0+



 

Опубликовано 28.03.2016г.

Автор: Качур Елена Николаевна,

заведующий МБДОУ д/с № 7 г. Белгород

17 октября 2013 г. приказом Министерства образования России утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Впервые за много лет в нем провозглашается гуманистический подход в отношении взрослых и детей, поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение личности каждого ребенка. Эти положения стандарта напрямую соответствуют методу работы монтессори-педагога, который наблюдает жизнь детей, стремясь увидеть изменения в их развитии, определить потребности детей, интересы и умения, внести соответствующие изменения в среду группы.

Педагогика М. Монтессори удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям. Педагогика М. Монтессори – это система саморазвития детей в специально подготовленной среде. Особенностями методики является:

  •  создание специальной развивающей среды;
  •  индивидуальный подход к каждому ребенку;
  •  игровая форма обучения;
  •  развитие самостоятельности;
  •  обеспечение свободы ребенка.

Практически, то же самое мы видим в требованиях ФГОС ДО: Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:

  •  предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  •  характер взаимодействия с взрослыми и с другими детьми;
  •  система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Во исполнение поручения губернатора Белгородской области и в целях реализации проекта «Внедрение педагогики М. Монтессори в дошкольные образовательные организации Белгородской области» было принято решение открыть «монтессори-группы» на базе 5 муниципальных детских садов города Белгорода. Такая группа была открыта в МБДОУ д/с № 7 г. Белгорода в сентябре 2014 г.

В ДОО разработана «дорожная карта» по обеспечению внедрения модели педагогики М.Монтессори, которая включала в себя следующие мероприятия:

  1.  Разработка и утверждение локальных актов о деятельности «монтессори-группы» в ДОО.
  2.  Подготовка педагогов и специалистов МБДОУ.
  3.  Организация методической деятельности в МБДОУ по вопросам внедрения педагогики М.Монтессори.
  4.  Оборудование предметно-пространственной развивающей среды.
  5.  Приобретение классических «монтессори-материалов».
  6.  Продумывание организационных и режимных моментов.
  7.  Разработка системы мониторинга.
  8. Проведение разъяснительной и просветительской работы с родителями воспитанников группы.

На первом этапе проведены специальные мероприятия по обеспечению внедрения модели педагогики М.Монтессори:

  •  внесены изменения в Программу развития МБДОУ д/с № 7 на 2014 – 2016 гг.;
  •  издан приказ об организации инновационной деятельности в МБДОУ;
  •  разработано и утверждено «Положение о «Монтессори-группе»»;
  •  разработана с учетом специфики педагогики М.Монтессори основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования для группы детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ти лет);
  •  разработана рабочая программа воспитателей «Монтессори-группы» на 2014 – 2015 учебный год;
  •  разработаны режим дня с учетом специфики работы в «Монтессори-группе», сетка образовательной деятельности, дневник включенного педагогического наблюдения, индивидуальная карта возможных достижений ребенка от 3 до 7 лет.

Для эффективного воспитания в духе М. Монтессори важно подготовить педагогов, принимающих идеи этой системы и владеющих приемами Монтессори-педагогики. Педагоги ДОО должны обладать основными компетенциями, обозначенными в ФГОС ДО п. 3.2.5. и пройти дополнительное профессиональное образование в области педагогики М.Монтессори на курсах повышения квалификации. В МБДОУ обучение по программе «Педагогика М. Монтессори: содержание и организация образовательной деятельности в условиях ДОО» прошли 9 педагогов: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, 4 воспитателя.

Мария Монтессори в своей методике делает акцент на правильном оборудовании учебного помещения, в котором весь материал должен быть абсолютно доступным для ребенка. В нашем детском саду все материалы сгруппированы в четкой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Каждый отдельный материал представлен в единственном экземпляре, рассчитан на определенную степень сложности, все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. В любой момент дети могут подойти к полочкам, где лежат пособия и взять то, что им нужно.

Групповое помещение условно разделено на такие важные зоны как:

  •  зона упражнений в практической жизни;
  •  зона сенсорного развития и математики;
  •  зона русского языка;
  •  зона основ культуры истории и естествознания;
  • зона творческой деятельности (с материалами для развития художественных навыков, музыкальных способностей);
  •  зона игровой и двигательной деятельности;
  •  зона чтения, уединения, отдыха.

В построении подготовленной развивающей среды монтессори-группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами.

Педагогами продуманы тонкости организации ежедневной жизни группы. Ребята в «монтессори-группе» живут почти так же, как и остальные дети в детском саду. Например, каждое утро они собираются вместе в мини кругу. Мини круги названы так из-за их небольшой продолжительности, примерно 10 минут. Начало круга похоже на короткую медитацию, как правило, звучит негромкая музыка, а затем начинается беседа, общий разговор, чтение вслух.

В конце рабочего дня перед вечерней прогулкой проводятся рефлексивные круги. На них подводят итоги прошедшего дня, отмечают, что было самое интересное, кто смог выполнить более сложную работу, чем вчера, новое упражнение и т.д.

В монтессори-среде ребята работают в первую половину дня, а дальше их ждет привычная прогулка, обед, сон и развивающие занятия во вторую половину дня. В первую половину дня с детьми работают два педагога – воспитатель и педагог-психолог, прошедшие специальную подготовку.

Педагогика М. Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Она часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Поэтому к основным формам работы в Монтессори-группе детского сада мы отнесли:

  •  свободную работу детей с монтессори-материалами;
  •  Упражнения практической жизни;
  •  индивидуальные занятия педагога с ребенком, во время которых передается способ деятельности с материалом — они проводятся во время свободной работы детей с материалами;
  •  коллективное занятие в кругу;
  • «уроки тишины»;
  • творческие занятия в малой группе детей;
  •  общие групповые образовательные события.

Педагоги Монтессори-группы нашего МБДОУ придерживаются гуманистической концепции в образовании, главным положением которой является признание прав ребенка на естественное развитие и свободное проявление своих способностей. Они осознают врожденное стремление ребенка к независимости и в то же время потребность детей в принятии и поддержке со стороны взрослых. Педагоги отступают на второй план,

поддерживая в детях их инициативу, познавательную и творческую активность во взаимодействии со специально подготовленной средой развития. На занятиях в группе по методике М. Монтессори дети абсолютно свободны, при этом они не бегают и не шалят, а прилежно занимаются с самостоятельно выбранным материалом, согласно Правилам группы («Мы работаем умело, каждый занят своим делом!», «Всё, что хочешь, можешь взять, поработать, но убрать!»).

Правила группы — часть социальной среды — разрабатываются взрослыми, но их формулировки обязательно обсуждаются с детьми. Монтессори-группа благодаря наличию простых правил, учит их уважать чужие границы. Коврики и столики — как собственная территория, невозможно внедриться в чужую работу без согласия другого ребенка, необходимо ждать, пока материал освободится. И эти же самые правила позволяют не склонному к контактам ребенку обезопасить себя от вторжения других. Без его согласия никто, включая взрослых, не имеет права внедриться в его деятельность, в его пространство, принудить его к каким-либо занятиям («Если коврик на пути, коврик нужно обойти!»).

Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрения, так и наказания вредны для внутренней ориентации человека, и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь, потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе растущего ребенка. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего тогда, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Педагогами МБДОУ разработана система мониторинга, в которую вошли:

- дневник включенного педагогического наблюдения (это процесс сбора точной и объективной информации во время свободной работы детей с монтессори-материалами, игр на свежем воздухе, в процессе творческой деятельности, а также об их поведении в ежедневных бытовых ситуациях при одновременном активном участии в них самого педагога), педагог фиксирует свои наблюдения за каждым ребенком в специальном дневнике;

- карта индивидуальных достижений ребенка от 3 до 7 лет (два раза в год перед педагоги заполняют карты достижений детей по специальной схеме опосредованного исследования их развития. Индивидуальная карта достижений ребенка содержит 5 разделов анализа и оценки развития: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, двигательное развитие);

- и на выходе детей из ДОУ - карта возможных достижений выпускника дошкольной группы;

- индивидуальные портфолио детских работ (в портфолио могут входить рисунки детей, первые написанные ребенком цифры, а также фотоснимки

детей за работой в разные периоды, которые периодически анализируется педагогом в соответствии с поставленной им задачей);

Педагоги, работающие в Монтессори-группе, не только создают специально подготовленную среду, но и оказывают компетентное сопровождение родителей. Не все родители из-за недешевой стоимости могли посещать с ребенком развивающие центры или частные детские сады, работающие по данной методике, приобрести литературу и комплекты материалов для занятий с ребенком дома. В нашем детском саду стоимость посещения «Монтессори - группы» входит в стоимость обычной оплаты за детский сад.

В течение учебного года педагогами запланированы и проводятся встречи с родителями воспитанников для обсуждения не только организационных вопросов функционирования группы, но и вопросов содержания образовательного процесса. Для установления партнерских отношений с родителями совместно обсуждаются особенности текущего процесса, анализируются и оцениваются успехи и трудности, возникающие в работе группы, и, исходя из них, планируются изменения тактики поведения как со стороны педагогов в группе, так и со стороны родителей в семье.

Уникальность данной методики оценили уже многие образовательные учреждения города, которые ставят основной своей целью формирование думающей личности. В нашем детском саду, детском саду № 7 «Семицветик» г. Белгорода, система М.Монтессори успешно применяется в воспитании у ребят трудолюбия, умении самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за свои действия, работать в коллективе, свободно выражать своё мнение и уважать мнение другого. Мы уверены, что все это поможет им шагать по жизни радостно и уверенно, быть успешным в этом непростом, меняющимся мире.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация