0+



 

Опубликовано 15.04.2016г.

Автор: Воспитатель старшей группы

Каткаева Тамара Александровна

 МКОУ «Промысловская ООШ» структурное подразделение

«Детский сад» Светлячок» с.Промысловка»

 

Цель: познакомить детей с национальным своеобразием малой родины, с традициями и обычаями национальностей, живущих в нашем краю.

 Задачи: воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, уважать их традиции и обычаи, воспитывать  чувство патриотизма, любви и привязанности к Родине.

Предварительная работа: оформление стендов « Я – астраханец», «История села в фотографиях», оформление « Красной книги Астраханской области», изготовление макета калмыцкой кибитки, изучение стихов и танцев  разных народов.

Дети под песню «О России» входят в зал.

Воспитатель : Здравствуйте, дети. Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о нашей Родине, о традициях народов, живущих в нашем краю.

   На карте мира не найдешь

   Тот дом, в котором ты живешь.

   И даже улицы родной

   Ты не найдешь на карте той.

   Но мы всегда с тобой найдем

   Свою страну, наш общий дом.

Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Правильно, ребята. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя - Россия. Давайте посмотрим на карту. Кто сможет показать границы нашей страны? (Ребенок показывает).

Воспитатель: Видите, дети, какую огромную территорию занимает Россия.Наша страна - самая большая в мире. Когда на одном конце страны люди ложатся спать, то на другом - начинается утро. Вот какая огромная наша Россия! Ребята, кто из вас расскажет стихотворение о России?

(Дети читают «Как велика моя земля…»)

   Как велика моя земля,

   Как широки просторы!

   Озера, реки и поля,

   Леса, и степь, и горы!

   Раскинулась моя страна

   От севера до юга:

   Когда в одном краю весна,

   В другом – снега и вьюга.

Воспитатель:- А сейчас, ребята, я приглашаю вас подойти к ленте, взять ее обеими руками так, чтобы лента оказалась внутри круга. Вот, ребята, вы сами обозначили границы нашей страны. А теперь поднимите ленту вверх и сделайте так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента – снаружи. Что сделала ленточка с нами?

(Дети отвечают, что лента объединила нас, мы оказались внутри границы, мы вместе.)

Воспитатель: - Ребята, как называют людей, живущих в России?

Дети:- Людей, живущих в России, называют россиянами.

Воспитатель:- Правильно, мы с вами россияне. Россия – это наша большая Родина. Родиной мы ее называем потому, что в ней мы родились, здесь все говорят на родном нам языке и все для нас здесь родное. Родина для нас как мать: она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила нас своему языку. (Перекличка)

 Воспитатель:- Что мы Родиной зовем?

   Ребенок 1:- Дом, где мы с тобой живем.

   Ребенок 2:-И березы у дороги, по которой мы идем.

Воспитатель: - Что мы Родиной зовем?

   Ребенок 3 – Солнце в небе голубом.

   Ребенок 4 – И душистый, золотистый

                         Хлеб за праздничным столом.

Воспитатель:- Что мы Родиной зовем?

   Дети (хором):- Край, где мы с тобой живем!

Воспитатель:- Ребята, как называется край, где мы с вами живем?

Дети:- Наш край называется Астраханская область.

Воспитатель:- В каком селе мы живем?

Дети:- Мы живем в селе Промысловка.

Воспитатель:- Широка и могуча наша Родина, но у каждого человека есть «малая» родина. «Малая» родина - это то место, где вы родились, где живут ваши родители, где вы ходите в детский сад. А скоро пойдете в школу. Промысловка – наша « малая» родина.

(Ребенок читает стихотворение)

   Малая Родина – островок земли.

   Под окном смородина, вишни расцвели.

   Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

   Ласковая родина малая моя.

Воспитатель:- А сейчас, ребята, я расскажу вам, как образовалось наше село и почему оно так называется. На месте нашего села были болота и камыши. Постепенно болота высыхали и получались островки. На этих островках и поселились первые жители нашего села. Здесь протекал ерик. Людям, которые приехали сюда жить, понравилось, что в ерике было много рыбы, они обосновались здесь и стали звать своих родственников и знакомых в эти края. Постепенно село росло, люди занимались рыболовством, строили рыбные промыслы. Отсюда и название «Промысловка». В августе этого года у нас был большой праздник. Село наше отмечало свой день рождения. Ему исполнилось 165 лет. Вы ходили на праздник? (дети отвечают). Давайте вернемся в этот день и вспомним, как это было. (дети смотрят кадры с праздника)

Дети, вы обратили внимание, что на празднике были люди разных национальностей? Представители каких национальностей живут в нашем селе? А в нашей группе? (ответы детей) Первыми жителями села являются калмыки и русские. Давайте сейчас мы пойдем в гости в русскую избу. Мы познакомимся с интересным обычаем русского народа. (Звучит русская народная мелодия. Входит хозяйка с караваем на расшитом рушнике.)

Хозяйка избы:- Здравствуйте, гости дорогие!

   Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом,

   Встретить щедро, от души, с уважением большим

   То гостей таких встречаем круглым, пышным караваем!

   Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

   С караваем соль подносим, поклонясь, отведать просим! (хозяйка кланяется гостям)

   Этот наш обычай вечный – из далекой старины.

   Честь гостям и радость  встречи словно символ доброты!

Обычай приветствовать гостей с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. В русском языке есть много пословиц о хлебе с солью. Дети, вы знаете такие пословицы? (ответы детей)

   Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

   Без соли, без хлеба – худа беседа.

   Соли не жалей, так и есть веселей.

   Хлеб – соль разбойника побеждает.

Хозяйка избы: - Присаживайтесь, гости дорогие, за стол. Я угощу вас караваем. ( хозяйка отламывает по кусочку каравая, окунает в соль и предлагает отведать детям) В наше время приветствуют сидящих за столом словами « Приятного аппетита», а в старину в таком случае говорили: «Хлеб да соль!» Считалось, что эти слова отгонят нечистую силу и всякое зло. В старые времена соль была очень дорогой, ее использовали только в особенных случаях. Даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Если гость случайно или - чего доброго- умышленно просыпал соль, это считалось неуважением к хозяевам. Поэтому, когда угощали гостей хлебом с солью, через хлеб желали им благополучия , а тот, кто отведал соли, не может быть врагом. Вот такой интересный обычай был у русского народа.

Воспитатель:- Ребята, вам понравилось в гостях? О каком обычае вы узнали? ( ответы детей)

Звучит калмыцкая мелодия.

Воспитатель: - Ребята, какая красивая мелодия звучит. Давайте посмотрим, кто на ней играет. Здравствуйте, уважаемая.

Женщина-калмычка: ( здоровается на калмыцком языке) Я с вами поздоровалась на калмыцком языке. Садитесь, гости дорогие.(дети замешкались, не зная, куда садиться) Ребята, садитесь на ковер, как я сижу  

(показывает). В давние времена калмыки занимались разведением скота: выращивали овец, коров, лошадей, верблюдов; перегоняли их с пастбища на пастбище, поэтому имели жилище, которое можно было легко перевозить с места на место. Такое жилище называлось «кибитка». Не было мебели, чтобы легко можно было переезжать.

Воспитатель:- А что за удивительная  мелодия звучала и как называется инструмент, который издает эти звуки?

Женщина-калмычка:- Это национальный калмыцкий инструмент и называется он «домбра». Калмыцкий народ умел и потрудиться, и отдохнуть: под звуки домбры и пели, и танцевали. А еще калмыки свято соблюдали свои обычаи и традиции.

Воспитатель:- А это что такое? (показывает на возрастные лампадки)

Женщина-калмычка:- Это возрастные лампадки. Приближается большой  калмыцкий праздник-Зул. Этот день отмечается как общий день рождения. В этот день все люди становятся старше на год. Вот и вы, ребята, сейчас можете тоже приготовить себе возрастные лампадки. Для этого вам надо отсчитать столько палочек, сколько вам лет, и еще прибавить по одной. (дети отсчитывают палочки) В этот день принято приглашать в гости пожилых людей, чтобы они поздравили вас, сказали вам благопожелания, то есть совершили обряд продления вашей жизни.

Воспитатель:- Дети, интересный обычай у калмыков? Скажем хозяйке «спасибо». До свидания. Ребята, мы с вами познакомились с обычаями и 

традициями русского и калмыцкого народов. В нашей группе есть и чеченцы. С обычаями чеченского народа мы познакомимся в следующий раз, а сейчас наши ребята покажут свой национальный, зажигательный танец.(танец-лезгинка)

Воспитатель: - Ребята, наши предки оставили нам очень много обычаев и традиций. Мы должны уважать их и хранить. Но самой главной традицией является многовековая дружба всех народов России.

   Давайте, дети, дружить друг с другом,

   Как птица с небом, как травы с лугом,

   Как ветер с морем, поля с дождями,

   (хором) Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый  солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, мы готовы поделиться им со всем миром! Все вместе мы- большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой и никакие тучи не смогут нас разъединить! 

Давайте, ребята, назло непогодам

   Обнимем Россию своим хороводом!

(танец «Большой хоровод»)

Дети:- (хором) Мы разных народов большая семья!

                             И этим гордиться должны мы, друзья!

Воспитатель:- Вот и подошла к концу наша образовательная деятельность. Спасибо всем. Желаем всего доброго!

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация