0+



 

Опубликовано 30.03.2016г.

 

Автор: Ермолаева Оксана Михайловна,

                                                                                                              заведующий МБДОУ №16

г. Новочеркасск, 2016

«Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».    В. А. Сухомлинский. 

      В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что часть программы, формируемой участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Согласно ФГОС ДО, вариативная часть формируется участниками образовательного процесса и отражает приоритетное направление деятельности ДОУ, специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

      Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание чувства патриотизма на культурно-историческом материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

      Изучение регионального компонента реализуется в системе работы детского сада и представлено во всех направлениях: социально-коммутативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Ознакомление детей с историей Донского края основывается на интегративном подходе: интеграции образовательных областей, содержания разных программ, интеграции различных видов детской деятельности.

   В течение нескольких лет МБДОУ детский сад № 16 работал над проблемой реализации регионального содержания образования, казачьего компонента в ДОУ, и своей целью ставил создание условий, способствующих построению целостной системы взаимодействия педагогов в процессе ознакомления дошкольников с культурой Донского края. К 2015 году в ДОУ сложилась такая модель взаимодействия, которая реализуется на нескольких уровнях: управленческом, методическом, психолого-педагогическом, предметно-пространственном, а также в тесном контакте с родителями и учреждениями социума. В условиях реализации ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог» современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на богатство Донского края, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона. В ДОУ созданы условия для развития профессиональной компетентности педагогов, которые обеспечиваются через их участие в авторских и научно-практических семинарах, в подготовке и проведении городских тематических недель, методических объединений, в конкурсах педагогического мастерства, где педагоги представляют свой опыт работы по вопросам введения этнокультурного казачьего компонента в воспитательно-образовательный процесс. Ежегодное участие заведующего ДОУ во Всероссийских научно-практических семинарах в поселке ЛОО и с. Кабардинка, организуемых РИПК и ППРО по различным вопросам, связанным с реализацией ФГОС ДО дали возможность обмениваться опытом работы с коллегами.

    По результатам работы  детскому саду в 2014 году был присвоен статус «казачье» и «муниципальная опорная площадка» (Приказ Управления образования Администрации города Новочеркасска  № 385 от 24.06.2014года),  деятельность которой предусматривает ознакомление  педагогов города Новочеркасска с опытом работы  по теме «Формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре Донского края в процессе приобщения к обычаям и традициям» и  направлена на создание единого научно-методического пространства, обеспечивающего разработку и реализацию регионального компонента содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.  Планирование содержания работы опорной площадки происходит на основе анализа запросов педагогов города и в ходе взаимодействия корректируется. В организации работы «площадки» мы используем разнообразные формы взаимодействия: семинары, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, с показом передового опыта через систему практических занятий. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни донских казаков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей донской природы, сборники музыкальных произведений.

Особое внимание уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды. В ДОУ создан музейно-педагогический комплекс «В краю Тихого Дона», где для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, мира казачьего фольклора, языка, уклада жизни.  Благоприятная социокультурная развивающая среда, в которой педагоги сочетают разные формы и методы работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей легко трансформируется в соответствии с потребностями детей. В музее подобран наиболее актуальный материал для каждого возраста: для младшего дошкольного возраста  представлены альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашего города», «Мой детский сад»), в старшем дошкольном возрасте тематика расширяется («Достопримечательности города», «Мой край»,  Путеводитель по городу Новочеркасску от А до Я», Красная книга  и др.), куклы в национальных костюмах «Русская красавица» и «Казачка», предметы обихода, макет жилища донских казаков, карты РФ и РО. Оформлен наглядный материал по патриотическому воспитанию «Моя большая и малая Родина», где дети знакомятся с Российской государственной символикой и символикой Донского края. Именно здесь для детей расширяется подача информации посредством игры, формируются этические, познавательные и эстетические представления. РППС данного пространства организованна так, что ребенок может потрогать любой предмет, взять его в руки, рассмотреть.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества предполагает открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников: непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, казачьи посиделки, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конференций, конкурсов и выставок, проводимых в городе и детском саду.

  Взаимодействие с социумом позволяет максимально использовать потенциал разных социальных институтов для полноценного социокультурного воспитания. Взаимодействие осуществляется на принципах социального партнерства и взаимовыгодного сотрудничества на основе долгосрочного планирования с учреждениями дополнительного образования, и культуры. Работа в социуме дает возможность расширить культурно-образовательную среду, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности.  Детский сад успешно взаимодействует с учреждениями дополнительного образования «Эколого-биологическим центром», Музеем истории донского казачества, Атаманским дворцом, музеем им. М.Б.Грекова, музеем им.  И.А.Крылова, детской библиотекой им. А.П.Гайдара, где проходит знакомство с интересной информацией о жизни и быте донских казаков, так же дети знакомятся с природоведческими экспонатами: обитателями рек, Азовского моря, степными растениями и животными. Впоследствии в группах руками детей и взрослых создаются макеты природных зон и альбомы детского творчества для музейного комплекса.

  Таким образом, совместная деятельность детского сада и опорной площадки в инновационном режиме способствовала значительному повышению профессионального уровня педагогов, что нашло свое отражение в увеличении количества участников и победителей профессиональных конкурсов муниципального, регионального и федерального уровня, также опыт  работы нашего ДОУ представлен в научно-методических журналах, методических пособиях , интернет-сайтах.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация