0+



 

Опубликовано 10.04.2016г.

 

Автор: Щетнева Мария Викторовна,

 воспитатель  МДОУ № 15 г. Оленегорск

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность:

     «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
А.С.Макаренко.
    Формирование связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Функция речи складывается параллельно с развитием мышления; они неразрывно связанны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающие связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Развитие речи самым тесным образом связанно с развитием сознания познанием окружающего мира, развитием личности в целом.  После того, как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается расширяются границы познавательной деятельности ребенка. Коммуникативная компетенция, способность налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи речевых средств зависит от развития связной речи детей. Важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Мои личные наблюдения показывают, что дети, хорошо владеющие своей речью, чувствуют себя в группе комфортнее, они чаще становятся центром внимания сверстников, так как могут поделиться своими впечатлениями об увиденном, рассказать что-то интересное, легче общаются со взрослыми. Дети с выразительной речью и четкой дикцией чаще других выступают на утренниках: читают стихи, участвуют в разыгрывании мини - сценок. Остальные же дети остаются лишь пассивными наблюдателями и слушателями. Таких детей в группе – меньше. Я считаю, что проявить себя, выразить свою мысль, поделиться своими знаниями, чувствами должен каждый ребенок.  

   Я поставила перед собой цель: развивать у детей связную речь через театрализованную деятельность, в которой присутствует непременно атрибутика, подсказывающая дальнейшие события. Например, театрализованные игры оказывают большое и разностороннее влияние на личность ребенка. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Этому научит театр, где каждому найдется роль с учетом индивидуальных особенностей (темперамента, тембра голоса…). Ведь роли бывают разные. А диалогическая или монологическая речь будет просто необходимостью. Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. способствовать усвоению детьми социальных контактов друг с другом в процессе театрализованной деятельности, с использованием всех доступных средств (речевых и неречевых).
  2.  развивать устную речь дошкольников по всем направлениям  создать условия, в которых каждый ребенок проявит свои чувства, эмоции,  желания и взгляды;
  3.  воспитывать любовь к театру.

    Методы исследования:

1. Анализ научной и методической литературы развития связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.

2. Наблюдение за процессом развития детей, в результате применения программы в рамках дошкольного учреждения.

  Глава 1.  Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи дошкольников 

Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада.    Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием    усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм  общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок   отражает посредством языка.

1. воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные  компоненты: слуховое внимание, фонематический слух, способность        воспринимать данный темп и ритм.

2. развивать артикуляционный аппарат.

3. работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение производить        короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность  свободно говорить фразами.

4. воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

      Развитию диалогической речи детей в театрализованной деятельности предшествует совместная  работа педагогов и родителей по обогащению словарного запаса ребенка, формированию грамматического строя речи, работа над слоговой структурой слова, звукопроизношением, развитием фонематического слуха, памяти, внимания. Театрализованная деятельность дает возможность детям овладеть связной речью в более короткие сроки:

- знакомит с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения;

- активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру его речи, её интонационный строй;

- театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость;

    Таким образом, театрализованная деятельность способствует не только развитию диалогической речи детей, но и помогает всестороннему  гармоничному развитию личности ребенка. Отсюда мы можем констатировать, что театрализованная деятельность выполняет главную задачу дошкольного образования, в контексте гуманистического направления, а именно всестороннего развития личности дошкольника.

      Для развития  же выразительной стороны  речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

     Одним из этапов в развитии речи в театрализации является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании. Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки.

    В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем – продолжается работа по интонационной выразительности речи. Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка “Девочка и кошка”, “Собака и кошка”).

    Сказки служат для детей первым уроком нравственности морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера. Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится центрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх.Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Проигрывание сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу.

Глава 2. Классификация театрализованных игр

Театрализацию можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.

    В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.      Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

    Виды игр — драматизаций:

    Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.

    Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

    Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Виды театров:

       Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

    Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что  создает  сюрпризный элемент, вызывает интерес детей.

    Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

    Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

    Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

    Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетическим более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С.А.Козлова,  Е.Е.Кравцова)

   Глава 3. Организация театрализованной деятельности дошкольников средней группы

 Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Исследование включает  в себя 3 последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента.

В исследовании принимала участие  средняя группа МДОУ № 15.

Результаты по заданиям:

1. Составление рассказа по картинкам.

 Первое задание -  составление детьми предложений (на вопрос: «Что здесь изображено?»)  по 3 отдельным картинкам, изображающих  простые действия (мальчик одевается на прогулку, девочка поливает цветы, ребята делают зарядку). Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, которое  передает изображенное действие.

