздающее воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть) и продуктивное или творческое воображение (действительность конструируется человеком, творчески преобразуется).
Репродуктивное (воссоздающее) воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида, а объективно они уже существуют, воплощены в определенных предметах культуры. Суть репродуктивного воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцирует то, что сам не воспринимал, но что ему сообщают другие люди с помощью речи, чертежей, схем, знаков.
Творческое воображение – направлено на создание принципиально нового. Преобладание творческого воображения в определенной деятельности над мечтательностью свидетельствует о высоком уровне развития личности.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Большой потенциал в развитии воображения и творческой направленности личности содержит искусство. Для развития воображения детей младшего школьного возраста целесообразно использовать занятия по декоративно-прикладному творчеству.
Интерес к декоративно-прикладному творчеству с каждым годом усиливается. Декоративное творчество понятно и доступно для детей, его красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины. Не случайно произведения декоративно-прикладного творчества рассматриваются, как одно из средств развития художественного вкуса, творческой активности детей, эстетического отношения к действительности. Именно на занятиях по декоративно-прикладному творчеству развивается в детях фантазия, нестандартность мышления, умение всматриваться и наблюдать, индивидуальность. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материалах народного декоративно-прикладного творчества – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его творческих способностей.
Воображение детей развивается в разных направлениях декоративно-прикладного творчества:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В создании предметов декоративного характера;
В перенесении задуманного на изделие.
В процессе работы с различными материалами школьники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами изготовления изделий декоративно-прикладного творчества у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация.
Цель занятий – развитие воображения и творческих способностей младших школьников.
Задачи:
- Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства.
- Развить эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративно-прикладного искусства.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в декоративно-прикладном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
- Прививать любовь к труду и своему отчеству.
На занятиях детям нужно разрешать самим предлагать вид изделия, способы изготовления работы. Самостоятельный труд учащихся заключается в том, что под общим руководством преподавателя дети самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Дети изготавливают поделки в техниках декоративно-прикладного творчества своими руками для других (в подарок мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, работу как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
Главной задачей является развитие воображения, умение заинтересовать детей, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.