Опубликовано 02.04.2016г.
Автор: Качур Анастасия Александровна
Музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 15 «Дружная семейка» г. Белгород
Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребенка, или тормозит его. В предлагаемой нами технологии музыкального образования детей семье уделяется большое внимание.
Информационный факторпредставлен в виде музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры каждой семьи. Несомненно, и другое: необходимо согласование музыкального репертуара и педагогических действий между родителями и музыкальным руководителем.
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Основная проблема во взаимодействии с семьей - непонимание родителями значения музыкального воспитания детей. Что делать? Педагогу детского сада необходимо иметь сведения о культуре родителей (их музыкальные предпочтения), об их осведомленности о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.
Работа с семьей включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной музыкальной деятельности.
Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи («Почтовый ящик»), анкетирование, информирование родителей через ежемесячную газету (компьютерный вариант), создание фотоальбомов «Моя семья», «Музыкальный дневник группы», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и психологической литературы).
Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми, выставку работ ребенка и его родителей на тему «Рисуем музыку», конкурсы на лучший музыкальный ребус, кроссворд лучший самодельный детский музыкальный инструмент.
Многие из названных выше форм работы являются традиционными, но возможно использование и нетрадиционных, таких, как дискуссионный круглый стол, КВН, музыкальный абонемент «Детская филармония».
Самой привычной формой взаимодействия остаются родительские собрания,но и их можно проводить в форме дискуссий и круглых столов, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем.
Родителям нравится такая форма общения, и они охотно идут на контакт, проявляя интерес к тому, как живут дети в ДОУ, чем занимаются. Ответить на эти вопросы помогают дни открытых дверей. Просмотры занятий дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, познакомиться с приемами обучения и мерами воспитательного воздействия. Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок, произведений Вивальди и Моцарта, позднее - другие произведения русской и зарубежной классики).
Родителям нужно рассказывать о музыкальном режиме в группе, о значении музыкотерапии. Они, как показывает практика, знакомятся с «Музыкальным дневником группы» и пользуются отраженной в нем информацией, внимательно осматривают выставку музыкально-педагогической и психологической литературы, принимают участие в конкурсах «Рисуем музыку», «Сделай сам игрушку - музыкальный инструмент».
Особенность социального факторав семье состоит в том, что он представлен родными для ребенка людьми. Это обстоятельство накладывает отпечаток и на эмоциональный фактор,который может стать положительным эмоциональным фоном в процессе приобщения ребенка к музыкальному творчеству.
Важно помнить, что дети, получающие раннее музыкальное воспитание не только в детском саду, но и в семье, и в музыкальной школе, становятся более коммуникабельными, им легко общаться со своими сверстниками, у них много друзей.
Овладевая игрой на музыкальном инструменте, выучивая произведение, проигрывая его многократно, ребенок стремится выразить чувства и переживания автора, тем самым привыкая внимательно и бережно относиться к проявлениям человеческих чувств. Но даже если ваш ребенок не испытывает тяги к профессиональному обучению на каком – либо музыкальном инструменте, постарайтесь научить его понимать музыку, чувствовать её. А для этого слушайте музыку дома, на концертах, посещайте театры и вы увидите, как у вашего ребенка развивается музыкальный слух и чувство прекрасного!