Опубликовано 15.04.2016г.
Автор: Воспитатель старшей группы
Каткаева Тамара Александровна
МКОУ «Промысловская ООШ» структурное подразделение
«Детский сад» Светлячок» с.Промысловка»
Цель: познакомить детей с национальным своеобразием малой родины, с традициями и обычаями национальностей, живущих в нашем краю.
Задачи: воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, уважать их традиции и обычаи, воспитывать чувство патриотизма, любви и привязанности к Родине.
Предварительная работа: оформление стендов « Я – астраханец», «История села в фотографиях», оформление « Красной книги Астраханской области», изготовление макета калмыцкой кибитки, изучение стихов и танцев разных народов.
Дети под песню «О России» входят в зал.
Воспитатель : Здравствуйте, дети. Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о нашей Родине, о традициях народов, живущих в нашем краю.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Правильно, ребята. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя - Россия. Давайте посмотрим на карту. Кто сможет показать границы нашей страны? (Ребенок показывает).
Воспитатель: Видите, дети, какую огромную территорию занимает Россия.Наша страна - самая большая в мире. Когда на одном конце страны люди ложатся спать, то на другом - начинается утро. Вот какая огромная наша Россия! Ребята, кто из вас расскажет стихотворение о России?
(Дети читают «Как велика моя земля…»)
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Воспитатель:- А сейчас, ребята, я приглашаю вас подойти к ленте, взять ее обеими руками так, чтобы лента оказалась внутри круга. Вот, ребята, вы сами обозначили границы нашей страны. А теперь поднимите ленту вверх и сделайте так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента – снаружи. Что сделала ленточка с нами?
(Дети отвечают, что лента объединила нас, мы оказались внутри границы, мы вместе.)
Воспитатель: - Ребята, как называют людей, живущих в России?
Дети:- Людей, живущих в России, называют россиянами.
Воспитатель:- Правильно, мы с вами россияне. Россия – это наша большая Родина. Родиной мы ее называем потому, что в ней мы родились, здесь все говорят на родном нам языке и все для нас здесь родное. Родина для нас как мать: она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила нас своему языку. (Перекличка)
Воспитатель:- Что мы Родиной зовем?
Ребенок 1:- Дом, где мы с тобой живем.
Ребенок 2:-И березы у дороги, по которой мы идем.
Воспитатель: - Что мы Родиной зовем?
Ребенок 3 – Солнце в небе голубом.
Ребенок 4 – И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Воспитатель:- Что мы Родиной зовем?
Дети (хором):- Край, где мы с тобой живем!
Воспитатель:- Ребята, как называется край, где мы с вами живем?
Дети:- Наш край называется Астраханская область.
Воспитатель:- В каком селе мы живем?
Дети:- Мы живем в селе Промысловка.
Воспитатель:- Широка и могуча наша Родина, но у каждого человека есть «малая» родина. «Малая» родина - это то место, где вы родились, где живут ваши родители, где вы ходите в детский сад. А скоро пойдете в школу. Промысловка – наша « малая» родина.
(Ребенок читает стихотворение)
Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая родина малая моя.
Воспитатель:- А сейчас, ребята, я расскажу вам, как образовалось наше село и почему оно так называется. На месте нашего села были болота и камыши. Постепенно болота высыхали и получались островки. На этих островках и поселились первые жители нашего села. Здесь протекал ерик. Людям, которые приехали сюда жить, понравилось, что в ерике было много рыбы, они обосновались здесь и стали звать своих родственников и знакомых в эти края. Постепенно село росло, люди занимались рыболовством, строили рыбные промыслы. Отсюда и название «Промысловка». В августе этого года у нас был большой праздник. Село наше отмечало свой день рождения. Ему исполнилось 165 лет. Вы ходили на праздник? (дети отвечают). Давайте вернемся в этот день и вспомним, как это было. (дети смотрят кадры с праздника)
Дети, вы обратили внимание, что на празднике были люди разных национальностей? Представители каких национальностей живут в нашем селе? А в нашей группе? (ответы детей) Первыми жителями села являются калмыки и русские. Давайте сейчас мы пойдем в гости в русскую избу. Мы познакомимся с интересным обычаем русского народа. (Звучит русская народная мелодия. Входит хозяйка с караваем на расшитом рушнике.)
Хозяйка избы:- Здравствуйте, гости дорогие!
Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим
То гостей таких встречаем круглым, пышным караваем!
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
С караваем соль подносим, поклонясь, отведать просим! (хозяйка кланяется гостям)
Этот наш обычай вечный – из далекой старины.
Честь гостям и радость встречи словно символ доброты!
Обычай приветствовать гостей с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. В русском языке есть много пословиц о хлебе с солью. Дети, вы знаете такие пословицы? (ответы детей)
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли, без хлеба – худа беседа.
Соли не жалей, так и есть веселей.
Хлеб – соль разбойника побеждает.
Хозяйка избы: - Присаживайтесь, гости дорогие, за стол. Я угощу вас караваем. ( хозяйка отламывает по кусочку каравая, окунает в соль и предлагает отведать детям) В наше время приветствуют сидящих за столом словами « Приятного аппетита», а в старину в таком случае говорили: «Хлеб да соль!» Считалось, что эти слова отгонят нечистую силу и всякое зло. В старые времена соль была очень дорогой, ее использовали только в особенных случаях. Даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Если гость случайно или - чего доброго- умышленно просыпал соль, это считалось неуважением к хозяевам. Поэтому, когда угощали гостей хлебом с солью, через хлеб желали им благополучия , а тот, кто отведал соли, не может быть врагом. Вот такой интересный обычай был у русского народа.
Воспитатель:- Ребята, вам понравилось в гостях? О каком обычае вы узнали? ( ответы детей)
Звучит калмыцкая мелодия.
Воспитатель: - Ребята, какая красивая мелодия звучит. Давайте посмотрим, кто на ней играет. Здравствуйте, уважаемая.
Женщина-калмычка: ( здоровается на калмыцком языке) Я с вами поздоровалась на калмыцком языке. Садитесь, гости дорогие.(дети замешкались, не зная, куда садиться) Ребята, садитесь на ковер, как я сижу
(показывает). В давние времена калмыки занимались разведением скота: выращивали овец, коров, лошадей, верблюдов; перегоняли их с пастбища на пастбище, поэтому имели жилище, которое можно было легко перевозить с места на место. Такое жилище называлось «кибитка». Не было мебели, чтобы легко можно было переезжать.
Воспитатель:- А что за удивительная мелодия звучала и как называется инструмент, который издает эти звуки?
Женщина-калмычка:- Это национальный калмыцкий инструмент и называется он «домбра». Калмыцкий народ умел и потрудиться, и отдохнуть: под звуки домбры и пели, и танцевали. А еще калмыки свято соблюдали свои обычаи и традиции.
Воспитатель:- А это что такое? (показывает на возрастные лампадки)
Женщина-калмычка:- Это возрастные лампадки. Приближается большой калмыцкий праздник-Зул. Этот день отмечается как общий день рождения. В этот день все люди становятся старше на год. Вот и вы, ребята, сейчас можете тоже приготовить себе возрастные лампадки. Для этого вам надо отсчитать столько палочек, сколько вам лет, и еще прибавить по одной. (дети отсчитывают палочки) В этот день принято приглашать в гости пожилых людей, чтобы они поздравили вас, сказали вам благопожелания, то есть совершили обряд продления вашей жизни.
Воспитатель:- Дети, интересный обычай у калмыков? Скажем хозяйке «спасибо». До свидания. Ребята, мы с вами познакомились с обычаями и
традициями русского и калмыцкого народов. В нашей группе есть и чеченцы. С обычаями чеченского народа мы познакомимся в следующий раз, а сейчас наши ребята покажут свой национальный, зажигательный танец.(танец-лезгинка)
Воспитатель: - Ребята, наши предки оставили нам очень много обычаев и традиций. Мы должны уважать их и хранить. Но самой главной традицией является многовековая дружба всех народов России.
Давайте, дети, дружить друг с другом,
Как птица с небом, как травы с лугом,
Как ветер с морем, поля с дождями,
(хором) Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, мы готовы поделиться им со всем миром! Все вместе мы- большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой и никакие тучи не смогут нас разъединить!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем Россию своим хороводом!
(танец «Большой хоровод»)
Дети:- (хором) Мы разных народов большая семья!
И этим гордиться должны мы, друзья!
Воспитатель:- Вот и подошла к концу наша образовательная деятельность. Спасибо всем. Желаем всего доброго!