Опубликовано 30.03.2016г.
Автор: Ермолаева Оксана Михайловна,
заведующий МБДОУ №16
г. Новочеркасск, 2016
«Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания». В. А. Сухомлинский.
В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что часть программы, формируемой участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Согласно ФГОС ДО, вариативная часть формируется участниками образовательного процесса и отражает приоритетное направление деятельности ДОУ, специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание чувства патриотизма на культурно-историческом материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.
Изучение регионального компонента реализуется в системе работы детского сада и представлено во всех направлениях: социально-коммутативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Ознакомление детей с историей Донского края основывается на интегративном подходе: интеграции образовательных областей, содержания разных программ, интеграции различных видов детской деятельности.
В течение нескольких лет МБДОУ детский сад № 16 работал над проблемой реализации регионального содержания образования, казачьего компонента в ДОУ, и своей целью ставил создание условий, способствующих построению целостной системы взаимодействия педагогов в процессе ознакомления дошкольников с культурой Донского края. К 2015 году в ДОУ сложилась такая модель взаимодействия, которая реализуется на нескольких уровнях: управленческом, методическом, психолого-педагогическом, предметно-пространственном, а также в тесном контакте с родителями и учреждениями социума. В условиях реализации ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог» современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на богатство Донского края, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона. В ДОУ созданы условия для развития профессиональной компетентности педагогов, которые обеспечиваются через их участие в авторских и научно-практических семинарах, в подготовке и проведении городских тематических недель, методических объединений, в конкурсах педагогического мастерства, где педагоги представляют свой опыт работы по вопросам введения этнокультурного казачьего компонента в воспитательно-образовательный процесс. Ежегодное участие заведующего ДОУ во Всероссийских научно-практических семинарах в поселке ЛОО и с. Кабардинка, организуемых РИПК и ППРО по различным вопросам, связанным с реализацией ФГОС ДО дали возможность обмениваться опытом работы с коллегами.
По результатам работы детскому саду в 2014 году был присвоен статус «казачье» и «муниципальная опорная площадка» (Приказ Управления образования Администрации города Новочеркасска № 385 от 24.06.2014года), деятельность которой предусматривает ознакомление педагогов города Новочеркасска с опытом работы по теме «Формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре Донского края в процессе приобщения к обычаям и традициям» и направлена на создание единого научно-методического пространства, обеспечивающего разработку и реализацию регионального компонента содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Планирование содержания работы опорной площадки происходит на основе анализа запросов педагогов города и в ходе взаимодействия корректируется. В организации работы «площадки» мы используем разнообразные формы взаимодействия: семинары, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, с показом передового опыта через систему практических занятий. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни донских казаков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей донской природы, сборники музыкальных произведений.
Особое внимание уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды. В ДОУ создан музейно-педагогический комплекс «В краю Тихого Дона», где для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, мира казачьего фольклора, языка, уклада жизни. Благоприятная социокультурная развивающая среда, в которой педагоги сочетают разные формы и методы работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей легко трансформируется в соответствии с потребностями детей. В музее подобран наиболее актуальный материал для каждого возраста: для младшего дошкольного возраста представлены альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашего города», «Мой детский сад»), в старшем дошкольном возрасте тематика расширяется («Достопримечательности города», «Мой край», Путеводитель по городу Новочеркасску от А до Я», Красная книга и др.), куклы в национальных костюмах «Русская красавица» и «Казачка», предметы обихода, макет жилища донских казаков, карты РФ и РО. Оформлен наглядный материал по патриотическому воспитанию «Моя большая и малая Родина», где дети знакомятся с Российской государственной символикой и символикой Донского края. Именно здесь для детей расширяется подача информации посредством игры, формируются этические, познавательные и эстетические представления. РППС данного пространства организованна так, что ребенок может потрогать любой предмет, взять его в руки, рассмотреть.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества предполагает открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников: непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, казачьи посиделки, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конференций, конкурсов и выставок, проводимых в городе и детском саду.
Взаимодействие с социумом позволяет максимально использовать потенциал разных социальных институтов для полноценного социокультурного воспитания. Взаимодействие осуществляется на принципах социального партнерства и взаимовыгодного сотрудничества на основе долгосрочного планирования с учреждениями дополнительного образования, и культуры. Работа в социуме дает возможность расширить культурно-образовательную среду, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Детский сад успешно взаимодействует с учреждениями дополнительного образования «Эколого-биологическим центром», Музеем истории донского казачества, Атаманским дворцом, музеем им. М.Б.Грекова, музеем им. И.А.Крылова, детской библиотекой им. А.П.Гайдара, где проходит знакомство с интересной информацией о жизни и быте донских казаков, так же дети знакомятся с природоведческими экспонатами: обитателями рек, Азовского моря, степными растениями и животными. Впоследствии в группах руками детей и взрослых создаются макеты природных зон и альбомы детского творчества для музейного комплекса.
Таким образом, совместная деятельность детского сада и опорной площадки в инновационном режиме способствовала значительному повышению профессионального уровня педагогов, что нашло свое отражение в увеличении количества участников и победителей профессиональных конкурсов муниципального, регионального и федерального уровня, также опыт работы нашего ДОУ представлен в научно-методических журналах, методических пособиях , интернет-сайтах.