0+



 

Опубликовано 29.03.2016г.

Автор: Жижа Янина Тадеушевна, музыкальный руководитель

г. Екатеринбург

Когда-то Уинстон Черчилль сказал: «Учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». И действительно, педагог, отвечает не только за физическое, но и интеллектуальное, социальное, и нравственное развитие ребенка. Ведь давая ему определенные знания и умения,  педагог закладывает основы личности не только отдельного человека, но и целого поколения.

В современном мире актуальным и приоритетным моментом является создание условий всестороннего развития дошкольников, гармонического формирования восприятия и понимания окружающего мира. Основными целевыми ориентирами для его личностного развития являются:

 

  • обладание развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
  • способность различать условную и реальную ситуации;
  • умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  • проявление стремления к получению знаний, положительной мотиваций к дальнейшему обучению;
  • эмоциональный отклик на красоту окружающего мира.

 

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний, близка и понятна для восприятия, приобщает ребенка к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам. Благодаря таким занятиям, у детей развиваются свои индивидуальные интересы и способности, проявляется любознательность, стремление познать новое, формируется опытсоциальных навыков поведения. Театрализованная деятельность - это настоящий клад для тех, кто хочет видеть детей творческими, свободными, умеющими говорить и слышать других, свободно двигаться, чувствуя при этом окружающих людей.

Но самым главным достоинством такого вида деятельности, на мой взгляд, является возможность интеграции всех образовательных областей сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Наиболее благоприятным временем для комфортного и позитивного формирования всех этих аспектов, является старший дошкольный возраст. В этот период мировосприятие и понимание ребенка весьма пластично, что позволяет, с помощью игры, привить чувство эстетического вкуса,  любознательность, развивать память, мышление, расширять и обогащать словарный запас.

В последнее время, было замечено что в современных детских садах дети стали намного меньше играть в театральные игры, возникает несоответствие уровня развития театральной игры и возрастных возможностей ребенка. Это  в свою очередь ведет к отрицательному влиянию на их психическое и личностное развитие.

Во избежание этого возникает потребность в педагогическом воздействии на  развитие театральной игры. Стоит отметить, что воспитательные возможности театрализованной деятельности весьма обширны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Таким образом, подобные занятия - важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Содержание театрализованной деятельности  весьма обширно, и  включает в себя одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводится только к подготовке выступления. Сюда входят и просмотры кукольных спектаклей с последующей беседой (игры «Я зритель», «Я театральный критик!»), и драматизация разнообразных сказок и инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения ( игра «Веселый Старичок-Лесовичок» - учит пользоваться разными интонациями), а так же упражнения и игры, способствующие социально-коммуникативному  развитию.

Немаловажную роль в театрализованной деятельности играет предметно-пространственная среда, которая не только обеспечивает совместные занятия детей, но и предоставляет возможность для  самостоятельного творчества каждого ребенка. Следовательно, при построении  предметно-пространственной среды, стоит принимать во внимание  индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционально-личностного развития, интересы, склонности, предпочтения и потребности, исследовательский интерес и творческие способности, возрастные особенности. Предметно-пространственная среда должна строиться комплексно и включать в себя:

  • место для занятий  театром;
  • «уголок ряжения»;
  • декорации для театра;
  • «сцену» для театральных представлений.

 Театральный уголок должен иметь гибкий формат, трансформирующиеся зоны, не пересекающиеся друг с другом и позволять детям  заниматься театральной деятельностью, не мешая друг другу.

Театральная игра охватывают широкий спектр деятельности,  что позволяет задействовать в процессе всех детей, предлагая им различные варианты театрального занятия. Это может быть непосредственно актёрская деятельность, художественная (подготовка декораций спектакля). Можно предложить детям написать (вместе с педагогом) короткую сказку или сценку для того, чтобы поставить её на сцене. Для детей, которые любят заниматься прикладным творчеством, педагог может предоставить возможность создать театральную куклу своими руками. Главное — выбрать именно те направления среди занятий театральной деятельностью, которые больше всего подходят конкретному ребенку.

Ну и конечно, на мой взгляд, немаловажным умением в театрализованной деятельности ребёнка не только в детском саду, но на протяжении всей его дальнейшей жизни, является способность быть зрителем. Навык поведения в непривычной обстановке редко является развитой способностью даже у детей старшего дошкольного возраста и поэтому в процессе подобной деятельности или перед посещением того или иного театрального мероприятия,  можно провести сюжетно-ролевую игру «Мы в театре», в процессе которой дети познакомятся с правилами поведения в театре.

Немаловажным аспектом в эффективном развитии театрализованной деятельности в детском саду является привлечение родителей. Такая практика  способствует повышению педагогической культуры родителей, пополняет их знания по театрализованной деятельности ребенка. Для этого необходимо  проводить тематические собрания, совместные выходы в театры, объяснять важность и нужность театрализованной деятельности для гармоничного и всестороннего развития дошкольников. 

Список литературы: 

  1. Артемов Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.
  2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М: Творческий центр Сфера, 2004.
  4. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых малеьких. М.: ЛИНКА-Пресс, 2009.
  5. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. СПб.: Паритет, 2007.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация