Опубликовано 29.03.2016г.
Автор: Романова Анжелика Михайловна, воспитатель
МБДОУ детский сад «Умка» села Бижбуляк муниципального района
Бижбулякский район Республики Башкортостан района
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики.
Для работы с семьей мы выделили основные задачи перед ДОУ:
- Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
- Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;
- Расширение способов-методов взаимодействия с родителями;
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
В работе с родителями используем разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам. Посещение ребёнка на дому, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности. Для выявления педагогической культуры родителей, педагогом-психологом нашего детского сада используется анкетирование, мониторинги, собеседования, тестирование. Старшим воспитателем, воспитателями, инструктором по физической культуре, старшей медицинской сестрой, музыкальным руководителем проводится большая совместная работа по всем направлениям основной общеобразовательной программы детского сада. Родители вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс.
Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания, консультации не дают нужного эффекта. Не секрет, что родители принимают в них лишь формальное участие. Мы пришли к выводу, что нетрадиционные (устный журнал, круглый стол, деловая игра и др.) формы проведения этих мероприятий наиболее привлекают внимание родителей и вызывают живой интерес.
Побудить родителей участвовать в жизни детей, вовлечь в мероприятия, установить тёплые, доверительные отношения помогают досуговые формы организации общения. В нашем детском саду традиционным стало проведение спортивных праздников. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания. Очень полюбились детям и родителям праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Семейные старты», ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный ко «Дню защитника Отечества» и «Праздник мам». Дети вместе с родителями поют песни, читают стихи, отгадывают загадки. Глаза детей светятся от счастья потому, что рядом с ними бывают их мамы и папы, и им интересны их игры и конкурсы, вместе с ними они переживают и радуются. Огромное удовольствие от совместной деятельности получают и дети, и взрослые. Очень тёплой традицией является ежегодное проведение в ноябре месяце праздника, посвящённого «Дню матери». Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети рисуют маму, делают для неё подарки, познавательные занятия имеют нравственную направленность.
А вечером на праздничное чаепитие приглашаются мамы, бабушки. В тёплой обстановке, за чаем проходит чествование женщин-матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят им тепло своих сердец.
Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей: «Рисуем вместе с папой», «23 февраля», «Новогодняя Елка»», «Осенние фантазии» и т. д. Основная цель таких мероприятий - сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений.
Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания. Ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье. Выставки «Мамочка любимая», «Папа- лучший друг», «Наши праздники», «Моя дружная семья», «Помощница» и другие воспитывают уважение к родителям, чувство гордости и собственного достоинства, укрепляют взаимоотношение в семье.
Дети с удовольствием показывают свои фотографии, родителей. Рассказывают, чем они занимаются, когда ездят в отпуск, ходят в походы, на экскурсии. Делятся своими чувствами, переживаниями.
Взрослые и дети приносят из дома настольные игры и игрушки, книги и комнатные цветы. Пусть игра не новая, но теперь, играя в неё с друзьями, ребёнок может познакомить их с придуманными в семье вариантами этой игры. А любимая книга зазвучит по - новому, станет ещё интереснее.
Очень много сделано руками наших воспитателей и родителей на территории детского сада, в групповых комнатах: книжная полка, колыбелька для кукол, столик, стульчики, кормушки для птиц.
А какой радостью было для детей, когда их папы и мамы вместе, с воспитателями построили из снега целый город. Елочки, Божья коровка, Черепаха и много других персонажей стали для детей друзьями.
Для знакомства родителей со структурой проведения образовательной деятельности, питанием, с жизнью ДОУ проводятся дни открытых дверей. В результате с каждым разом увеличивается количество посещений мамами и папами, посетивших это мероприятие.
Воспитатели знакомят родителей, как идет подготовка к школе, дают необходимые консультации.
Совместные субботники родителей и сотрудников по благоустройству территории проводятся ежегодно. Наиболее важным в информационно- просветительской работе является оформление наглядных материалов для родителей. Это информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, стенгазеты, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.д. Работа с родителями - это процесс общения людей, которое не на всю зиму.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта воспитателя с родителем, ежедневные информирование родителей о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг.
Всей своей работой педагоги доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
Шаг за шагом отношения углубляются, родители проникают доверием, у них возрастает чувство уважения к самим себе вместе с осознанием своих возможностей. Ведь воспитание детей в семье и в ДОУ преследуют единые цели и задачи. Так давайте же решать проблему взаимодействия «всем миром» - детским садом, семьёй, обществом.