         Результаты показали, что многие дети испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом отмечалися нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы  с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. У 14 испытуемых из 20 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.

2. Пересказ текста.

       Цель -  выявить возможности детей в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Теремок»). 4 детей справились сами, а остальные  выполнили задание с  помощью экспериментатора.

      Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения.

        Анализ выполнения всех заданий показал следующее: на фоне значительного отставания в развитии связной монологической речи, отмечались существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности. Сопоставление результатов выполнения заданий позволило выделить две группы детей в зависимости от степени сформированности различных сторон связной монологической речи и навыков рассказывания. Первую, более слабую группу (9 человек), составили дети, у которых были выявлены серьёзные нарушения уже при построении высказываний на уровне фразы; резко выраженные нарушения наблюдались при выполнении всех или большей части заданий на составление рассказов. При этом требовалась помощь экспериментатора. Исследования показали, что дети этой группы не владеют навыками самостоятельного составления рассказа.

      У детей второй группы (11 человек) нарушения в построении отдельных сообщений были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой. Они, как правило, справлялись с заданием на построение фраз по наглядной опоре; при этом отмечались недостатки главным образом грамматико-синтаксическом оформлении фразы-высказывания. Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения. Результаты исследования находятся в Таблице:

   Вид задания

Самостоятельно

С небольшой

 помощью

Не

выполнено

Составление предложений по картинкам,

изображающим «простые»

действия.

14

6

-

Пересказ сказки

«Теремок»

4

15

1

 На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы:  У детей  дошкольного возраста отмечается значительное отставание в формировании навыков связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Таким образом, театрализованная деятельность способствует не только развитию связной речи детей, но и помогает всестороннему  гармоничному развитию личности ребенка. Отсюда следует, что театрализованная деятельность выполняет главную задачу дошкольного образования, в контексте гуманистического направления, а именно всестороннего развития личности дошкольника.  Таким образом, в результате проведенного теоретического исследования, можно сделать  выводы:

К творческим театрализованным играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных ли­тературным произведением.

Среди условий, благоприятных для развития театрали­зованных игр, нужно назвать следующие: с раннего возраста учить детей вслу­шиваться в художественное слово, эмо­ционально откликаться на него. Необходимо воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Глав­ный акцент в педагогическом руководстве театрализован­ными играми делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

Главная  цель педагогического руководства - бу­дить воображение ребенка, создавать условия для того, что­бы как можно больше изобретательности, творчества про­явили сами дети, именно в данном процессе у дошкольников начинают формироваться и знаковые обозначения тех или иных предметов и действий в игре. Отсюда, у ребенка возникает нетолько потребность в назывании объектов, но и в составлении связного текста, то есть нужно передать некий замысел, который также есть не только в театрализованных играх, но и в произведениях литературы, сказках и в простом изложении каких – то явлений или событий окружающего мира.  Следовательно, театрализованная игра открывает большие возможности для развития связной речи детей дошкольного возраста.

      Использование  театрализации в целом повысило уровень развития связной речи. Так, самостоятельно составить рассказ по картинкам смогли 14 дошкольников по сравнению  с   6  детьми на первом этапе эксперимента. С небольшой, даже можно сказать, незначительной помощью смогли справиться с этим заданием 4 человека в отличие с 14 дошкольниками до начала проведения занятий.  Количество детей, составивших рассказ при активном содействии экспериментатора, составило 4 детей.  В настоящее время с этим заданием справляются все дети, участвующие в эксперименте.

      В результате  были решены следующие задачи:

  1. Изучена отечественная и зарубежная литература по проблеме  развития связной речи дошкольников.
  2. Рассмотрена театрализованная игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
  3. Исследованы особенности использования театрализации для развития связной речи детей дошкольного возраста.
  4. Экспериментально изучены методы развития речи у детей дошкольного возраста  посредством театрализованной игры.

В заключении я пришла к такому выводу, что   применение театрализованной игры для развития речи  детей дошкольного возраста эффективно, если обеспечить систему использования методов на специально организованных занятиях и в повседневной жизни.

Список литературы: 

  1. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.
  2. Ворошнина  Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 1991г.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991г. 92 с.
  4. Ушакова О.С. Развития речи дошкольников. - М., 2001г
  5. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ "Сфера", 2001, 2002
  6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика – Синтез, 2008
  7. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008
  8. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация